Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:45, контрольная работа
Законность – атрибут существования и развития демократического организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно-обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Эти принципы должны противостоять любым формам вседозволенности, произвола.
Введение
2
2.
Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти
3
3.
Контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении
7
4.
Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении
10
5.
Законность и дисциплина в деятельности ОВД и способы ее обеспечения
17
6.
Заключение
19
7.
Литература
Различают два вида надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор
– специальный вид
Признаки административного надзора:
1) отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
2) объект – законность (по достаточно узкому кругу специальных вопросов);
3) невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
4) наличие специального объекта надзорной деятельности – норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
5) возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
6) строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
По характеру проверяемых вопросов различаются:
Контрольные и надзорные функции органов ОВД.
В соответствии с действующим
- они обеспечивают в установленном порядке соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и других предметов и веществ по перечню, определяемому законодательством;
- контролируют выполнение гражданами и должностными лицами требований паспортной системы; соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил пребывания на территории России;
- ГИБДД осуществляет надзор за дорожным движением; контроль за содержанием автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; организует и проводит государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним.
2) Прокурорский надзор.
Прокурорский надзор – осуществляемый органами (должностными лицами) Прокуратуры РФ надзор от имени РФ за исполнением участниками управленческих правоотношений действующих на ее территории законов4.
Предметом прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти в рамках общего надзора является:
1.соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
2.соответствие законам издаваемых ими правовых актов;
3.соблюдение
прав и свобод граждан,
4.исполнение законов судебными приставами.
Осуществляя надзор
за исполнением законов и
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Полномочия прокурора. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам;
проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей поднадзорных органов производства проверок и ревизий деятельности подведомственных им органов и организаций;
требовать от должностных лиц и граждан объяснений по поводу нарушений закона.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Должностные лица
поднадзорных органов обязаны приступить
к выполнению требований прокурора
или его заместителя о
Третий элемент предмета общего надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций5.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Формы реагирования прокурора на нарушения законности. К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся:
протест, представление, постановление, предостережение.
1) Протест приносится
на противоречащий закону
2) Представление
об устранении нарушений
При рассмотрении
представления коллегиальным
В случае несоответствия
постановлений Правительства
3) Постановление. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Постановление
прокурора о возбуждении
4) Предостережение
о недопустимости нарушения
Вывод: надзор – наблюдение специальными государственными органами и должностными лицами за деятельностью не подчиненных им участников управленческих правоотношений с целью выявления нарушений законности. Выделяют административный и прокурорский надзор. Формами реагирования прокурора на выявленные нарушения законности являются: протест, представление, постановление, предостережение.
Законность и дисциплина в деятельности ОВД и способы ее обеспечения
Законность – важнейший
Деятельность ОВД немыслима без высокой организованности и служебной дисциплины. Только с помощью дисциплины можно объединить усилия работников для выполнения задач, возложенных на ОВД, создать необходимый порядок и согласованность в их действиях. Общие задачи могут решаться только при наличии высокой дисциплины в работе всех подразделений и служб.
Обеспечивая охрану общественного
порядка и общественную безопасность,
предупреждая и пресекая правонарушения,
привлекая виновных к ответственности,
ОВД тем самым укрепляют
Предупреждая и пресекая правонарушения, ОВД должны действовать в соответствии с законом и подзаконными актами в пределах предоставленных им полномочий и в установленном законодательством порядке.
Соблюдение законности в деятельности ОВД особенно важно, так как на них возложена обязанность бороться с правонарушениями.
Деятельность ОВД тесно связана с защитой прав, свобод и законных интересов граждан.
Милиция наделена широкими полномочиями по применению мер принуждения к правонарушителям. То есть, совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки и т.д.
Способы обеспечения законности в деятельности ОВД:
1) Контроль со стороны уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти;
2) Ведомственный контроль;
3) Судебный контроль;
4) Прокурорский надзор;
5) Обжалование действий органов внутренних дел и их сотрудников.
Вывод: принцип законности выражается в правоохранительном характере деятельности органов внутренних дел и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главное, что составляет содержание, суть законности в сфере государственного управления, это строгое, неуклонное соблюдение и исполнение норм права участниками общественных отношений, складывающихся в управлении. Основными способами обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении являются: контроль, надзор, обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.
Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю. Контроль - это такая форма обеспечения законности, которая позволяет активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о путях, способах и сроках устранения нарушения законности и обстоятельств, способствующих этим нарушениям. Контроль бывает государственным и общественным.