Государственный контроль за деятельностью коммерческих юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: - исследование и раскрытие темы государственного контроля над деятельностью коммерческих юридических лиц.
Исходя, из поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить сущность и принципы государственного контроля, охарактеризовав понятие и функции государственного контроля;
- определить органы, осуществляющие государственный контроль, а также
порядок проведения контрольных мероприятий и права юридических лиц при проведении контрольных мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Сущность и принципы государственного контроля .………….4
1.1 Понятие государственного контроля.………………………………………4
1.2 Функции и принципы государственного контроля……………….……….8

Глава 2. Специфика органов, осуществляющих мероприятия по государственному контролю….………………………………………………13
2.1 Понятие мероприятий по государственному контролю….……………… 13
2.2 Порядок проведения контрольных мероприятий ………………………...19

Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

3 курс курсовая работа Прудниковой.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

    Принцип регулярности контроля стимулирует саму контрольную деятельность к повышению эффективности и позитивного влияния на достижение результата. Создавая сильное дееспособное государство, не следует забывать о его основном предназначении — надежно защищать интересы и права человека. Для этого необходимо сформировать соответствующий механизм, который бы создавал условия реализации, способы защиты этих прав и содействовал бы дальнейшему их осуществлению. Одной из гарантий такого служения интересам человека в сфере административного права, может быть только контроль.

 

 

 

 

Глава 2. Специфика органов, осуществляющих мероприятия по государственному контролю

2.1 Понятие мероприятий по государственному контролю

 
    Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю11.

Данное мероприятие осуществляют органы федеральной исполнительной власти, и к ним относятся:

 
Органы федеральной исполнительной власти

 
Сфера коммерческой деятельности

 
1.   МВД РФ

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами.

 
2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Надзор за выполнением установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.

 
3. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ.

 
4. Федеральная служба по надзору и по защите прав потребителей и благополучия человека.

Надзор и контроль за исполнением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка  
Контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг  
Надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд  
Надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ.

 
5. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот

 
6. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти

 
7. Федеральная служба по тарифам.

Контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) на товары, цены (тарифы) по которым подлежат государственному регулированию.

 
8. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения, производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств, производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения.  
Организация экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

 
9. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, использованием и охраной водных объектов.

 
10. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, контроль за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов на всех стадиях производства и обращения.

 
11. Федеральная антимонопольная служба.

Контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе, соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары и др.

 
12. Федеральная таможенная служба.

Контроль таможенной стоимости товаров (совместно с Министерством финансов РФ.)  
Разработка обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля.  
Контроль порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля  
Контроль правил приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) алкогольной продукции и контроля за их использованием.  
Таможенный контроль.


 
    Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).  
       В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: - номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; - наименование органа государственного контроля (надзора); - фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; - наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; - цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; 
- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; - дата начала и окончания мероприятия по контролю12. 
       Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. 
     Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

    Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

 

2.2 Порядок проведения контрольных мероприятий

 

    В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции, проводятся плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.  Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований13.

        Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях: 
- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; 
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений14.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе: 
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица; - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей; - требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; 
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами; - распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; - превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю. 
     По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются: 1) дата, время и место составления акта; 
2) наименование органа государственного контроля (надзора); 
3) дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю; 4) фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего мероприятие по контролю; 5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю; 
6) дата, время и место проведения мероприятия по контролю; 
7) сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; 8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи; 9) подпись должностного лица, осуществившего мероприятие по контролю15.

         К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю16.

      Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, либо индивидуальному предпринимателю или его представителям под расписку,  или направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

      В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений. 
     Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая следующие сведения: - о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю; 
- о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю; - о выявленных нарушениях; - о составленных протоколах; - об административных правонарушениях; - о выданных предписаниях;  
- фамилия, имя, отчество, должность лица, осуществившего мероприятие по контролю, и его подпись.

      Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись17.  
        При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.  
    В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда. Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований18.

      Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия;
  • посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;
  • не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
  • знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
  • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.

Информация о работе Государственный контроль за деятельностью коммерческих юридических лиц