Аттестация государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы служит анализ законодательства, регламентирующего аттестацию госслужащих.
Для достижения цели поставлены и решены задачи:
1) Дать понятие, рассмотреть задачи и сроки проведения аттестации;
2) Изучить этапы проведения аттестации;
3) Проанализировать отличия аттестации и квалификационного экзамена.

Содержание

Введение 3
1.Правовые основы аттестации государственных служащих 5
1.1.Понятие, задачи и сроки проведения аттестации 5
1.2.Этапы проведения аттестации 7
2.Отличие аттестации и квалификационного экзамена 17
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Админ_правовое регулирование_Аттестация государственных служащих.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Н.Н. Клища, составляемые органами исполнительной власти Российской Федерации доклады о результатах  и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования11 могли бы «связать цели и задачи органов власти с деятельностью государственных служащих». Однако, как правильно отмечает автор, в существующей практике планирования отсутствует связь с показателями результативности, так как устанавливаются только сроки выполнения заданий и ответственные лица, а также «очень часто невозможно сказать с определенностью, на решение какой задачи направлена та или иная функциональная деятельность, нужна ли она вообще... отсутствует и возможность оценить результативность исполнения функции»

С определением эффективности  и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего непосредственно связана  и такая характеристика, как участие  гражданского служащего в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, позволяющая, на наш взгляд, оценить периодичность исполнения предусмотренных должностным регламентом гражданского служащего должностных обязанностей за аттестационный период. Четкая оценка этого показателя во многом зависит от качества подготовки представляемого в аттестационную комиссию отзыва об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписываемого непосредственным руководителем гражданского служащего и утверждаемого вышестоящим руководителем (п. 12 Положения об аттестации).

Согласно п. 13 Положения об аттестации в отзыве указывается: 1) фамилия, имя, отчество гражданского служащего; 2) замещаемая им должность гражданской службы на момент проведения аттестации, дата назначения на эту должность; 3) перечень основных вопросов (документы), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие; 4) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Непосредственным приложением  к рассматриваемому отзыву согласно п. 14 Положения об аттестации являются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за аттестационный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, которые, как полагаем, предъявляются гражданским служащим в порядке, определяемом представителем нанимателя.

На основе анализа  выполненных гражданским служащим поручений, подготовленных им проектов документов и их сопоставления с должностными обязанностями гражданского служащего непосредственным руководителем гражданского служащего дается мотивированный отзыв. Однако анализ практики проведения аттестации гражданских служащих позволяет отметить, что при оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего возникают определенные сложности, связанные с тем, что:

а) методы оценки профессиональных качеств подлежат применению при  сдаче квалификационного экзамена и определение на их основе профессионального уровня гражданского служащего является прерогативой соответствующей комиссии государственного органа, а не непосредственного руководителя аттестуемого гражданского служащего;

б) оценка личностных качеств  гражданского служащего, под которыми согласно абзацу шестому п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует понимать, например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли, «раскрывает индивидуальные способности сотрудника, а не результаты работы и профессиональные знания»12 и не связана с целью аттестации (предметом оценки выступает профессиональная служебная деятельность гражданского служащего (п. 2 Положения о проведении аттестации)).

При мотивированном анализе  результатов профессиональной служебной  деятельности гражданского служащего  во внимание должно быть принято не только количество подготовленных гражданским  служащим в соответствии с должностными обязанностями документов за аттестационный период, но и успешность выполнения тех или иных заданий, направленных на решение поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач.

Учитывая это, полагаем, что в отзыве об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего должна основываться на достигнутых гражданским служащим результатах работы, а его профессиональные качества - исходя из итогов квалификационного экзамена.

Предмет оценки предопределяет и способы его установления. Если проведение квалификационного экзамена предусматривает применение экзаменационных  процедур с использованием методов  оценки профессиональных качеств гражданских служащих, то при аттестации, как полагаем, основным методом оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, ее результатов будет выступать анализ переданных в аттестационную комиссию документов (их обсуждение и рассмотрение), таких, как13: 1) положение о государственном органе (административный регламент государственного органа); 2) положение о подразделении государственного органа, в котором аттестуемый гражданский служащий замещает должность гражданской службы; 3) должностной регламент гражданского служащего; 4) отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; 5) дополнительные сведения, представленные в аттестационную комиссию гражданским служащим о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период; 6) заявление гражданского служащего о его несогласии с представленным отзывом; 7) пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя; 8) аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации, позволяющий сравнить сведения о гражданском служащем, проверить выполнение им замечаний и предложений аттестационной комиссии. При этом аттестуемому гражданскому служащему, полагаем, в форме собеседования могут быть заданы вопросы относительно результатов его профессиональной служебной деятельности, опыта работы; соблюдения им налагаемых законом ограничений; наличия (отсутствия) нарушений запретов; выполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе; возможных предложений по совершенствованию профессиональной служебной деятельности и организации деятельности соответствующего подразделения государственного органа, решению поставленных задач. Вопросы, предложенные гражданскому служащему аттестационной комиссией, а также ответы на них кратко отражаются в аттестационном листе гражданского служащего.

  Решения, выносимые по результатам квалификационного экзамена в отношении экзаменуемых гражданских служащих уполномоченной на это конкурсной или аттестационной комиссией, отличаются от принимаемых по результатам аттестации гражданских служащих по их содержанию и возможным для гражданских служащих правовым последствиям реализации рассматриваемых процедур.

Так, «правовым последствием сдачи квалификационного экзамена является присвоение классного чина»14. При проведении же аттестации гражданских служащих аттестационная комиссия может принять только одно из следующих решений в отношении аттестуемого гражданского служащего:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и  рекомендуется к включению в  установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при  условии успешного прохождения  профессиональной переподготовки или  повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

При равенстве голосов  гражданский служащий признается соответствующим  замещаемой должности гражданской  службы.

Данное правило, предусмотренное п. 19 Положения об аттестации, по нашему мнению, может быть применено аттестационной комиссией только в случае постановки на голосование последнего из представленных вариантов решений - о несоответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. При этом рассматриваемое правило должно позволять комиссии не только при разделении голосов признать гражданского служащего соответствующим замещаемой должности гражданской службы, но и определить условия данного соответствия.

Обобщение практики работы аттестационных комиссий органов исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации позволяет отметить, что  большинство аттестуемых гражданских  служащих признаются по результатам  аттестации соответствующими замещаемым должностям гражданской службы.

Аттестационная комиссия также вправе выразить замечания  и предложения и отразить их в  аттестационном листе гражданского служащего. Как полагаем, они могут  быть сформулированы в отношении  всех аттестуемых гражданских служащих, в том числе признанных соответствующими замещаемым должностям гражданской службы, и направлены на улучшение их профессиональной служебной деятельности, «совершенствование профессионального мастерства или профессионального развития... с использованием индивидуальных программ обучения и самоподготовки служащих»15. Замечания и предложения, даваемые в отношении гражданских служащих, признанных соответствующими замещаемым должностям гражданской службы, видимо, не должны влечь правовых последствий.

Как отмечалось выше, аттестационная комиссия вправе вынести заключение о соответствии гражданского служащего  замещаемой должности гражданской  службы и рекомендации его к включению  в установленном порядке в  кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Это решение с учетом положения, предусмотренного подп. «а» п. 23 Положения об аттестации, должно иметь определенное правовое значение, выступать «основой для служебного продвижения гражданского служащего»16. Однако, на наш взгляд, оно не свойственно аттестации гражданских служащих, так как:

1) не соответствует  цели аттестации;

2) не обеспечивает  равного доступа граждан к  государственной службе и, соответственно, противоречит правилу формирования  на конкурсной основе для замещения  должностей гражданской службы  кадрового резерва (ст. 64 Закона N 79-ФЗ);

3) не позволяет определить:

- в какой из кадровых  резервов рекомендуется гражданский  служащий к включению - в федеральный  кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации либо в кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации;

- на какую из вышестоящих  должностей гражданской службы  гражданский служащий подлежит  включению в кадровый резерв;

- на основании каких  данных аттестационной комиссией  установлено соответствие гражданского  служащего квалификационным требованиям  по вышестоящей должности гражданской  службы;

- какие правовые последствия  влечет данное решение аттестационной комиссии в отношении гражданского служащего в случае отражения мнения аттестационной комиссии в решении представителя нанимателя (правовом акте государственного органа)17.

 

Заключение

 

Аттестации подлежат не все категории государственных  гражданских служащих. Как определено п. 3 Положения N 110, к аттестации не допускаются государственные гражданские служащие:

- проработавшие в занимаемой  должности гражданской службы  менее одного года;

- достигшие возраста 60 лет;

- беременные женщины;

- находящиеся в отпуске  по беременности и родам и  отпуске по уходу за ребенком  до достижения им возраста  трех лет. Аттестация указанных  государственных гражданских служащих  возможна не ранее чем через  год после выхода из отпуска;

- замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

- в течение года  со дня сдачи квалификационного  экзамена.

В зависимости от результатов  аттестации в течение одного месяца по ее окончании издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий (п. 23 Положения N 110):

- подлежит включению  в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

- направляется на профессиональную  переподготовку или повышение  квалификации;

- понижается в должности  гражданской службы.

При назначении аттестации следует учитывать, что в обычном порядке аттестация государственного гражданского служащего не может проводиться реже чем раз в три года в соответствии с утвержденными графиками.

Таким образом, аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

Стоит также отметить, что гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в  соответствии с законодательством РФ.

  Государственные  (муниципальные) учреждения вправе  разработать свои положения о  проведении аттестации с учетом  особенностей Положения N 110. Такие положения, в частности, разработаны Рострудом, Минздравсоцразвития, Минспорттуризма и другими учреждениями.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). Далее-Закон
  2. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110.
  3. Антошина Н.М. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы // Власть. 2009. N 4. С. 9
  4. Башуров В.Б. Отграничение квалификационного экзамена от аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации // Современное право. 2011. N 11. С. 82 - 88.
  5. Вырупаева Т.В. Формирование системы критериальной оценки деятельности государственных и муниципальных служащих // Известия ИГЭА. 2006. N 5(50). С. 93.
  6. Дубик С. Государственная служба Российской Федерации: основные направления реформирования и развития // Государственная служба. 2006. N 2. С. 49.
  7. Заварихина С.А. Аттестация государственных служащих // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 17, сентябрь 2009.-С.52-60
  8. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2002. – с.30-37
  9. Клищ Н.Н. Повышение результативности деятельности государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. С. 20.
  10. Колесников В.Л. Аттестация государственных служащих: технология, результативность, проблемы совершенствования // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Майкоп; Ростов н/Д, 2003. (Цит. по: Батуев Ц.Б. Оценка деятельности государственных служащих как инструмент кадровой работы в Республике Бурятия // Власть. 2008. N 10. С. 84.)
  11. Меньшова В.Н. Оценка профессионального уровня гражданских служащих: первые уроки // Научные записки Сибирской академии государственной службы. 2006. N 3. С. 98.
  12. Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы. М., 2006. С. 186.
  13. Соломатин Е.Ю. Административно-правовое регулирование формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 19.
  14. Сурманидзе И.Н. Проблемы правового регулирования прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Киров, 2005. С. 24 - 25.

Информация о работе Аттестация государственных служащих