Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:17, реферат

Краткое описание

Данная тема имеет актуальность в научном и практическом отношении вызывающую до сих пор неоднозначные подходы к ее проблематики со стороны ученых и практиков.
Организованная преступность - исключительно опасное явление, которое в нашей стране не встречает, к большому сожалению, адекватного противодействия со стороны государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и признаки организованной преступности. 4
2. Организационные, правовые и экономические основы борьбы с организованной преступностью. 8
3. Комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью…………………………………………....13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………21
ЛИТЕРАТУРА 23

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ3.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

КАФЕДРА

Государственного и  муниципального управления

 

 

 

Реферат

 

 

на тему:

Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            

Выполнила:

студентка 5 курса

5132  группы

Юсубова Н.Б.

 

 

 

Проверила:

Проф.Ходачек И.А.

 

 

 

Санкт-Петербург,

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная тема имеет актуальность в научном и практическом отношении вызывающую до сих пор неоднозначные подходы к ее проблематики со стороны ученых и практиков.

Организованная преступность - исключительно опасное явление, которое в нашей стране не встречает, к большому сожалению, адекватного противодействия со стороны государства.

Актуальность этого социально-криминологического явления, прежде всего обусловлено  свойственным ей характером и исключительно  высокой степенью общественной опасности, наличием структурной организации и целями для достижения которых она возникла.

Острота данной проблемы требует серьезного исследования и изучения. Процесс исследования организованной преступности необходимо проводить полно и объективно. Глубоко анализировать причины  и условия; формы проявления и сферы влияния; тенденции и цели; прогнозировать характер и степень общественно опасных последствий.

Такое тщательное исследование позволит разработать и реализовать  специальные меры противодействия, что в конечном итоге благотворно  послужит оздоровлению целому кругу общественных отношений, которые, к сожалению на сегодняшний день находятся под пятой организованной преступности.

Для достижения общественно  полезных целей в борьбе с организованной преступности и посвящено данное исследование.

 

 

 

 

 

 

Понятие и признаки

организованной преступности.

 

Организованная  преступность - это общественно опасное  социальное явление, характеризующееся  тесным смыкание уголовного мира с  теневыми экономическими структурами, создающее с помощью коррупции  систему защиты от социального контроля. Проявляющее себя в деятельности устойчивых преступных сообществ, обладающих иерархическим организационным построением и сплоченностью, занимающихся совершением преступлений как промыслом, контролирующих источники противоправных, а также отдельных видов правомерных доходов на территориях или сферах социальной практики.

Первый признак - это общественная опасность организованной преступности.

Особенность общественной опасности организованной преступности характеризуется формами  проявления организованной преступной деятельности, а также выражается в угрозе, направленной на устои государственной власти и подрыве общественной безопасности.

Второй признак - это смыкание уголовной преступности с теневой экономической преступностью. После того, как появилась теневая экономическая преступность, пошел процесс срастания уголовной преступности с теневой экономической преступностью, в результате чего возник криминальный альянс между этими двумя, качественно разными категориями преступников, объединенных одной целью - незаконной наживой и получением фактической власти.

Третий признак - коррупция. Под коррупцией следует  понимать использование лицами, уполномоченными  на выполнение государственных функций, своего официального положения и  связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных благ, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами1.

Коррупцию следует отличать от обычных  взяток, так как она означает разложение и продажность чиновников. В результате систематических получений взяток и выполнения за них каких-либо действий чиновниками, образуется коррупция (продажность государственной власти). Коррумпированный чиновник начинает состоять на двух службах одновременно: официальной (государственной) и неофициальной (в преступной организации). Так как коррупция связана с деятельностью чиновников в ущерб общественным и государственным интересам, то мотивы ее разнообразны. Криминологи установили три формы коррупции.

