Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:25, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
1. выявление основных признаков административного правонарушения;
2. рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3. выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.
Введение…………………………………………………………………………..…..…...3
1. Административное правонарушение…………………………………………...……..5
1.1 Административное правонарушение как основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности………………………………………………………….…………....…..5
1.2 Понятие и признаки административного правонарушения…………………...…...9
1.3 Юридический состав административного правонарушения……..…………….....13
1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения…………13
1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения………14
2. Виды административных правонарушений…………………………………..……..18
2.1 Основные положения………………………………………….…………...………..18
2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность……………………………………….……….21
2.2.1 Мелкое хулиганство……………………………………………………………….21
2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде…………………………………………………….22
2.2.3 Превышение скорости движения…………………………………………………23
2.2.4 Безбилетный проезд………………………………………………...……………..24
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………...27
Также содержание объективной стороны характеризуют и такие квалифицирующие признаки, как злостность и систематичность противоправного посягательства.
Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица. Это, например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних и т. д.
Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз, причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. В качестве примера можно назвать систематическое нарушение водителями правил дорожного движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию, в данном случае - лишение права управления транспортными средствами.
1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения
Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два - достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки - военнообязанный, иностранец и др.)
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. И только за отдельные составы правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях (нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и т.д.). Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.
Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.
Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешаются дипломатическим путем.
Также принято различать два вида субъектов административного правонарушения:
- индивидуальный (граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение). К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, т. е. лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций;
- коллективный (юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение). Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действующим законодательством субъектом административной ответственности признаются организации, имеющие статус юридического лица.
Ч.1,3,4 ст.4.2 КоАП РБ декларируют принцип равенства всех субъектов административной ответственности перед законом.
Согласно ст.26 Конституции Республики Беларусь действует принцип презумпции невиновности, что имеет важное практическое значение в рамках административных правоотношений, а именно:
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
- лицо, привлекаемое к
административной
- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Субъективная
сторона административного
В науке административного права существуют две разновидности составов административных правонарушений: формальный и материальный.
Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила, например нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, нарушение правил водопользования, выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства.
При формальном правонарушении, правонарушение считается оконченным в момент его совершения, независимо от наступивших последствий.
Для формальных составов правонарушений характерна умышленная вина. Она заключается в осознании виновным лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия.
Материальный состав
административного
В материальных составах административных правонарушений вина конкретизируется в отношении виновного лица к наступившим последствиям, т.е. в правовой норме изначально прямо указывается на наступление социально неблагоприятных последствий для объекта административного права.
2. Виды административных правонарушений
2.1 Основные положения
Условием существования гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом.
Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Защищенность, таким образом, суть общественной безопасности.
К основным объектам безопасности следует отнести:
- личность - ее права и свободы;
- общество - его материальные и духовные ценности;
- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
В виду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует.
В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.
Исходя из всего выше сказанного можно выделить следующие виды административных правонарушений:
- административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (такие, как умышленное причинение телесного повреждения, оскорбление или нарушение законодательства о труде);
- административные правонарушения против собственности (например, мелкое хищение, нарушение прав государственной собственности на леса, недра, воды, животный мир, умышленное уничтожение либо повреждение имущества и др.);
- административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (невозвращение из-за границы валюты, ограничение конкуренции, нарушение антимонопольного законодательства, подделка проездных документов и т. д.);
- административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности, лжепредпринимательство, обман потребителей и др.);
- административные правонарушения против порядка налогообложения (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), незаконные начисление и выплата премий и др.);
- административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения);
- административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (нарушение требований экологической безопасности, порча земель, загрязнение атмосферы, разжигание костров в запрещенных местах и т. д.);
- административные правонарушения против здоровья населения (нарушение правил радиационного контроля, нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и др.);
- административные правонарушения против общественного порядка и нравственности (мелкое хулиганство, занятие проституцией, курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах и т. д.);
- административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта (превышение скорости движения, безбилетный проезд, управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянении и т. д.);
- административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия (например, повреждение историко-культурных ценностей);
- административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, нарушение правил охраны электрических сетей и др.);
- административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства (отступление от утвержденного архитектурного проекта, самовольное строительство др.);
- административные правонарушения в области связи и информации (нарушение правил защиты информации, разглашение коммерческой или иной тайны и т. д.);
- административные правонарушения против порядка управления (такие, как незаконная государственная регистрация или самоуправство);
- административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (неуважение к суду, заведомо ложные объяснение либо заявление и т. д.);
- административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета (неявка в военный комиссариат, нарушение правил воинского учета и т.д.).
2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность
Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест (ст.17.1 КоАП РБ).
С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются, в частности, нецензурная брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам. Перечень таких действий этим не исчерпывается, что подчеркивается словами статьи «и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан».
Хулиганством может
быть нарушен общественный порядок
в любой сфере жизни и