Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:01, реферат
Зарубежный опыт законодательного регулирования противодействия экстремизму и терроризму
Существует большое число международно-правовых актов противодействия терроризму, запрещения дискриминации по религиозному признаку.
Международное сообщество отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.
Основными направлениями противодействия терроризму и экстремизму являются: создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий; формирование международных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом; оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.
В
Уголовном кодексе Испании пред
Россия
принятие Государственной Думой РФ 27 июня 2002 г. Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности» (одобрен Советом Федерации 10 июля того же года, а 25 июля был подписан Президентом РФ В.В. Путиным).
В данном документе экстремизм определяется как деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных: на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; создание незаконных вооруженных формирований; захват или присвоение властных полномочий; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной, религиозной и социальной розни; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти.[6]
С принятием этого
Закона появилась правовая база для
противодействия
Для решения данной
проблемы необходим ряд мер в
различных сферах деятельности общества
и государства. Прежде всего, крайне
важно решение следующих
Основными причинами
и условиями, породившими религиозно-
К факторам, способствующим
распространению религиозно-
Все еще остается
нерешенной проблема религиозного образования
мусульман. Питательной средой экстремизма
является бесконтрольный выезд нашей
молодежи на учебу в религиозные
зарубежные учебные заведения. Часть
молодых людей возвращается на родину,
растеряв в значительной степени
чувство российской идентичности. Хорошо
подготовленные, амбициозные, они приходят
на смену старшему поколению мусульманского
духовенства. Идейные взгляды и
установки многих из них идут вразрез
с интересами российской государственности.
Больше всего молодежь, особенно из
неблагополучных семей, подвержена
влиянию экстремистской идеологии.
Поэтому государство должно уделить
особое внимание молодежи этой категории.
Необходимо разработать эффективную
молодежную политику, главной целью
которой должно стать создание нормальных
социально-экономических и
Огромное значение в борьбе с национально-политическим и религиозным экстремизмом имеет вертикальная система организации идеологической работы, которая у нас в стране нарушена. На наш взгляд, необходимо восстановить такую систему, разработать методы и формы идеологической работы и вести активную пропагандистскую работу среди молодежи и населения.
Одной из главных
проблем, выдвинутых общественно-политической
ситуацией в связи с борьбой
с национальным, политическим и религиозным
экстремизмом, были и остаются сохранение
и укрепление исторического единства
и территориальной целостности
Республики Дагестан. У дагестанских
народов веками формировалась культура
мира, согласия и толерантности. Такого
уникального опыта мирного
2. Система
российского законодательства
Основой правовой базы по проблемам
противодействия любым формам экстремизма
и терроризма является Конституция Российской
Федерации, запрещающая пропаганду
или агитацию, возбуждающую социальную,
расовую, национальную или религиозную
ненависть или вражду, а также создание
и деятельность общественных объединений,
цели или действия которых направлены
на насильственное изменение основ конституционного
строя и нарушение целостности Российской
Федерации, подрыв безопасности государства,
создание вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной
розни (ст.ст.13, 29).
Основания и порядок привлечения к ответственности
за экстремистскую деятельность политических
партий, общественных и религиозных объединений,
средств массовой информации, иных организаций,
а также должностных лиц и граждан определены
в законах, регулирующих деятельность
политических партий, общественных и религиозных
объединений - Федеральном законе
от 19 мая 1995 года 82-ФЗ Об общественных объединениях
и Федеральном законе от 11 июля 2001 года
95-ФЗ О политических партиях , а также в Уголовном кодексе Российской Федерации,
Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях, Уголовно-процессуальном
кодексе Российской Федерации, Гражданском
процессуальном кодексе Российской Федерации и
других законах.
Федеральный Закон от 25 июля
1998 года 130-ФЗ О борьбе с терроризмом как
специализированный нормативный акт,
регулирующий порядок реализации государственной
политики в данной сфере, определяет правовые
и организационные основы борьбы с терроризмом
в Российской Федерации, порядок координации
деятельности осуществляющих борьбу с
терроризмом государственных органов
и общественных объединений, а также ответственность
организаций за террористическую деятельность.