Первая форма - политическая коррупция (получила свое название в средствах массовой информации). Это вступление работников государственной власти в противоречие с нормами морали и закона в основном не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, в которых главным принципом является “рука руку моет”, то есть родственные связи, кумовство и т.д. Осуществляли такие должностные лица исключительно нужную им политику в том или ином регионе. Например, на территориях, где определенную роль играют родоплеменные отношения и активно действуют нормы обычного права в виде традиций. Наглядный пример тому Калмыкия, Чечня и т.д.

Вторая форма  коррупции связана исключительно  с уголовной деятельностью и  основана на подкупе должностных  лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги. Причем обе стороны преследуют здесь корыстные цели и стремятся друг к другу.

Третья форма  коррупции - это установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма связана с организованной преступностью и нередко помимо подкупа в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц. Говоря, о таком признаке организованной преступности как коррупция, следует заметить, что не каждая организованная преступность располагает прямыми уголовными связями и контактами с представителями государственного аппарата власти. В уголовной среде существуют люди, которые специализируются на установлении таких связей2.

Четвертый признак - это наличие преступных сообществ (объединений), объединившихся для систематического совершения преступлений. В таких  преступных сообществах наблюдается  достаточно выраженная иерархия, иными словами, соподчиненность ее участников, жесткая дисциплина, основанная на специально устанавливаемых нормах поведения и дополненная уголовными традициями, характерными для преступного мира. Власть в группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а количество участников колеблется от нескольких десятков до двух-трех тысяч участников преступного сообщества, например, по данным МВД Российской Федерации, в г. Москве солнцевское преступное сообщество на сегодняшний день насчитывает две тысячи человек3.

Пятый признак - экономический, так как деятельность организованной преступности направлена на получение крупных денежных сумм (прибыли) и материальных ценностей.

Совершение  преступлений как промысел будет  являться стержнем организованной преступности. Систематическое нарушение закона преследует главную цель - обогащение.

Все изученные  российскими криминологами организованные преступные группы и сообщества создавались  для систематического совершения преступлений в виде промысла в целях получения экономической выгоды.

Шестой признак - это наличие контроля организованной преступности, как за источником получения  неправомерных доходов, так и  за источниками получения правомерных  доходов. Этот признак частично характеризует  одну исключительную особенность российской организованной преступности.

Как правило, организованная преступность занимается деятельностью, которая  запрещена законом, как-то: контрабанда, торговля оружием, наркотиками, проституция  и т. д. Но в наших условиях при  отсутствии всяческого желания у государственной власти вести борьбу с организованной преступностью, которое обычно обосновывается специалистами как отсутствие определенного механизма и системы специальальных мер. Допускает контроль организованной преступности и за, так называемыми, нетрадиционными для нее источниками дохода, иначе говоря, за законной хозяйственной деятельностью, осуществляемой физическими и юридическими лицами в установленном законом порядке.

 

 

 

Организационные, правовые и экономические  основы борьбы с организованной преступностью.


 

Основным  звеном государственной системы  органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В  системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ.

В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба  с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем  перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность  специализированных подразделений  по борьбе с организованной преступностью  позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных  лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

  1. Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.
  2. Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.
  3. Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.
  4. Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп4.

Далее, необходимо разработать специальную систему  исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности и вытеснению ее из сферы социальной практики.

Итак, на основании  изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений  по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

1. Данные, связанные  с общеуголовной деятельностью организованной преступности.

1.1. Сведения  о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров  уголовной Среды, степень и  характер их влияния на преступную  активность антисоциального элемента.

1.2. Сведения  о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности.

1.3. Источники  пополнения этих средств как  по стране в целом, так и  по региону.

1.4. Сведения  о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций.

1.5. Сведения  о наличии контрразведовательной  деятельности членов преступных  сообществ.

1.6. Сведения  о наличии сходок членов организованных  преступных групп и сообществ  и решаемых на них вопросах.

1.7. Сведения  о наличии коррумпированной связи  ответственных должностных лиц  с организованными преступными  группами и сообществами.

1.8. Сведения  о наличии связей лидеров организованных  преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.

Информация о работе Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления