Использование новых информационных технологий в работе органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы характеризуется началом XXI века отчетливо выраженными явлениями глобализации и перехода от индустриального общества к обществу информационному. Под воздействием научно-технического прогресса повсеместно внедряются новые информационные технологии, которые предоставляют уникальные возможности для быстрого и эффективного развития как государства в целом, так и отдельно взятой личности. Как следствие, информация превратилась в основной товар, обладающий значительной ценностью, в своеобразный стратегический ресурс. Целью является разработка вопросов использования информационных технологий правоохранительными органами РФ.

Содержание

Введение………………….......................................................................................3
Глава I. Теоретико-правовые основы развития информационных технологий 5
1.1. Теоретические основы информационных технологий в органах власти....5
1.2. Нормативно-правовая база регулирования информационными технологиями…………………………………………………………………….10
1.3. Цели и задачи информационной технологии в органах власти……..…...17
Глава II. Информационные технологии в деятельности МВД………………..22
2.1. Функционирование информационных технологий в органах МВД…….22
2.2. Применение информационных технологий в МВД….…………………...26
Глава III. Направление по совершенствованию и развитие использование информационных технологий в МВД………………………………………….34
3.1. Совершенствования информационных технологий в МВД…………..….34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы ………………...………………………..38
Приложение……………………………………………………………………....40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ГМУ.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих  использовать информационные технологии, составляет информационный потенциал  общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

1.  Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

2.  Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. «Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций», где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.

3.  Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

4.  Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

 

1.2. Нормативно-правовая база регулирования информационными технологиями

Проблема создания глобального  информационного общества обсуждается  на совещаниях, организованных Советом  Европы, Европейским сообществом, ЮНЕСКО. В 1998 г. Международный Телекоммуникационный союз (ITU) в Миннеаполисе принял решение (Резолюция №73) выступить с предложением Организационному комитету ООН о проведении Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS). В 1999 г. ООН приняла положительное решение и началась подготовка Саммита. Таким образом, впервые в истории вопросы формирования информационного общества будут обсуждаться на уровне глав государств – членов ООН (или их представителей). Другая отличительная черта Саммита – в том, что к участию в нем будут привлечены представители коммерческого и гражданского секторов общества. Уже к началу 2003 г. было подготовлено и началось широкое обсуждение двух основных документов Всемирного саммита: Декларации принципов и Плана действий.

Декларация принципов  «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии»3 провозглашает стремление и решимость построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие глобального информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека; совместное использование и расширение глобальных знаний в целях развития может способствовать устранение барьеров на пути достижения равноправного доступа к информации для осуществления деятельности в области экономики, в социальной сфере, политике, здравоохранении, культуре, образовании и науке, а также упрощение доступа к информации, являющейся публичным достоянием, в том числе путем обеспечения универсального дизайна и использования ассистивных технологий».

«План действий» носит  достаточно конкретный характер и включает ориентировочные показатели применения ИКТ в странах-участниках Саммита  до 2015 г. Конечно, данные показатели могут корректироваться с учетом национальной специфики. Однако в целом планируется, что к 2015 г. информационно-компьютерными технологиями должны быть обеспечены: деревни и сельские населенные пункты, где должны быть созданы точки коллективного доступа; университеты, средние и начальные школы; научно-исследовательские центры; публичные библиотеки, культурные центры, музеи, почтовые отделения и архивы; центры здравоохранения и больницы; всеместные центральные государственные учреждения; планируется также пересмотреть все программы начальных и средних школ с тем, чтобы включить в них знания, необходимые для формирования информационного общества; все население планеты должно быть обеспечено доступом к телевещанию и радиовещанию; в Интернете должно быть обеспечено представление всех языков мира; в целом к 2015 г. доступ к ИКТ должно иметь более половины населения Земного шара.

Хартия глобального  информационного общества, принятая на саммите G 8 22 июля 2000 г. на Окинаве провозглашает необходимость следующих направлений работы в сфере глобализации информационного общества:

-  проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

-  рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

-  разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

-  развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворение растущего спроса на специалистов в области информационных технологий во многих секторах экономики;

-  активное использование информационно-телекоммуникационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Как мы уже указали  ранее в ряде стран и на международном  уровне происходит формирование нормативно-правовой базы, непосредственно нацеленные на развитие информационного общества, на превращение этого процесса в глобальный. Так, например, в настоящее время на территории РФ действуют более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов президента, около 200 актов Правительства в России, обеспечивающие правовые основы глобализирующегося информационного общества, среди которых:

-  Конвенция «О преступлениях в компьютерной сфере» от 27 апреля 2000 г.;

-  Всеобщая декларации ООН «О правах человека» 10 декабря 1948 г.;

-  Конституция РФ (ст. 29 ч. 4 «О праве граждан на информацию») Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;

-  Уголовный кодекс РФ (ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» и др.) от 13 июня 1996 г.;

-  Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.;

-  Гражданский кодекс РФ (ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», а также статьи по сделкам и порядку заключения договоров) Часть первая от 30 ноября 1994 г., Часть вторая от 26 января 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г.;

-  ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г.;

-  ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г.;

-  ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г.;

-  ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г.;

-  ФЗ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.;

-  Указы Президента РФ («Перечень сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г., «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» от 3 декабря 2008 г. и др.);

-  Постановления Правительства РФ («О Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям» от 28 марта 2008 г., «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» от 6 ноября 2007 г. и др.);

-  Концепция формирования в Российской Федерации Электронного правительства до 2010 года от 6 мая 2008 г.;

-  Концепция государственной информационной политики (1998 г.);

-  Концепция информационного общества (1999 г.);

-  Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г.;

-  Целевая долговременная программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»;

-  Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;

-  Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки» (проект 2000 г.);

-  Проекты ФЗ «О документации», «Об электронном документе» и ряд других.

Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

Правовым фундаментом, регулирующим в РФ отношения в  области информации, является федеральные  законы, направленные, например, на обеспечение  защиты информации Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523–1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526–1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 6 августа 1993 г. №5605–1 «О селекционных достижениях» и др.

Становление информационного законодательства является одной из важнейших задач государственной политики в области информационных технологий и основным способом в решении проблем правового обеспечения информационного общества на национальном уровне.

Правовая основа единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан и организаций.

Федеральным Законом  от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в статье 12 провозглашен принцип государственного регулирования в сфере применения информационных технологий. Так, государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1)  регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2)  развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3)  создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Статьей 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  регламентируется использование информационно-телекоммуникационных сетей. В частности, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Особенности подключения  государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены  нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным  правовым актом Правительства Российской Федерации.

Юридическая поддержка  открытости государственных информационных технологий4 является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым пространством.

Иными словами единое информационное пространство включает следующие главные компоненты:

-  информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

-  организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и переход информации;

-  средства информационного взаимодействия граждан и организаций и их доступа к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Реализуемые в настоящее  время программы социально-экономического развития и модернизации системы  государственного управления предусматривают  мероприятия, направленные на:

Информация о работе Использование новых информационных технологий в работе органов власти