Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

С Согласно ст. 1 Федерального закона от 14 июля 1997 года «О государственном регулировании агропромышленного производства» это регулирование осуществляется путем экономического воздействия государства на производство, пере¬работку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного производства.
Данное определение нельзя считать всеохватывающим, ибо оно ограничило государственное регулирование агропромышленного производства лишь мерами экономического воздействия.

Содержание

1. Введение. Стр.3
2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса.
2.1. Понятие и принципы государственного регулирования агропромышленного производства. Стр.4-7
2.2. Формы и методы государственного регулирования агропромышленного производства. Стр.8-10
2.3.Регулирование финансирования, кредитования, страхования и налогообложения, финансового оздоровления сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Стр.11-19
2.4. Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции. Стр.20-22
3. Заключение. Стр.23
4. Задача. Стр.24-26
5. Список использованной литературы. Стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Аграрному праву.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

     На товаропроизводителей агропромышленного комплекса распространяется обязанность уплаты налогов так же, как и на предпринимателей любой другой отрасли. Однако налогообложение коммерческих организаций и предпринимателей сельского хозяйства обладает особенностями, выделяющими их из общего ряда налогоплательщиков.       

     Налогообложение в сельском хозяйстве тесно связано с принципами финансовой и в том числе налоговой политики государства в отношении этой отрасли экономики. Так, Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства" (ст. 2.), установил, что льготное налогообложение в сельском хозяйстве является одним из основных направлений государственной политики. Однако и до принятия данного закона налоговое законодательство предусматривало большое количество льгот для тех, кто занят в сельскохозяйственном производстве.

      Налогообложение сельскохозяйственных организаций в связи со сравнительно низкой рентабельностью, иными факторами, являющимися особенностями сельскохозяйственного производства предполагает введение налоговых льгот и освобождений.

      Сельскохозяйственные  организации, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся  производством сельскохозяйственной  продукции, удельный вес доходов  от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, освобождены от уплаты следующих видов налогов:

- налогов в дорожные  фонды (налога на пользователей  автомобильных дорог, налога с  владельцев транспортных средств  и налога на приобретение автотранспортных средств);

- налогов на имущество  и на прибыль;

- налога на прибыль  (только в отношении произведенной  ими сельскохозяйственной продукции).

      Крестьянские (фермерские) хозяйства в течение  5 лет с момента создания освобождены  от уплаты земельного и подоходного налогов.

      Малые  предприятия (то есть численностью  до 50 человек), осуществляющие переработку  сельскохозяйственной продукции,  производство продовольственных  товаров, товаров народного потребления,  строительство объектов жилищного,  производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 2 лет с момента создания при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), а в 3-й и 4-й год работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

      Нормативную  базу налогообложения в сельском  хозяйстве составляют,  прежде  всего, Налоговый кодекс Российской  Федерации, Закон РФ «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации». Порядок взимания налогов и платежей, установленный законодательством, конкретизируется в ведомственных актах Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и других государственных органов. Одним из таких актов является письмо Госналогслужбы РФ "О рекомендациях при осуществлении контроля за правильностью исчисления и своевременностью внесения платежей в бюджет предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, занимающимися сельскохозяйственным производством" от 1 июля 1997 года. Этот акт содержит не только информацию для контрольных органов об исчислении основных видов платежей, но и комментирует основные налоговые нормы6.

Финансовое оздоровление сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 июля 2002 года № 83 – ФЗ, который устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов  сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

Реструктуризация долгов  сельскохозяйственных товаропроизводителей производится на основе следующих принципов: 1) добровольности и равнодоступности; 2) обеспечения единых условий для её проведения; 3) конфиденциальности; 4)однократности участия в программе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции.

 

Особо выделено в Законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, чему посвящена вторая глава.

В ст. 5 говорится, что товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта сельхозпродукции. В случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдельные положения  Закона посвящены залогу сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством РФ, а залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного производства. Перечень сельхозпродукции, сдаваемой в залог, порядок ее использования, условия залога определяются Правительством РФ. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Определены и формы участия государства в отношениях по залогу сельскохозяйственной продукции. Таковыми являются:

- выделение бюджетных  ресурсов;

-  кредитование;

-  выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Залог сельхозпродукции, сырья и продовольствия может быть прекращен по инициативе залогодателя, но с исполнением обеспеченного залогом обязательства или приобретением в установленном порядке в собственность государства заложенных сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Приобретенные в собственность государства сельхозпродукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и иных целей. Порядок использования этой продукции определяется Правительством РФ.

В Законе определены и  меры, принимаемые государством для  стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. В этих целях государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции, о чем уже говорилось выше. Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, как и уровень цен на них, определяет Правительство РФ.

Государственное регулирование  реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия предполагает:

- формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством;

- гарантирование сбыта  сельскохозяйственной продукции  в случаях нарушения баланса  производства и потребления, а  также возможности её реализации на рынке сырья и продовольствия.

Государственное регулирование  реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, формирование и организация исполнение федерального продовольственного фонда, координация  действий органов государственной власти в сфере агропромышленного производства возлагаются на государственных агентов, определяемых Правительством Российской Федерации.

К числу мер по стабилизации сельскохозяйственных продукции, сырья  и продовольствия относятся закупочные и товарные интервенции.

Закупочные интервенции  осуществляются в случаях, когда  рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырьё и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители  в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырьё и продовольствие из-за сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Закупочные интервенции  осуществляются в форме организации  закупок и проведения залоговых  операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьём и продовольствием, а товарные интервенции – в форме организации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов7.

Постановлением Правительства  РФ от 26 сентября 1997 года «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» определено, что государственные закупки и поставки сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия при проведении закупочных и товарных интервенций осуществляются исключительно хозяйствующими субъектами рынка, определяемыми на конкурсной основе, указанным Федеральным агентством.

Определены и другие формы государственного регулирования агропромышленного производства - лизинг, гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, целевые цены, антимонопольное регулирование цен и другое.

Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырьё  и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается  органами государственной власти. Гарантированная  цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учётом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период.

Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливается гарантированные цены, объёмы (квоты) их реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а так же порядок применения гарантированных цен  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Целевые цены (нормативные  индикаторы)  на сельскохозяйственные продукцию, сырьё и продовольствие:

а) устанавливаются Правительством Российской Федерации для обеспечения  паритетного соотношения цен  на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства;

б) используется в качестве основы для установления гарантированных  цен на сельскохозяйственные продукцию, сырьё и продовольствие, залоговых ставок при зоологе с сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также для расчёта дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных законодательством Российской Федерации8.

Для организаций первичной  переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания  и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение, может приниматься регулирование цен. Порядок регулирования этих цен, перечень продукции (услуг), на которую устанавливаются федеральными органами исполнительной власти цены, определяют Правительство Российской Федерации  в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в целях содействия становлению и развитию рыночных отношений в агропромышленном производстве, стабилизации межотраслевых стоимостных пропорций организует заключение между сельскохозяйственными товаропроизводителями и поставщиками материально-технических ресурсов (услуг) ценовых соглашений, направленных на поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги)9.

 

3. Заключение.

 

Государство также регулирует внешнеэкономическую деятельность в сфере агропромышленного производства. Экспорт и импорт сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляются с учётом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного права и федеральными законами в интересах продовольственной безопасности страны принимает меры:

  • Защитного, протекционистского характера в случаях, когда насыщение рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может обеспечиваться за счёт отечественного производства или импорт приводит к ухудшению состояния  его отраслей, снижению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Защитные меры принимается в форме количественных ограничений (квот) или введения таможенных пошлин до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы его причинения;
  • по стимулированию экспорта сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса