Государственное управление в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных экономических условиях обеспечение поступления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных платежей, которые взимаются с налогоплательщиков с целью удовлетворения общенациональных потребностей, развития налоговой системы и экономики страны требует систематического управления и контроля, которое осуществляется государством.

Содержание

Введение 2
2.Налогообложение как объект государственной политики. 7
3.Субъекты, осуществляющие государственные полномочия в сфере 11 налогообложения.
а) Федеральная налоговая служба 12
б) Таможенные органы Российской Федерации 14
в) Органы внутренних дел Российской Федерации 15
г) Министерство финансов Российской Федерации 16
д) Внебюджетные фонды 18
4.Соотношение государственного контроля и надзора 19
а) Система контролирующих органов 25
б) Ответственность исполнительных органов в сфере налогообложения 27
5.Соотношение налоговой и административной ответственности 28
6.Заключение 32
Сноски 33
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственое управление в сфере налогообложения (Административное право).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

   8. Взыскивать в  установленном порядке недоимки  и пени по налогам и сборам  и т.д.

      Права налоговых органов также отражены в положениях о ФНС и о территориальных органах ФНС. В обязанности налоговых органов, согласно ст.32 НК РФ, входит:

         1.Соблюдать налоговое законодательство  и осуществлять контроль за соблюдением.

         2.Вести учет налогоплательщиков и проводить разъяснительную работу.

         3.Бесплатно предоставлять формы  установленной отчетности и разъяснять  порядок их заполнения.

         4.Осуществлять возврат или зачет  излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов.

         5.Руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

         6.Соблюдать налоговую тайну.

         7.Направлять налогоплательщику  или налоговому агенту копии  акта налоговой проверки и решения налогового органа.

 

б) Таможенные органы Российской Федерации.

Таможенные органы – единая система органов России, в которую входят федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Деятельность таможенных органов регламентируется Таможенным кодексом РФ (ТМК РФ), принятым Государственной Думой 25 апреля 2003 г.

      В соответствии  со ст.403 ТМК РФ таможенные органы  взимают соответствующие их компетенции  налоги, сборы, пошлины, контролируют правильность исчисления, своевременность их уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей. Полномочия таможенных органов распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены:

          1. Ввозная таможенная пошлина.

          2.Вывозная таможенная пошлина.

          3.Налог на добавленную стоимость.

          4.Акциз, взимаемый при ввозе товаров  на таможенную территорию РФ.

          5.Таможенные сборы.

      Специальные  полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в налоговой сфере определены ст.33 и 34 НК РФ:

1. Таможенные органы пользуются  правами и несут обязанности  налоговых органов по взиманию  налогов при перемещении товаров  через таможенную границу Таможенного  союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.10

          2.Должностные лица обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.

 

в) Органы внутренних дел Российской Федерации.

Органы внутренних дел – В структуре МВД действует особое подразделение – Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП), которую возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ. Она образована на основании Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. №306 №Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с передачей ей полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.11Данная служба не относится к налоговым органам, но является правоохранительным органом со специальными полномочиями в налоговой сфере.

       В своей  деятельности ФСЭНП наделена  широкими полномочиями:

          1.проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению ФСЭНП, а также с целью собственной безопасности;

          2.пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

          3.приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

          4.беспрепятственно входить в любые помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов и обследовать их;

          5.проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность. Если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

г) Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, которому подчиняется ФНС. Основные задачи Министерства - разработка и реализация стратегии финансовой политики государства. Составление проекта и исполнение бюджета, в частности его доходной части. Деятельность Министерства регламентируется постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

       Департамент  налоговой политики, входящий в  состав Министерства финансов РФ, выполняет функции:

          1.анализ влияния действующей налоговой системы на развитие экономики России;

          2.участие в разработке предложений  по совершенствованию налоговой  политики и налоговой системы;

          3.оценку эффективности решений, принимаемых по вопросам налогового законодательства;

          4.разработку мер по повышению  собираемости налогов и сборов, а также по финансовому и  налоговому стимулированию предпринимательства;

          5.подготовку проектов нормативов  отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ;

          6.обеспечение исполнения доходной  части федерального бюджета;

          7.принятие нормативных правовых  актов по вопросам налогообложения, по ведению разъяснительной работы  по законодательству РФ о налогах и сборах;

          8.участие в переговорах по  решению вопросов об избежании  двойного налогообложения;

          9.методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью.

