Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:34, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы подтверждается постоянно проводимым в РФ реформированием в структуре госслужбы.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, формируемые порядок прохождения госслужбы. Предметом исследования является правовое регулирование службы в таможне.
Введение 2
Глава 1 Понятие государственной службы 4
1.1. Сущность государственной службы 4
1.2. Принципы государственной службы 7
1.3. Виды государственной службы 10
Глава 2 Правовая основа государственной службы в таможенных органах РФ 12
2.1. Понятие и правовая характеристика государственной службы в таможенных органах 12
2.2. Правовой статус должностных лиц таможенных органов 15
2.3 Правовые основы регулирования порядка поступления на службу в таможенные органы РФ 18
2.4. Основания и порядок прекращения службы в таможенных органах РФ 21
Глава 3 Международный опыт правового регулирования таможенной службы 25
3.1. Правовые основы регулирования прохождения таможенной службы в зарубежных странах 25
3.2. Особенности регулирования прохождения таможенной службы в зарубежных странах 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Процедура проведения конкурса регламентирована Указом Президента России от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы РФ».
В процессе проведения
конкурса создаваемая
По результатам конкурса издается приказ таможенного органа о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт. По общему правилу служебный контракт заключается на неопределенный срок. Срочный служебный контракт заключается лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством о службе, например при заключении срочного служебного контракта с гражданскими служащими, должность которых относится к категории «руководители».
Важным отличием поступления на таможенную службу сотрудника является его обязанность не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания принять присягу. Гражданские служащие таможенных органов присягу не принимают.
Испытание при приеме на службу в таможенные органы. В целях проверки соответствия замещаемой должности гражданину, поступающему на службу в таможенные органы на должность сотрудника или гражданского служащего, может устанавливаться испытательный срок. Вместе с тем сроки его прохождения у разных категорий должностных лиц таможенных органов различны. Так, Закон о службе в таможенных органах устанавливает только максимальный срок испытания - до шести месяцев. Конкретный срок испытания зависит от уровня профессиональной подготовки гражданина и должности, на которую он поступает.
Срок прохождения испытания для фед. гражданских служащих, поступающих в таможенные органы, является более продолжительным и имеет как максимальный, так и минимальный порог. В соответствии со ст. 27 Закона о гражданской службе срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.
Закон о службе в таможенных органах называет только два основания, когда испытательный срок не устанавливается: для выпускников образовательных учреждений ФТС России, а также для граждан, поступающих на службу на конкурсной основе. Перечень оснований для неустановления испытательного срока для федеральных гражданских служащих более обширный и не исчерпывающий.
Каждая должность в таможенных органах содержит точно отграниченную от других основную функцию, выполняемую сотрудниками по данной должности. Наименование каждой должности в таможенных органах представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций таможенных органов.
Д.Н. Бахрах считает, что прохождение службы - это «динaмика служебного стaтуса лица, занимающего государственную должность, его карьера»22. Д.М. Овсянко рассмaтривает этот процесс как «изменение в служебно-прaвовом положении государственного служащего, которое определяется следующими обстоятельствами: поступление на госудaрственную службу и назначение на должность; присвоение клaссного чинa, специального звaния; аттестация; увольнение с службы, а также другими фактическими данными, с которыми действующее законодательство связывает определенные права, льготы и преимущества»23. А.П. Коренев под прохождением госудaрственной службы понимает систему юридических фaкторов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений: прием (зачисление) на государственную службу; аттестацию; перемещение, стимулирование служебной деятельности служащих; ответственность государственных служащих; прекращение службы24.
Прекрaщение службы в таможенных органах России является завершающим этапом прохождения службы в таможенных органах РФ. В качестве обстоятельств, с которыми закон связывает прекращение деятельности сотрудника таможенных органов, следует отметить увольнение сотрудника или гибель (смерть). Увольнение сотрудника таможенных органов возможно по инициативе самого сотрудника либо по инициативе начальника таможенного органа25.
Сотрудник тaможенного органа не может быть уволен по инициативе нaчaльника таможенного органа в период нахождения в очередном отпуске или в период болезни, за исключением увольнения на основании заключения врачебной комиссии о непригодности сотрудника к службе.
Если сотрудник таможенного органа не согласен с решением об увольнении со службы в таможенных органах или о переводе на другую должность он может обжаловать указанное решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд.
Сотрудники таможенных органов, которых признали в установленном порядке незаконно уволенными со службы в таможенных органах или незаконно переведенными по службе, могут быть восстановлены на службе в должности, с которой их незаконно уволили или перевели. Лицу, которое восстановилось на службе в таможенных органах, время со дня его увольнения до дня его восстановления на службе в таможенных органах засчитают в выслугу лет для присвоения очередного специального звания, выплаты надбавки за выслугу лет, выплатят полагавшееся ему на день увольнения денежное довольствие со дня его увольнения до дня его восстановления на службе.
Начальник таможенного органа, который принял решение об увольнении со службы в таможенных органах или о переводе сотрудника на другую должность, нарушив закон или если он задержал исполнение решения о восстановлении на службе указанного сотрудника, будет нести ответственность.
