Виды административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ понятия, сущности и видов административного принуждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность административного принуждения;
рассмотреть классификации мер административного принуждения;
охарактеризовать меры административного принуждение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности административного принуждения.
Классификация мер административного принуждения 5
Глава 2. Виды административного принуждения
2.1 Административно-предупредительные меры 11
2.2 Меры административного пресечения 15
2.3 Меры административного взыскания (административная ответственность) 17
2.4 Административно-восстановительные меры 19
Заключение 21
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Административное принуждение.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Наличие нормы, устанавливающей  ответственность, и деяния, названного в этой норме, — это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т. д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы  были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание — правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам.

Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, — кара и преследует цели частной  и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности — стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

 

2.4 Административно-восстановительные меры

 

Восстановительные меры вообще и административно-восстановительные в частности применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием. К ним относятся снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, взыскание недоимки, пени.

Самовольно возведенные  жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут быть снесены. Вначале глава администрации обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести строение и привести земельный участок в порядок. В случае если это требование не будет выполнено в месячный срок, он дает распоряжение о сносе строения своими силами за счет виновного.

Изъятие у предприятий  и учреждений незаконно полученного  состоит во взимании в доход бюджета  сумм, полученных предприятиями и учреждениями путем нарушения финансовой дисциплины, норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, ст. 18 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» обязывает нарушителей соответствующих правовых актов восстановить первоначальное положение, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения норм о защите конкуренции на рынке ценных бумаг, во исполнение решения федерального антимонопольного органа.

Административно-восстановительными являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка — это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей. Выявив недоимку, налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное требование о ее погашении в установленный ею срок. Если требование остается без удовлетворения или ответа, то взыскание обращается на имущество виновного.

Пеня — это взыскание  за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа. По общему правилу она устанавливается в размере одной трехсотой ставки Центрального банка РФ, действовавшей на момент образования недоимки (нарушения сроков перечисления банком средств, неисполнения иных финансовых обязанностей). Уплата пени — это реализация восстановительной санкции. А особенность восстановительных санкций в том, что они могут быть исполнены добровольно. Без вмешательства властей виновный субъект может возместить причиненный вред, снести самовольно построенное сооружение, уплатить пеню.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, то есть выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, то есть применяются не только в качестве наказания за правонарушения, (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. Это означает, что их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность. В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.

Законодательство об административном принуждении и  административной ответственности выполняет важнейшие функции профилактики правонарушений, наказания за их совершение, возмещения имущественного ущерба, причиненного административными правонарушениями. Очевидной является в настоящее время тенденция к расширению действия механизма применения административного принуждения и административной ответственности. Поэтому законодательство об административной ответственности постоянно изменяется.

Институт административного  принуждения является одной из важнейших частей административного права Российской Федерации. С изменением всего административного права изменяются и составляющие его правовые институты и наоборот.

Административное принуждение  имеет свои индивидуальные особенности.

1. Основанием применения  мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, — преступление, не представляющее большой общественной опасности.

2. Меры административного  принуждения применяются к лицам  и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.

3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

4. Административное принуждение  осуществляется органами государственного управления и только в некоторых специальных случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций (технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном номами административного права.

5. Является результатом  реализации государственно-властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

Все меры административного  принуждения делятся обычно на три  вида: административно-предупредительные; административного пресечения; административные взыскания. Соответственно эти меры имеют различное юридическое значение.

Административное принуждение  играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.

Нечеткое или неполное правовое регулирование мер административного принуждения приводит к существенным нарушениям прав и интересов личности, общества и государства, поэтому необходимы постоянные научные исследования в этой области, постоянный мониторинг законодательства.

Нормативная база административного  права за последние годы в Российской Федерации значительно обновилась и расширилась. Формирование нового административного законодательства обусловлено быстрой реорганизацией системы и структуры органов государственного управления, механизма всей управленческой деятельности, потребностью улучшения контроля в управлении, реорганизацией системы административного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция РФ от 12.12.93 г. // Российская газета. 1993. № 237. –                     С. 56-59
  2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"// "Российская газета", N 105, 02.06.2001,
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Компьютерная справочно-правовая система «Консультант Плюс». Федеральное законодательство.
  4. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.03.2010) "Об оружии"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
  5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 30.12.01 № 196-ФЗ, от 10.01.03 № 15-ФЗ, от 30.06.03 № 86-ФЗ, от 22.08.04 № 122-ФЗ, от 09.05.05 № 45-ФЗ, от 31.12.05 № 199-ФЗ),от 08.11.07 № 258-ФЗ) "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5554.
  6. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 29.12.2009) "О милиции"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
  7. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 27.02.2009) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

 

Специальная литература

  1. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н.Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816с.
  2. Бибиков  В.Г. Административное право. М.: Юридическая литература. -  1993. -  с.201.
  3. Дихтиевский П. В. Теоретические проблемы определения административно-правового принуждения в сфере обеспечения личной безопасности // Журнал российского права. - 2004. - № 11.  
  4. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. – М.: Норма, 2008 г. – 512с.
  5. Жумагулов М.И. О сущности и понятии административно-правового принуждения //Государство и право. - 2006. - №11.
  6. Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. / Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов. – М.: ЮРИСТЪ, 2007. – 417с.
  7. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВФ МВД РФ, ТГУ, 1994.
  8. Тюрин В. А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве // Государство и право. - 2002. - № 7.  

 

1 Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. – М.: Норма, 2008 г. – С.212.

2 Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н.Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2008. - С. 517.

3 Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВФ МВД РФ, ТГУ, 1994. - С.89.

4 Бибиков В.Г. Административное право. М.: Юридическая литература. - 1993. - с.201.

5 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 30.12.01 № 196-ФЗ, от 10.01.03 № 15-ФЗ, от 30.06.03 № 86-ФЗ, от 22.08.04 № 122-ФЗ, от 09.05.05 № 45-ФЗ, от 31.12.05 № 199-ФЗ),от 08.11.07 № 258-ФЗ) "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5554.

6 Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 29.12.2009) "О милиции"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

7 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Компьютерная справочно-правовая система «Консультант Плюс». Федеральное законодательство.


Информация о работе Виды административного принуждения