Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:57, дипломная работа
Краткое описание
Цель дипломной работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35». Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач: 1. выявить особенности законодательных и организационных основ управления сферой образования РФ; 2. охарактеризовать особенности управления образованием в Санкт-Петербурге;
Содержание
• ВВЕДЕНИЕ 3 • ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8 o 1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ 8 o 1.2 Организационные аспекты управления сферой образования в РФ 19 o 1.3 Организация начального профессионального образования в современной России 31 • ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 38 o 2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании 38 o 2.2 Комитет Санкт-Петербурга по образованию 46 o 2.3 Начальное профессиональное образование в Санкт-Петербурге 49 • ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 57 o 3.1 Законодательная и ведомственная подчиненность профессионального училища №35 57 o 3.2 Особенности нормативной регламентации деятельности профессионального училища №35 63 o 3.3 Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления 75 • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
- оказывать дополнительные образовательные
услуги (на договорной основе), в том числе
за плату, за пределами основных образовательных
программ начального профессионального
образования, определяющих статус Учреждения;
- привлекать
для осуществления своей уставной
деятельности дополнительные источники
финансов и материальных средств;
- арендовать
и сдавать в аренду имущество
в установленном порядке;
- участвовать
своей собственностью в уставных
фондах товариществ (акционерных
обществ) и других организаций;
- реализовывать собственную продукцию,
работы и услуги, выполняемые Учреждением;
- проводить
благотворительные мероприятия
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
- торговать
покупными товарами, оборудованием;
- оказывать
посреднические услуги, приобретать акции, облигации,
иные ценные бумаги за счет собственных
внебюджетных средств и получать по ним
доходы (дивиденды, проценты);
- вести другие,
приносящие доход, внереализационные
операции, непосредственно не связанные
с собственным производством предусмотренных настоящим
Уставом продукции, работ, услуг и с их
реализацией;
- устанавливать
прямые связи с иностранными
предприятиями, учреждениями и
организациями;
- осуществлять
внешнеэкономическую деятельность
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обучение и
воспитание в училище ведутся
на русском языке.
Училище реализует
образовательную программу начального
профессионального образования.
Образовательный
процесс строится с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей обучающихся и ориентирован на
расширение возможностей обучающихся
в профессиональном самоопределении,
повышении квалификации, специальной,
физической и общекультурной подготовки
выпускников.
Образовательный
процесс включает теоретическое
обучение, производственное обучение, производственную
практику, воспитательную работу с обучающимися.
Содержание
образования должно обеспечивать получение
обучающимися профессии и соответствующей
квалификации, а также содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству
между людьми, народами, различными расами,
национальностями, этническими, религиозными
и социальными группами, способствовать
реализации права обучающихся на свободный
выбор мнений и убеждений.
Содержание
и организация образовательного
процесса регламентируется учебными (тематическими) планами,
программами, разработанными Учреждением
самостоятельно с учетом содержания примерных
учебных планов и программ, разработанных
на основе государственных образовательных
стандартов и рекомендуемых федеральным
органом управления образованием.
Учебный год
в Учреждении начинается с 1 сентября.
Учебный год состоит из 43 учебных
недель (18 недель в первом полугодии
и 23 недели во втором полугодии). В течение
каждого учебного года обучающимся
предоставляются зимние каникулы продолжительностью 2 недели и летние каникулы
продолжительностью 8 недель. Общая продолжительность
каникул составляет не менее 10 недель
в год при сроке обучения более одного
года.
Производственное
обучение осуществляется в учебно-производственных
мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных
хозяйствах, на учебно-производственных
участках.
Производственная
практика проводится в организациях,
для которых осуществляется подготовка
рабочих кадров и специалистов, на
самостоятельных рабочих местах
и штатных должностях. Порядок организации практики
определяется двусторонним договором.
Обучающиеся объединяются
по профессиям (специальностям) в учебные
группы.
Теоретическое
обучение проводится в группах с
числом обучающихся не менее 25 человек.
Производственное
обучение по всем профессиям (специальностям)
осуществляется в группах по 12-15 человек,
по профессиям (специальностям), связанным
с обслуживанием сложного оборудования,
выполнением опасных работ, 8-10 человек.
На теоретических
и лабораторно-практических занятиях
по отдельным дисциплинам, в том
числе по физическому воспитанию, учебные
группы могут делиться на две подгруппы.
Перечень таких дисциплин определяется
Учредителями в рамках государственного
образовательного стандарта начального
профессионального образования.
Освоение образовательных программ
начального профессионального образования
может осуществляться на ступенчатой
основе. Число ступеней обучения зависит
от конкретных условий и требований на
подготовку кадров. Каждая ступень обучения
имеет профессиональную завершенность
и оканчивается обязательной итоговой
аттестацией с присвоением выпускнику
соответствующей квалификации по профессии
(специальности) и выдачей соответствующего
документа.
Для всех форм получения
начального профессионального образования
в рамках основной образовательной программы
действует единый государственный образовательный
стандарт, в соответствии с которым осуществляется
итоговая аттестация лиц, завершивших
освоение образовательных программ начального
профессионального образования.
Дисциплина в училище поддерживается на
основе уважения человеческого достоинства
обучающихся и педагогов. По отношению
к обучающимся не допускаются методы физического
и психического насилия.
Училище реализует
на договорной основе с юридическими
лицами различных форм собственности и физическими
лицами дополнительные образовательные
программы по повышению квалификации
и переподготовке рабочих кадров.
