Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа
Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чем заключаются трудности реализации законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы. Целью данной курсовой работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи: определить понятие и значение законности; определить и раскрыть принципы и гарантии законности; выявить причины нарушения законности; выяснить трудности реализации законодательства; раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного управления.
Введение 3
Глава 1. Законность, как условие функционирования правового
государства
1.1 Понятие законности. Содержание законности 5
1.2 Конституционная законность и судебный конституционный
контроль 12
Глава 2. Принципы законности 16
Глава 3. Гарантии законности 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Верховенство закона. Этот принцип предполагает строгую субординацию действующих в стране нормативных правовых актов, соответствие законам всех иных правовых актов (нормативных и правоприменительных). Наивысший юридической силой в системе актов обладает Конституция - Основной закон государства. Принятие каким бы то ни было государственным органом или учреждением правового акта, противоречащего закону, является грубым нарушением законности. Если же в процессе реализации права, применения права судья (или иное должностное лицо) сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести на его основе решение. «[5, с. 302]»
Однако этот принцип должен пониматься гораздо шире — как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества. «[6, с. 480]»
Всеобщность законности. Данный принцип означает равенство перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности, вероисповедания и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом .«[11, с. 132]» «Все равны перед законом и имеют права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов» - гласит ст. 22 Конституции Республики Беларусь. «[1]»
Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении несравнима с такой же ролью государственных органов.
Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. «[3, с. 227]»
Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.
В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т.е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. «[12, с. 550]» Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку. Иначе говоря, с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.
Реальность законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Неотвратимость наказания за правонарушение. Данный принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания за любое противоправное деяние. При этом меры ответственности должны применяться в строгом соответствии с законом, только в индивидуальном порядке и на основании достаточных доказательств совершения правонарушения определенным субъектом. «[5, с. 302]»
Неразрывная связь законности и культуры. Нравственная природа законности наиболее концентрированное выражение находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура – морально-эстетическая основа законности. Но и законность, в свою очередь, является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. Можно согласиться с утверждением, что уровень законности зависит от уровня культуры общества и прежде всего от уровня правовой культуры как населения, так и должностных лиц государственного аппарата. «[5, с. 303]»
Не все правоведы, однако, склонны рассматривать связь законности и культуры в качестве принципа самой законности. Не отрицая единства между ними, они полагают, что связи с иными явлениями вообще не могут выступать в качестве принципов законности (А.Ф.Черданцев, А.С.Шабуров и др.). Последнее утверждение не лишено смысла, однако существующая практика конституционного и иных видов государственного контроля за законностью свидетельствует о том, что многие ее нарушения являются прямым следствием низкой правовой культуры.
ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь сами собой. Для того чтобы они не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы определенные условия, которые предпринимаются обществом и государством для их реализации. Такие условия – меры и средства реализации – рассматриваются в качестве гарантий законности.
Таким образом, система условий (обьективных и субъективных), мер, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии, называется гарантиями законности. «[5, с. 303]»
Среди гарантий законности следует различать общие условия гарантии законности, и специальные средства, гарантирующие законность в обществе и государстве.
Социально-экономические гарантии представляют собой высокий уравень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, отсутствие социальных кризисов, высокий уровень социальной защиты и материального обеспечения граждан. «[5, с. 303]»
Это состояние
экономического развития
Политические гарантии заключаются в укреплении демократизма государственного и общественного строя, расширение гласности и общественного контроля за деятельностью администрации всех уровней, формировании и развитии открытой политической системы. Верно подмечено, что сила государственной власти заключается не в мощном репрессивном аппарате, не в подавлении инакомыслия и свободы средств массовой информации, не в устрашающих санкциях правовых норм и их применении, а в способности обеспечить осознанное исполнение населением принимаемых правовых актов. Сильная государственная власть – это легитимная, устойчивая, пользующаяся поддержкой народа, международным признанием и уважением демократическая власть. «[5, с. 304]» Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, низкого уровня исполнительской дисциплины, бюрократизма и коррупции, законность может снизиться до опасного предела. Но сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство — это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).
Идеологические гарантии включают в себя формирование, развитие и укрепление идеологии, рассматривающей человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина – в качестве высшей ценности государства. Идеологические гарантии – это также достаточно высокий уровень общей и правовой культуры населения, правосознания членов общества, прежде всего, должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. «[11, с. 132]» Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологическое пространство заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, которые ставят под угрозу режим законности. «[15, с. 345]»
Общественные гарантии включают в себя усиление правового воспитания, вовлечение граждан в правотворческую деятельность государства, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений. «[5, с. 304]» Упрочение законности – задача не только государственных органов и учреждений, но и общественных формирований (партийных, профсоюзных и др.). Их роль велика в деле защиты прав и свобод граждан, правового воспитания населения, вовлечения трудящихся в правотворческую деятельность государства. Многообразные формы и средства, используемые общественностью для поддержания и укрепления законности, и составляют ее общественные гарантии. К сожалению, такого рода гарантии оказались серьезно ослабленными в результате снижения внимания к таким их формам, как добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды и т.д.
Нравственно - духовные гарантии также имеют непосредственное отношение к гарантиям законности. Высоконравственный человек, соблюдающий общепризнанные нормы морали, соблюдает и нормы права, для него нарушение закона является злом, а соблюдение – добродетелью. Отсюда вытекает, что укрепление законности весьма важно и нравственное воспитание граждан. Если в обществе присутствует острый дефицит культуры, духовности, то научно обоснование руководство таким обществом заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы морали и права, исторические традиции и обычаи. В конечном счете забвение морально-этических основ развития страны ведет к ее экономической и политической деградации, приносит невосполнимый вред государству и личности. «[5, с. 304]»
Общие гарантии образуют материальную основу специальных (собственно юридических) мер по укреплению законности.
Собственно юридические гарантии – это специальные средства и методы, направленные на обеспечение законности, предусмотренные и регулируемые законом. Среди таких гарантий, предусмотренных законодательством, необходимо отметить следующие:
* Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.
* Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.
* Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций — задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
* Защитно-восстановительные меры. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка, виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
* Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется понятием не жесткости, а неотвратимости наказания.
Совершенствование и усиление юридических гарантий законности неразрывно связанно с развитием и совершенствованием самого права. полнота и непротиворечивость законодательства, его стабильность, высокий уровень правотворческой культуры, юридической техники являются необходимыми условиями эффективности юридических гарантий. «[5, с. 305]»
Таким образом, только постоянная и целенаправленная работа по обеспечению общих гарантий и оптимальному использованию специальных и методов борьбы с правонарушениями позволяет добиться необходимого упрочения законности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключая вышесказанное, можно сделать ряд выводов.
Без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Любое человеческое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, нуждается в определенной правовой организации. Устанавливаемый порядок объективно обусловливается уровнем развития общества.