Законность в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Законность – атрибут существования и развития демократического организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно-обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Эти принципы должны противостоять любым формам вседозволенности, произвола.

Содержание

Введение
2
2.
Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти

3
3.
Контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении

7
4.
Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении

10
5.
Законность и дисциплина в деятельности ОВД и способы ее обеспечения

17
6.
Заключение
19
7.
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.DOC

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Различают два вида надзора: административный  и прокурорский.

1) Административный  надзор.

Административный надзор – специальный вид правоохранительной деятельности ряда государственных  органов исполнительной власти, заключающийся  в осуществлении систематического контроля за соблюдением и исполнением норм и правил, действующих в сфере исполнительной власти.

Признаки административного  надзора:

1) отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

2) объект – законность (по достаточно узкому кругу специальных вопросов);

3) невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

4) наличие специального объекта надзорной деятельности – норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

5) возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

6) строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

По характеру проверяемых  вопросов различаются:

  1. надзор за неопределенной группой участников управленческих правоотношений по неопределенной группе вопросов (надзор подразделениями патрульно-постовой службы милиции и др.);
  2. надзор за неопределенной группой участников управленческих правоотношений по определенной группе вопросов (надзор сотрудниками Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения и др.).

Контрольные и надзорные  функции органов ОВД.

В соответствии с действующим законодательством  ОВД (милиция) осуществляют надзор за исполнением должностными лицами и гражданами актов органов законодательной и исполнительной власти по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности:

- они обеспечивают в установленном порядке соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и других предметов и веществ по перечню, определяемому законодательством;

- контролируют выполнение гражданами и должностными лицами требований паспортной системы; соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил пребывания на территории России;

- ГИБДД осуществляет надзор за дорожным движением; контроль за содержанием автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; организует и проводит государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним.

2) Прокурорский надзор.

Прокурорский  надзор – осуществляемый органами (должностными лицами) Прокуратуры РФ надзор от имени РФ за исполнением участниками управленческих правоотношений действующих на ее территории законов4

Предметом прокурорского  надзора за деятельностью органов  исполнительной власти в рамках общего надзора является:

1.соблюдение  Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

2.соответствие  законам издаваемых ими правовых актов;

3.соблюдение  прав и свобод граждан, юридических  лиц, общественных объединений;

4.исполнение  законов судебными приставами.

Осуществляя надзор за исполнением законов и соответствии законам тех правовых актов, которые  издаются органами исполнительной власти, органы прокуратуры не подменяют их и не вмешиваются в оперативно - хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления. Прокурор не имеет права приказывать поднадзорным ему субъектам, то есть он не обладает так называемой административной властью.

Проверка исполнения законов проводится на основании  поступившей в органы прокуратуры  информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Полномочия  прокурора. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения  поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам;

проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей  поднадзорных органов производства проверок и ревизий деятельности подведомственных им органов и организаций;

требовать от должностных  лиц и граждан объяснений по поводу нарушений закона.

Прокурор или  его заместитель по основаниям, установленным  законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения  лиц, нарушивших закон, к иной установленной  законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Должностные лица поднадзорных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора  или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Третий элемент  предмета общего надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций5.

При осуществлении  возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В случаях, когда  нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного  правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности. К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся:

протест, представление, постановление, предостережение.

1) Протест приносится  на противоречащий закону правовой  акт в орган или должностному  лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

2) Представление  об устранении нарушений закона  вносится прокурором или его  заместителем в орган или должностному  лицу, которые полномочны устранить  допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом  прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

3) Постановление.  Прокурор, исходя из характера  нарушения закона должностным  лицом, выносит мотивированное  постановление о возбуждении  уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом  или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

4) Предостережение  о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений  и при наличии сведений о  готовящихся противоправных деяниях  прокурор или его заместитель  направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Вывод: надзор –  наблюдение специальными государственными органами и должностными лицами за деятельностью не подчиненных им участников управленческих правоотношений с целью выявления нарушений законности. Выделяют административный и прокурорский надзор. Формами реагирования прокурора на выявленные нарушения законности являются: протест, представление, постановление, предостережение.

 

Законность и дисциплина в деятельности ОВД и способы ее обеспечения

 

Законность – важнейший принцип  деятельности ОВД.

Деятельность ОВД немыслима  без высокой организованности и служебной дисциплины. Только с помощью дисциплины можно объединить усилия работников для выполнения задач, возложенных на ОВД, создать необходимый порядок и согласованность в их действиях. Общие задачи могут решаться только при наличии высокой дисциплины в работе всех подразделений и служб.

Обеспечивая охрану общественного  порядка и общественную безопасность, предупреждая и пресекая правонарушения, привлекая виновных к ответственности, ОВД тем самым укрепляют законность.

Предупреждая и пресекая правонарушения, ОВД должны действовать в соответствии с законом и подзаконными актами в пределах предоставленных им полномочий и в установленном законодательством порядке.

Соблюдение законности в деятельности ОВД особенно важно, так как на них возложена обязанность  бороться с правонарушениями.

Деятельность ОВД тесно  связана с защитой прав, свобод и законных интересов граждан.

Милиция наделена широкими полномочиями по применению мер принуждения  к правонарушителям. То есть, совершенно недопустимо какое-либо нарушение  законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки и т.д.

Способы обеспечения  законности в деятельности ОВД:

1) Контроль со стороны уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти;

2) Ведомственный контроль;

3) Судебный контроль;

4) Прокурорский надзор;

5) Обжалование действий органов внутренних дел и их сотрудников.

Вывод: принцип  законности выражается в правоохранительном характере деятельности органов  внутренних дел и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов6.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главное, что составляет содержание, суть законности в сфере  государственного управления, это строгое, неуклонное соблюдение  и исполнение норм права участниками общественных отношений, складывающихся в управлении. Основными способами обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении являются: контроль, надзор, обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.

Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю. Контроль - это такая форма обеспечения  законности, которая позволяет активно  вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о путях, способах и сроках устранения нарушения законности и обстоятельств, способствующих этим нарушениям. Контроль бывает государственным и общественным.

Информация о работе Законность в государственном управлении