Училище выдает
выпускникам, получившим начальное
профессиональное образование и
прошедшим итоговую аттестацию, диплом
государственного образца о начальном
профессиональном образовании и квалификации
при наличии свидетельства о государственной
аккредитации.
Выпускникам, получившим
профессиональную подготовку без получения
начального профессионального образования
и прошедшим итоговую аттестацию, выдается
свидетельство государственного образца
об уровне квалификации при наличии свидетельства
о государственной аккредитации.
Управление
Учреждением осуществляется в соответствии
с законодательством Российской
Федерации и Уставом и строится на принципах единоначалия
и самоуправления.
Формами самоуправления
училища являются общее собрание,
Совет Учреждения, Педагогический совет.
Общее собрание
училища созывается не реже двух раз
в учебный год. В работе общего
собрания участвуют работники и обучающиеся училища.
Общее собрание
правомочно принимать решения, если
в его работе участвуют представители,
соответственно, не менее половины
списочного состава обучающихся
и не менее половины состава работников
училища.
Общее собрание
принимает решение открытым голосованием
простым большинством голосов; раздельно-представителей
обучающихся и представителей работников
Учреждения.
Общее собрание
принимает Устав училища, изменения
и дополнения к нему, утверждает
правила внутреннего трудового
распорядка Учреждения, избирает Совет
Учреждения, его председателя и определяет
срок их полномочий, рассматривает результаты
его работы, а также рассматривает вопросы,
выносимые на его обсуждение директором
или Советом Учреждения.
Состав Совета
Учреждения, его председатель утверждаются приказом
директора Учреждения.
К компетенции
Совета Учреждения относится:
- рассмотрение
предложений по изменению и
дополнению Устава;
- определение
основных направлений деятельности
Учреждения;
- заслушивание
отчетов директора Учреждения о выполнении задач основной
уставной деятельности;
- содействие
деятельности Педагогического совета;
- разработка
правил внутреннего трудового
распорядка;
- контроль за
своевременностью предоставления
обучающимся дополнительных льгот
и видов материального обеспечения;
- координация
в Учреждении деятельности общественных
(в том числе молодежных) организаций
(объединений), не запрещенных законом.
Заседания Совета
Учреждения созываются по мере необходимости,
но не реже одного раза в квартал.
Решения Совета Учреждения принимаются открытым
голосованием и являются правомочными
при участии на его заседаниях не менее
двух третей его состава и если за них
проголосовало не менее двух третей присутствовавших.
Совет Учреждения
проводит работу в соответствии с
положением о нем, утверждаемым Советом.
Для обеспечения
коллегиальности в решении вопросов
учебно-методической и воспитательной
работы, физического воспитания обучающихся
создается Педагогический совет, состав
и деятельность которого определяются
положением, утверждаемым приказом директора
Учреждения.
Председателем
Педагогического совета является директор
Учреждения.
К компетенции
Педагогического совета относятся:
Вопросы анализа,
оценки и планирования:
- объема и
качества знаний, умений и навыков
обучающихся;
- теоретического и производственного
обучения, производственной практики,
воспитательной и методической работы;
- инспектирования
и внутриучилищного контроля
образовательного процесса;
- содержания
и качества дополнительных образовательных
услуг, в том числе платных;
- образовательных
программ и учебных планов, а
также изменений и дополнений
к ним.
Вопросы разработки,
апробации, экспертизы и применения
инженерно - педагогическими работниками:
- новых педагогических
и воспитательных технологий;
- методик и
средств профессионального отбора
и ориентации;
- новых форм
и методических материалов, пособий,
средств обучения и контроля;
- новых форм
и методов теоретического и
производственного обучения, производственной
практики обучающихся.
Непосредственное
управление деятельностью Учреждения
осуществляет прошедший соответствующую
аттестацию директор, назначаемый Комитетом
образования Санкт-Петербурга. Директор
Учреждения в соответствии с законодательством
Российской Федерации:
- представляет
интересы училища и действует от его имени без доверенности;
- распоряжается
в установленном порядке имуществом
училища;
- заключает
договоры (в том числе трудовые
договоры (контракты)), выдает доверенности;
- открывает
расчетный и другие счета в
учреждениях банка и иных кредитных
учреждениях;
- в пределах
своей компетенции издает приказы
и распоряжения, дает указания, обязательные
для всех работников и обучающихся;
- осуществляет
подбор, прием на работу и расстановку
кадров, несет ответственность за
уровень их квалификации;
- утверждает структуру и штатное расписание,
распределяет должностные обязанности;
- обеспечивает
необходимые условия для работы
организации общественного питания,
медицинских работников, осуществляющих
медицинское обслуживание обучающихся.
Директор училища
несет персональную ответственность
за организацию и осуществление мероприятий
по гражданской обороне; обеспечивает
учет и сохранность архивных документов,
в том числе документов по личному составу.
3.3 Проблемы
взаимодействия профессионального
училища №35 с органами государственногоуправления
Низкая привлекательность
начального профессионального образования
напрямую связана с его устаревшим
содержанием и низким качеством.
Отрицательную роль играет и общественная
установка- молодежь не хочет получать
начальное и среднее профобразование. Любого
среднестатистического школьника учителя
хотя бы раз в жизни «пугали» ПТУ, пытаясь
таким способом стимулировать ученика.
Однако государству и российскому бизнесу
не до запугиваний - стране нужны выпускники
профессиональных училищ.