Мирошниченко Я.В. указал, что анализ нормативно-правовой базы института службы позволяет выделить следующие направления совершенствования правового регулирования: во-первых, разработка и нормативное закрепление понятийного аппарата института службы в аспекте рассматриваемой проблемы; во-вторых, выявление и устранение пробелов действующего законодательства, в части регламентации процедур прохождения службы сотрудниками таможенных органов России; в-третьих, учет особенностей службы сотрудниками таможенных органов России с целью регламентации процедур прохождения правоохранительной службы26. Так, например, в действующем законодательстве отсутствуют единые понятия «прохождение службы» и «прекращение службы». Статья 12 Закона о службе имеет название «поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение». Однако п. 5 данной статьи этап прекращения службы не включает в процесс прохождения службы, а Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» под прохождением службы понимает только назначение на должность, перевод по службе, прикомандирование, применение мер поощрения и взыскания.
Особенности законодательства о службе различных стран отражают своеобразие их исторического пути, государственно - правовых форм и политического строя. Специфика службы зарубежных стран связана с историей развития политических и административных институтов конкретной страны, особенностью правовой системы, формой государства, экономическим развитием, особенностью проведения государственных реформ и другими факторами. В ряде стран правовой основой формирования корпуса государственных служащих являются комплексные законы. Например, во Франции базовыми считаются два акта – Закон, регулирующий права и обязанности чиновников и Закон о статусе публичной службы. В соответствии с этими актами все служащие относящиеся либо к государству либо коммуне, департаменту или району, считаются подчиненными минимуму общих правил. Наряду с указанными существуют и специальные законы, регулирующие различные виды службы.
Совершенствование законодательства о службе в различных странах было направлено на создание эффективного государственного аппарата.
В некоторых зарубежных странах правовой основой формирования корпуса государственных служащих являются комплексные законы. Например, во Франции базовыми считаются два акта – Закон, регулирующий права и обязанности чиновников и Закон о статусе публичной службы. В соответствии с ними все все служащие относящиеся либо к государству либо коммуне, департаменту или району, считаются подчиненными минимуму общих правил.
Например, в Великобритании вопросы государственной службы регулируются в основном не законами, а актами. Акты принимают по инициативе правительства. В Великобритании существует особая система парламентских статутов и норм общего права, которые в том числе издаются на основе королевской прерогативы Приказов короля в Совете. В законодательном порядке подлежат регулированию лишь отдельные аспекты государственной службы. В частности, Парламент каждый год принимает законы о пенсиях и утверждает общую сумму, предназначенную для выплаты жалованья гражданским службам. Использование и хранение официальной государственной информации регламентируются Законами, регулирующими вопросы государственной тайны, принятыми в период 1911 - 1939 гг.
Канада по государственному устройству является федерацией. В ней федерация и провинции наделены автономными системами госслужбы.
Несмотря на определенные нюансы в регулировании этих отношений центральной властью и провинциями, государственная служба двух уровней власти построена на единых принципиальных началах. Наиболее полно все ее элементы отражаются в федеральном законодательстве.
Следует отметить, что законодательство Канады в этой сфере во многом претерпело влияние Великобритании и Америки.
Лишь в 1908 г. в Канаде впервые был принят Закон, который регулировал гражданскую службу. Измененный он действует и в настоящее время. Принятие Закона 1908 г. положило конец практике организации государственной службы которая существовала ранее и основывалась на политическом обычае. Для того чтобы повысить эффективность работы личного состава федеральных органов исполнительной власти, предусматривалось расширение бюрократического аппарата за счет наиболее способных граждан Канады. Этому в определенной мере послужило введение системы открытых конкурсных экзаменов.
Основными действующими законодательными актами ФРГ, которые регулируют вопросы государственной службы, являются: закон, устанавливающий общие нормы о правовом положении государственных служащих; Положение, регулирующее прохождение государственной службы; Закон, устанавливающий обеспечение государственных служащих; дисциплинарные уставы федеральные; Закон, устанавливающий оклады государственных служащих.
Общим для законодательства, которое регулирует прохождение таможенной службы в зарубежных странах является довольно подробная регламентация вопросов приема на государственную таможенную службу. Так, указанный блок законодательства включает нормы о допуске к государственным должностям таможенного органа (основные требования, которые предъявляются к лицу для получения статуса государственного служащего таможенного органа и о процедуре приема на работу в таможенные органы.
Заполнение должностей на конкурсной основе включает следующие важные моменты. Предварительный отбор кандидатов осуществляют компетентные органы после соответствующего уведомления о наличии вакантных должностей и проведения испытаний (экзаменов). Например, в Великобритании таковым выступает письменный доклад на заданную тему, в Канаде - специальное тестирование или экзамен, во Франции - конкурс (указанный конкурс объявляется постановлением соответствующего министра, в постановлении подлежит указание порядок проведения испытаний. Отбор кандидатов проводит специальное жюри, которое создается органом, который набирает служащих таможенных органов).
Необходимо отметить, что в ряде стран конкурсная система применяется не только для зачисления соискателя на государственную службу, но и для изменения занимаемой им должности (присвоенного ранга).
Во многих странах зачисление на должность производят после прохождения испытательного срока. Продолжительность указного срока закреплена в законодательном порядке, причем для каждой должностной категории обычно установлены различные сроки испытания.
Особенностью регламентации вопросов прохождения государственной службы в таможенных органах является и то, что различные аспекты государственной службы содержатся в различных нормативных актах.
Кроме того, польским законодательством предусматривается увеличение размеров отпуска и повышение уровня личной безопасности предусмотренного для служащих таможенных органов.
В ФРГ действуют следующие общие требования для поступления на государственную службу, которые действуют, в том числе, и для приема на таможенную службу. Государственным служащим может стать только тот, кто:
является немцем в соответствии со ст. 116 Конституции;
может дать гарантию выступления в поддержку свободного демократического порядка в духе Основного закона;
обладает специальным уровнем подготовки и т.д.