Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:40, реферат

Краткое описание

Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3
1. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ............................................4
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ........7
3. ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ................................11
4. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ...............................13
ЗАКЮЧЕНИЕ...........................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат АП РАА.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

      Существенный  признак исполнительной власти усматривается  и в ее предметном характере, который  означает, что исполнительная власть опирается на людские, материальные, финансовые ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений.

      Другой  важный признак исполнительной власти – ее структурированность, так как  она функционирует как государственный орган – орган исполнительной власти и его структурные подразделения, каждое из которых представляет собой совокупность государственных должностей: руководителей, специалистов, технических исполнителей. Органы исполнительной власти осуществляют руководство в различных сферах жизнедеятельности (экономика, наука, культура, здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и общественного порядка, организация обороны и внешних сношений и т.д.), что неизбежно придает этой деятельности в силу ее постоянства и универсальности профессиональный характер.

      Кроме того, исполнительная власть имеет  организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, политической сферах, созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся практическая работа по осуществлению законов. Она обязана наводить порядок и в нормальных и в экстремальных условиях, не урегулированных законом.

      Важным  признаком исполнительной власти являются ее широкие возможности использовать для решения стоящих перед ней задач средства принуждения. Исполнительная власть вправе в рамках Конституции и ФКЗ применять вооруженные силы по отношению к тем, кто нарушая закон, угрожает существующим устоям государства. Такое правомочие исполнительной власти вытекает из ее конституционного значения – обеспечить соблюдение конституции и реализацию законов на всей территории государства.

      Необходимо  также отметить, что исполнительная власть должна быть легитимной и легальной. В широком смысле легитимность-это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Органы исполнительной власти приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, определенном законом. Легитимными должны быть и осуществляемые органами исполнительной власти властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

      На основании всех вышеперечисленных признаков можно дать следующее определение исполнительной власти – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер, выраженная системой государственных органов исполнительной власти, наделенных государственно- властными полномочиями, главное назначение которой заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством.4

 

       3.    ФУНКЦИИ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

      Главная цель исполнительной власти, обусловленная  ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления. Однако исполнительная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей государственной власти, выполняет и собственные функции, задающие основные направления деятельности ее органов, которые реализуют особые государственно-властные полномочия. В данном случае исполнительная власть рассматривается как политико - государственное явление, как средство обеспечения публичных интересов.5

      Функции следует определить как ведущие направления деятельности органов исполнительной власти; в них выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органам исполнительной власти объем государственно – властных полномочий. Говоря по-другому, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая функция как определенный вид деятельности исполнительной власти характеризуется известной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и в известной степени характеризуют ее сущность.6

      Сущность  функций исполнительной власти выявляется и посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти:

  1. правоприменительная, т.е. функция исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов РФ;
  2. «правозащитная», т.е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости – защищать их;
  3. социально – экономическая, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально – культурного и административно – политического управления. Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
  4. функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
  5. регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
  6. нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;
  7. охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно - процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры принуждения, пресечения, наказания и восстановления.7

 

       4.    СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    Субъекты  исполнительной власти осуществляют государственное  управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

    С учетом федеративного устройства России выделяют следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации: 1) Российская Федерация как демократическое  федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ; 2) равноправные субъекты РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

    С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент РФ; 2) Правительство РФ; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов РФ; 7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут  быть как федеральные, так и региональные органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т.е. без государственных служащих, являющихся субъектами                                     государственно-управленческих отношений. 8

    Выделяются  следующие особенности организации  и функционирования субъектов исполнительной власти:

           1) число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью;

            2)  субъекты исполнительно-распорядительной  деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;

            3)   должностные лица и государственные  служащие обладают властными полномочиями различными характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;

            4)  органы исполнительной власти  и государственные служащие осуществляют  юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия  у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;

           5)  государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.

       Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба. 9

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Изложенные  в реферативной работе положения дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы:     

       1. Исполнительная власть, согласно  Конституции РФ, является самостоятельной  ветвью государственной власти, основное назначение которой организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.

       2. Механизм исполнительной власти  включает всю систему органов  государственной власти, призванную  обеспечивать ее фактическую  и юридическую реализацию на  всей территории РФ, которая образуется: - федеральными органами государственной власти (федеральные министерства, федеральные службы России, федеральные агентства);  - органами исполнительной власти субъектов Федерации.  Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.

       3.   Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

       4. Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством Российской Федерации фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации.

       5.  Государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности (исполнительно-распорядительная деятельность), отличный от ее других проявлений (законодательной, судебной), не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти. Их взаимосвязь заключается в том, что государственное управление представляет собой вид деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Информация о работе Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти