Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:49, реферат
Краткое описание
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п. Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1 Основные понятия…………………………………………………….….4 1.1 Понятие административного правоотношения…………………….4 1.2 Основные черты административного правоотношения…………..5 1.3 Структура административных правоотношений…………………6 1.4 Юридические факты в административном праве…………………10 2 Виды административных правоотношений……………………………12 2.1 Основные и не основные административные правоотношения……12 2.2 Вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве………………………………………………………13 2.3 Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения………….14 Заключение……………………………………………………………………..15 Список литературы………………………………………………………….…16
Например, приказ о назначении
на должность влечет за собой возникновение
государственно-служебных отношений,
являющихся разновидностью административно-правовых.
Под неправомерными действиями
понимаются те, которые не соответствуют
требованиям административно-правовых
норм, нарушают их. К таким относятся административные
или дисциплинарные проступки, как наиболее
характерные для сферы государственного
управления. Они влекут за собой юрисдикционные
правоотношения. К таким относятся также
бездействие (пример, непринятие службой
внутренних дел необходимых мер по обеспечению
общественного порядка).
Под событиями понимаются явления,
не зависящие от воли человека (смерть,
стихийное бедствие, и т.д.).
2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ.
2.1 Основные
и не основные административные правоотношения.
Административно-правовые
отношения классифицируются по многим
критериям.
Первоначально выделяются
две группы административных правоотношений:
а) отношения, непосредственно
выражающие основную формулу управляющего
воздействия (субъект-объект), в которой
отчетливо проявляется властная природа
государственно-управленческой деятельности,
их можно обозначить как властеотношения;
иногда они именуются как основные;
б) отношения, складывающиеся
за рамками непосредственно управляющего
воздействия на тот или иной объект, но
органически связанные с его осуществлением;
характеризующиеся как не основные правоотношения.
Первые из названных
выражают сущность управления, вторые
связаны с этой сущностью, но прямо ее
не выражают. К первым можно отнести отношения
между вышестоящими и нижестоящими звеньями
механизма исполнительной власти, между
должностными лицами-руководителями и
подчиненными им по службе работниками
административно-управленческого аппарата,
между исполнительными органами (должностными
лицами) и гражданами, несущими определенные
административно-правовые обязанности
и т.п.
Вторая группа характеризуется
тем, что такие отношения хотя и возникают
непосредственно в сфере государственного
управления, однако не преследуют целью
непосредственное управляющее воздействие
субъекта на управляемый объект. К примеру,
отношения между двумя сторонами, функционирующими
в сфере государственного управления,
но не связанные между собой соподчиненностью.
Так два министерства могут вступать в
отношения, связанные с необходимостью
подготовки совместного правового акта
или согласования взаимных управленческих
вопросов и т.д.
Выделяют так же субординационные
и координационные административно-правовые
отношения. Субординационными называют
те отношения, которые построены на авторитарности
(властности) юридических волеизъявлений
субъекта управления. Координационными
связями называют те, в которых названная
авторитарность отсутствует.
Координация входит
в перечень основных проявлений государственно-управленческой
деятельности, т.е. фактически совпадает
с ее юридически властными проявлениями.
К примеру, Министерство природы Российской
Федерации координирует деятельность
министерств и ведомств по вопросам охраны
окружающей природной среды, причем принимаемые
этим органом решения обязательны для
иных исполнительных органов Российской
Федерации.
2.2 Вертикальные и горизонтальные правоотношения
в административном праве.
Наиболее значительный
интерес представляет классификация административно-правовых
отношений по юридическому характеру
взаимодействия их участников. Таким образом,
выделяются вертикальные и горизонтальные
правоотношения.
Вертикальными признаются
правоотношения, которые выражают суть
административно-правового регулирования
и типичных для государственно-управленческой
деятельности субординационных связей
между субъектом и объектом управления.
Часто они возникают между соподчиненными
сторонами. Властной стороной выступает
соответствующий субъект исполнительной
власти (исполнительный орган, орган государственного
управления).
Горизонтальными административно-правовыми
отношениями признаются те, в рамках которых
стороны фактически и юридически равноправны.
В них отсутствует юридически-властные
веления одной стороны, обязательные для
другой. Такие отношения в сфере государственного
управления встречаются довольно редко,
по сравнению с вертикальными. Разновидностями
таких отношений могут служить действия
нескольких органов по подготовке и изданию
совместного решения, соглашения (административные
договоры) между ними по организационным
вопросам.
2.3 Внутриаппаратные
и внеаппаратные правоотношения.
По составу участников
правоотношения подразделяются на внутриаппаратные
и внеаппаратные. Во внутриаппаратных
отношениях соответствующие юридические
нормы закрепляют систему органов исполнительной
власти, организацию службы в них, компетенцию
органов и служащих, их взаимоотношения,
формы и методы внутриаппаратной работы
в государственных органах. Такого рода
управленческие отношения выражают интересы
самоорганизации всей системы исполнительной
власти сверху донизу, а также каждого
ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные
исполнительные органы и их структурные
подразделения, а также должностные лица.
Сюда же можно отнести отношения органов
исполнительной власти с подчиненными
им организациями, а также отношения администраций
организаций, деятельность которых регулируется
административным правом (воинские части,
вузы и др.) с их служащими, учащимися и
т.д. Во втором случае выступают отношения,
связанные с непосредственным воздействием
на объекты, не входящие в систему (механизм)
исполнительной власти (например, на граждан,
на общественные объединения, коммерческие
структуры, включая частные). В принципе
это и отношения по управлению государственными
предприятиями и учреждениями, так как
они не являются субъектами исполнительной
власти. Вторая сторона такого рода отношений
фактически выступает в роли “третьего
лица”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог
вышесказанному можно получить
обобщенную характеристику предмета
административного права, т.е. тех
общественных отношений, которые
урегулированы нормами административного
права. Это такие управленческие
отношения как:
а) управленческие
отношения, в рамках которых непосредственно
реализуются задачи, функции и полномочия
исполнительной власти;
б) управленческие
отношения внутриорганизационного характера,
возникающие в процессе деятельности
субъектов законодательной (представительной)
и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие
отношения, возникающие с участием субъектов
местного самоуправления;
г) отдельные управленческие
отношения организационного характера,
возникающие в сфере «внутренней» жизни
общественных объединений и других негосударственных
формирований, а также в связи с осуществлением
общественными объединениями внешневластных
функций и полномочий.
Управление существует
во всех сферах общественной жизни, эта
деятельность велика по объему и разнообразна
по содержанию. Во многих случаях управленческая
деятельность настолько специфична, настолько
тесно связана с особым видом управляемой
деятельности, что ее регламентируют нормы
не административного, а других отраслей
права. Так, управленческую деятельность
администрации предприятий, учреждений
в отношении их работников регулирует
трудовое право, дознание и предварительное
расследование - уголовно-процессуальное
право, управленческие отношения, связанные
с финансовыми, - финансовое право. Поэтому
необходимо в определении предмета административного
права внести следующее уточнение: оно
регулирует все управленческие отношения,
за исключением тех, которые регламентированы
другими отраслями права Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриев Ю.А. Административное
право: учебник / Ю.А Дмитриев, А.А.Евтеева,
С.М Петров – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 1008
с.
2. Конституция Российской
Федерации – Ростов-на-Дону.: Изд. Еникс,
2008г.
3. Старилов Ю.Н. «Курс
общего административного права в з-х
томах», М.: Изд. «Норма», 2002г.