Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:56, курсовая работа
цель настоящей работы заключается в рассмотрении видов источников административного права, определении их сущности, установке и раскрытии существующих между ними связей.
Введение
1. Понятие и виды источников административного права……………………………………………………………………………..5
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов ……………………….12
3. Система источников административного права.…………………….31
Заключение
Список использованных источников
В-третьих, особенность системы источников административного права многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.
В-четвертых, система источников административного права огромна по числу входящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 679., в котором нет раздела «административное законодательство», а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора.
Пятая особенность системы источников административного права ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Её нестабильность объясняется многими объективными фак-торами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и др. Нестабильность связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. К тому же в системе источников административного права много подзаконных актов, которые нетрудно отменить, изменить новому министру, губернатору и Правительству России.
В-шестых, система источников административного права, а значит, административно-правовые нормы, не систематизированы. Это объясняется опять таки огромного количества источников различной юридической силы.
Административное право как отрасль права представляет собой в общем виде огромный, разобранный на множество нормативных актов конгломерат различных правовых норм. Чтобы привести такое собрание норм в стройный порядок, наука распределяет их по группам, из которых каждая образует институт. В результате создаётся стройная система норм административного права.
На сегодняшний день административное право знает две основные системы: институционную и отраслевую.
Институционная система, представляющая собой перенос гражданско-правовой схемы в область административного права, показывает нормы, отрасли наиболее полно. Преимуществом данной системы является то, что она группирует значительную часть правовых норм вокруг главных субъектов государственно-управленческих отношений, какими являются органы исполнительной власти, граждане, общественные объединения. Образуемые в пределах институционной системы правовые институты (органы исполнительной власти, государственной службы, административного принуждения) охватывают нормы административного права, регулирующие однородные общественные отношения, которые возникают во всех или в большинстве отраслей государственного управления. Данные правовые институты образуют общую часть административного права.
Отраслевая система административного права группирует нормы административного права с учётом исключительно отраслевых аспектов государственного управления и приводит к выделению обширного ряда правовых институтов таких как управление экономической сферой, управление в социально-культурной сфере, управление в административно-политической сфере.
Нормы данных правовых институтов регулируют отраслевые управленческие отношения, специфику каждой отдельной отрасли. Они образуют так называемую особенную часть административного права.
Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли, единого административного кодекса нет и его невозможно создать. Почему? Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация - означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества» а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России.
Наличие
большого числа источников разной юридической
силы, принятых в разное время, объективный
факт, который отрицательно сказывается
на состоянии систематизации отрасли.
Единого административного кодекса нет,
и его невозможно создать. Почему?
Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации.
Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России.
Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать. Основные направления этой работы:
- повышение качества, взаимосвязи правовых норм;
- принятие всех необходимых для проводимых реформ норм;
- усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации. Необходимо отметить, что в этом направлении за сравнительно небольшой срок много сделано. Взамен союзных подзаконных актов приняты законы Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии, оперативно-розыскной деятельности, государственной тайне и др.;
- устранение пробелов в административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и учащихся, гражданскую альтернативную службу и др.). Один из важных аспектов проблем системы источников административного права для всех юристов поиск нужных источников. Существует система изданий, в которых публикуются официальные тексты актов.
Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и нормативные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное издание общих ведомственных нормативных актов осуществляется в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, многие центральные ведомственные органы издают свои вестники, бюллетени.11
Акты субъектов Федерации публикуются в одной из газет,
11Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов.-М.:Норма-ИнфраМ, 2000. С.44.
издаваемой на территории субъекта, а также в Собрании законодатель-ства или в журнальном издании с иным названием, специально со-зданном для официальных публикаций актов субъекта Федерации.
Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Постановления Конституционного Суда РФ также
подлежат обязательному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.
К сожалению, с публикацией источников административного права не все обстоит благополучно. Не решен вопрос об официальном издании внутриаппаратных ведомственных актов федеральных органов, нормативных административных договоров, актов муниципальных органов и ряда других источников административного права.
Конечно,
юристам трудно пользоваться большим
количеством газет и журналов, в которых
содержатся тексты нормативных актов.
В какой-то степени эти недостатки преодолеваются
путем использования компьютерных вариантов
систематизации законодательства («Консультант
плюс», «Кодекс», «Ваше право», «Гарант»
и др.), но это многим недоступно, к тому
же тексты, извлеченные из компьютеров,
не официальны. Представляется, что полезно
было бы издавать еженедельную федеральную
газету, которая оперативно доводила бы
до всей страны официальные тексты всех
федеральных органов. Подобные издания
могли бы учредить и субъекты Федерации.
Заключение.
Административное право - есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами, а источники административного права - это та самая основа, на которой все эти отношения строятся и развиваются.
И как обобщение ко всему изложенному в данной курсовой работе, хочется перечислить основные источники административного права. В первую очередь, главным источником являются законы, обладающие наивысшей юридической силой и обобщенно регулирующие наиболее значимые административно - правовые отношения. Указы Президента Российской Федерации, касающиеся вопросов организации государственного управления и других вопросов, отнесенных к предмету административного права. Решения местных представительных органов по вопросам местного управления, охраны порядка и другим, отнесенным к компетенции этих органов и прописанных законодательством. Акты управления составляют следующую весьма значительную группу источников административного права. Акты управления нормативного характера, в соответствии с принципом Конституции, статьи 55, могут распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения, и ни в коем случае не должны затрагивать прав граждан и их обязанностей. В статье 56 Конституции предусмотрен единственный случай, когда права и обязанности граждан могут устанавливаться органами управления (установление чрезвычайного положения).
В
текстах нормативно-правовых актов административного
права обычно сочетается общегосударственная
и юридическая оценка регулируемых общественных
отношений, что очень важно для правильного
понимания и применения закона, укрепления
законности и правопорядка в обществе.
Административное право является необходимым
стабилизирующим фактором общественной
системы. Упорядоченность и стабильность
общественных отношений, регулируемых
правом, обеспечиваются тем, что нормы
права имеют не одномоментный характер.
Они рассчитаны на длительное по времени
существование. Содержащаяся в нормативных
актах нормы административного права
наиболее точно формулируют необходимые
правила поведения, выражаются самым экономичным
способом, облегчают надзор за их исполнением,
борьбу с правонарушениями и наиболее
эффективно обеспечивают порядок и четкость
взаимоотношений людей и органов государства.
Список
используемой литературы.
1. Конституция РФ. По состоянию на 2010 год. – М.: Эскимо,2010.
2. Кодекс
РФ «Об административных
3. Кодекс
РСФСР об административных
4. СЗ РФ. 1996. № 7
5. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., - М.: Юристь, 2000.
6. Бахрах
Д.Н. Административное право
7. Демин А.
В. Нормативный договор как
источник административного
8. Иванов
С.А. Соотношение закона
9. Манохин А.Д., Адушкин Ю.С., Багшнаев З.А. Российское административное право. Учебник.М.:Юристъ,1996
10. Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. -М., Юристъ, 1995.