       В составе  Министерства финансов РФ действует единая централизованная система органов Федерального казначейства. Она включает в себя Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ, территориальные управления по субъектам Федерации, территориальные органы по городам и районам. На счетах органов  Федерального казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты. Главной задачей Федерального казначейства является перераспределение сумм поступивших налогов по уровням бюджетов. Казначейство осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из бюджета излишне взысканных и уплаченных налогов, сборов и платежей.

 

д) Внебюджетные фонды.

Государственные социальные внебюджетные фонды – созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им ст.37, 39, 41 Конституции РФ.

       Средства  государственных внебюджетных фондов  находятся в федеральной собственности. Статьей 13 НК РФ взносы в эти  фонды относились к федеральным  налогам и сборам, поэтому на  них распространялись все положения налогового законодательства. Но с 1 января 2010 г. вместо единого социального налога, объединявшего отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, и обязательного медицинского страхования, введены отдельные страховые взносы в эти фонды, которые по сути своей являются целевыми неналоговыми платежами.

 

 

4.Соотношение понятий государственного контроля и надзора.

 
        Налоговый контроль  – это установленная нормативными  актами совокупность приемов  и способов, направленных на обеспечение соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами, прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере, принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений, выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.12

Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д.  
        Специфика налоговых правоотношений такова, что отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, могут быть эффективно реализованы только при наличии особой формы государственного контроля – налогового контроля, который принципиально отличается от общего контроля со стороны государственных органов за соблюдением иного законодательства. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками, поскольку «формы государственного управления – это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых субъектом управления достигаются поставленные цели».13 
        Налоговый контроль является составной частью финансового контроля государства. Сущность налогового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется соблюдение налогоплательщиками (плательщиками сбора) и налоговыми агентами норм налогового законодательства. Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах. В литературе налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм изучается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и др., а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, правильность исчисления сумм налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами. Само понятие налогового контроля трактуется в двух аспектах: налоговый контроль как совокупность приемов и методов; налоговый контроль как деятельность налоговых органов. 
        Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.  
        При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-правовые методы. Общенаучные методы, такие, как анализ и синтез, статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность. Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д. Необходимо отметить, что формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном, органичном единстве в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной налоговым законодательством формой контроля. 
        Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов обязанных и уполномоченных лиц при осуществлении налогового контроля. Эффективность отдельных мероприятий налогового контроля во многом будет зависеть от последовательности и сочетания методов налогового контроля. 
        Поэтому налоговые органы разрабатывают различного рода методические рекомендации, содержащие указания по наиболее эффективному осуществлению тех или иных видов контрольных мероприятий.

       Объектом контрольного  налогового правоотношения является  непосредственная деятельность (действия или бездействие) проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:  
1)    правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;  
2)    проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;  
3)    проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;  
4)    правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;  
5)    выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.  
       При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

        В зависимости  от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:

1.Государственный контроль, проводимый  уполномоченными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных  внебюджетных фондов)

2.Негосударственный контроль, который подразделяется на:

- внутренний аудит – первичный  контроль, осуществляемый на уровне  работников бухгалтерских и финансовых  служб организации.

- внешний аудит – налоговый  контроль со стороны специализированных  фирм или аудиторов, получивших  на это разрешение Министерства финансов РФ.

       По времени  проведения налогового контроля  различают предварительный контроль, текущий, контроль и последующий  контроль. В зависимости от вида  используемых источников контроля  выделяют документальный контроль  и фактический контроль.

       Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля: 
         налоговые проверки; 
         получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; 
         проверки данных учета и отчетности; 
         осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); 
         другие формы.14 
       Основными элементами налогового контроля являются:  
         субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);  
         объект контроля;  
         формы и методы контроля;  
        порядок осуществления налогового контроля;  
        мероприятия налогового контроля;  
        направления налогового контроля;  
         техника и технология налогового контроля;  
        категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;  
        периодичность и глубина налогового контроля;  
        и другие.  
       Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.  
      Далее необходимо рассмотреть понятие административного надзора. Это такой вид контрольной (в широком смысле) деятельности, для которого осуществление соответствующих полномочий в отношении объектов (органов, предприятий, учреждений), организационно не подчиненных субъектам надзора, проверка исполнения специально установленных правил и норм. Но дополнительные признаки, характеризующие конструкцию административного надзора позволяют провести грань между ним и ведомственным контролем.

Информация о работе Государственное управление в сфере налогообложения