Федеральный закон от 13 декабря
1996 года 150-ФЗ Об оружии , дополняя антитеррористическое
законодательство Российской Федерации
нормами о противодействии незаконному
обороту оружия, регулирует правоотношения,
возникающие при обороте гражданского,
служебного, а также боевого ручного стрелкового
и холодного оружия на территории Российской
Федерации.
Федеральные законы от 25 июля
2002 года - 114-ФЗ О противодействии экстремистской
деятельности и 112-ФЗ О внесении изменений
и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального
закона "О противодействии экстремистской
деятельности закрепляют основные
положения государственной политики противодействия
всем формам экстремистской деятельности,
устанавливают меры ответственности за
ее осуществление, а также предусматривают
осуществление комплекса профилактических
мер по предупреждению действий экстремистского
характера, к которым, в частности, относится:
объявление предостережения руководителю
общественного или религиозного объединения
либо иной организации о недопустимости
осуществления экстремистской деятельности;
вынесение письменного предупреждения
общественному или религиозному объединению
либо иной организации о недопустимости
осуществления экстремистской деятельности
в случае выявления фактов, свидетельствующих
о наличии в их деятельности признаков
экстремизма;
приостановление деятельности общественного
или религиозного объединения в случае
осуществления им экстремистской деятельности,
повлекшей за собой нарушение прав и свобод
человека и гражданина, причинение вреда
личности, здоровью граждан, окружающей
среде, общественному порядку, общественной
безопасности, собственности, законным
экономическим интересам физических и
(или) юридических лиц, обществу, государству
или создающей реальную угрозу причинения
такого вреда, до рассмотрения судом заявления
о его ликвидации либо запрете его деятельности;
вынесение предупреждения учредителю
и (или) редакции (главному редактору) о
недопустимости распространения экстремистских
материалов в случае их распространения
через средства массовой информации.
Федеральный закон от 26 сентября
1997 года 125-ФЗ О свободе совести и о религиозных
объединениях ,регулирующий правоотношения
в области прав человека и гражданина
на свободу совести и свободу вероисповедания,
а также правовое положение религиозных
объединений, определяет важнейшие основания
для ликвидации религиозной организации,
запрета на деятельность религиозного
объединения в случае нарушения ими законодательства.
На принятие Россией международных обязательств
в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом
направлены законодательные акты, ратифицирующие международно-правовые
документы о борьбе с терроризмом:
Федеральный закон от 7 августа 2000 года
121-ФЗ О ратификации Европейской
Конвенции о пресечении терроризма ;
Федеральный закон от 13 февраля 2001 года
19-ФЗ О ратификации Международной
конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом ;
Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции
о борьбе с финансированием терроризма";
Федеральный закон от 10 января 2003 года
N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской
конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом
и экстремизмом" и др.
К указам и распоряжениям Президента Российской
Федерации в сфере борьбы с терроризмом
экстремизмом относятся:
Указ Президента Российской Федерации
от 22 января 2001 года 61 "О мерах по борьбе
с терроризмом на территории Северо-Кавказского
региона Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации
от 30 июня 2003 года N 715 "О дополнительных
мерах по борьбе с терроризмом на территории
Северо-Кавказского региона Российской
Федерации";
Указ Президента Российской Федерации
от 17 июня 2003 года N 680 "О центральных
компетентных органах Российской Федерации,
ответственных за выполнение Шанхайской
конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом
и экстремизмом" и др.
Ряд постановлений и распоряжений Правительства
Российской Федерации координируют деятельность
федеральных органов исполнительной власти
по вопросам борьбы с терроризмом, например:
Постановление Правительства Российской
Федерации от 10 декабря 2002 года 880 Об утверждении Положения
о Федеральной антитеррористической комиссии
;
Постановление Правительства Российской
Федерации от 6 февраля 2001 года N 90 О порядке осуществления
социальной реабилитации лиц, пострадавших
в результате террористической акции и
др.
В Концепции национальной
безопасности Российской Федерации , утвержденной
Указом Президента Российской Федерации
от 10 января 2000 года 24, особо подчеркивается
важность нейтрализации причин и условий,
способствующих возникновению политического
и религиозного экстремизма, этносепаратизма
и их последствий - социальных, межэтнических
и религиозных конфликтов, терроризма,
а также необходимость эффективного сотрудничества
с иностранными государствами, их правоохранительными
органами и специальными службами, с международными
организациями, в задачу которых входит
борьба с терроризмом.
В некоторых субъектах Российской Федерации
приняты законы, определяющие правовые
основы, формы и методы противодействия
политическому и религиозному экстремизму,
а также принципы ответственности граждан
и организаций за политический и религиозный
экстремизм. Это, например:
Закон Карачаево-Черкесской
Республики от 4 мая 2000 года 6-РЗ "О
противодействии политическому и религиозному
экстремизму на территории КЧР";
Закон Республики Дагестан
от 16 сентября 1999 года 15 О запрете ваххабитской
и иной экстремистской деятельности на
территории Республики Дагестан ;
Закон Кабардино-Балкарской
Республики от 1 июня 2001 года "О запрете
экстремистской религиозной деятельности
и административной ответственности за
правонарушения, связанные с осуществлением
религиозной деятельности" и др.
В ряде субъектов Российской Федерации
приняты законы и иные нормативно-правовые
акты, которые устанавливают административную
ответственность за нарушения общественного
порядка, выражающиеся в изготовлении,
распространении, демонстрации и ношении
нацистской символики на территории своих
субъектов. Это, например:
Закон г. Москвы от 15 января
1997 года 1 Об административной ответственности
за изготовление, распространение и демонстрацию
нацистской символики на территории города
Москвы ;
Закон Московской области
от 25 октября 1999 года 71/99-ОЗ Об административной
ответственности за изготовление, распространение
и демонстрацию нацистской символики
на территории Московской области ;
Закон Санкт-Петербурга от
17 апреля 2000 года 154-13 Об административной
ответственности за изготовление, распространение
и демонстрацию нацистской символики
на территории Санкт-Петербурга ;
Закон Ивановской области
от 19 апреля 1995 года "Об ответственности
за разжигание социальной, расовой и национальной
розни, иных проявлениях фашизма и политического
экстремизма" и другие.
Существующая система российского законодательства,
отражающая правовую стратегию противодействия
терроризму и экстремизму, в целом обладает
достаточно полным набором правовых норм,
позволяющих эффективно осуществлять
борьбу с терроризмом и экстремизмом.
Однако имеющийся потенциал мер правового
противодействия терроризму не всегда
используется в полной мере в силунедостаточной эффективности
правоприменительной деятельности, а
также в связи с существующими пробелами
в законодательном регулировании борьбы
с терроризмом, что требует дальнейшего
совершенствования нормативно-правовой
базы с учетом международного и зарубежного
опыта.
Российский опыт политико-правового
регулирования системы
За последние годы в Российской Федерации создана своя система законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности.
Одной из общих задач
органов государственной
В рамках решения
этой задачи особый упор необходимо делать
на совершенствование
Основой правовой базы
по проблемам противодействия
Федеральный Закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» как специализированный нормативный акт, регулирующий порядок реализации государственной политики в данной сфере, определял правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.
Позже был принят Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму». Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Было принято
Постановление Правительства
Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», дополняя антитеррористическое законодательство Российской Федерации нормами о противодействии незаконному обороту оружия, регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.
Федеральные законы от 25 июля 2002 года — № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и № 112-ФЗ«О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии террористической деятельности»закрепляют основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской и террористической деятельности, устанавливают меры ответственности за их осуществление, а также предусматривают осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского и террористического характера, к которым, в частности, относится:
объявление предостережения
руководителю общественного или
религиозного объединения либо иной
организации о недопустимости осуществления
экстремистской деятельности; вынесение
письменного предупреждения общественному
или религиозному объединению либо
иной организации о недопустимости
осуществления экстремистской деятельности
в случае выявления фактов, свидетельствующих
о наличии в их деятельности признаков
экстремизма; приостановление деятельности
общественного или религиозного
объединения в случае осуществления
им экстремистской деятельности, повлекшей
за собой нарушение прав и свобод
человека и гражданина, причинение
вреда личности, здоровью граждан, окружающей
среде, общественному порядку, общественной
безопасности, собственности, законным
экономическим интересам
Ряд постановлений
и распоряжений Правительства Российской
Федерации координируют деятельность
федеральных органов
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии»; Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 года № 90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции» и др.
В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24, особо подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма, а также необходимость эффективного сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, с международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом.