Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:36, курсовая работа
При исследовании передо мной были поставлены следующие задачи: дать обзор литературы, посвященной изучению института судебного контроля; исследовать основополагающие принципы деятельности Конституционного Суда; определить некоторые полномочия данного института контроля; выяснить место Конституционного Суда в системе органов государственной власти; охарактеризовать полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в вопросах обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь; выяснить возможности данного органа в обеспечении принципа разделения властей.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................................................3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ...........5
2. СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ....................................9
2.1 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ..........................................9
2.2 СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ .............................12
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...16
3.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...................................................................................................................16
3.2 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......................18
4. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ..22
4.1 ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...................................................................................................................22
4.2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ ..............................25
4.3 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕШЕНИЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА..........29
5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
БЕЛАРУСИ, ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ, ПОЛЬШИ ..................................................................................33
5.1 ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ.........................................33
5.2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ИТАЛИИ........................................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:
1) по его просьбе об отставке;
2) в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь;
3) в связи с достижением
предельного возраста
4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи;
5) в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд;
6) в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором;
7) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
8) в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
9) в связи с признанием
судьи в установленном порядке
нетрудоспособным либо
10) в случае смерти судьи.
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда или личного письменного заявления судьи с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда.
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях если:
1) дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;
2) судья Конституционного
Суда зарегистрирован в
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.
Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с настоящим Законом.
Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется Президентом Республики Беларусь.
Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь» определяет порядок ухода в отставку судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по тем же основаниям, по которым они могут быть приостановлены. Стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на отставку и выплату ежемесячного пожизненного содержания, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судей устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией.
Согласно ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Остановимся подробнее на каждом из них.
Принцип законности означает, что Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.
Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.
Принцип коллегиальности находит свое отражение в том, что рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.
Принцип гласности означает то, что дела разрешаются Конституционным Судом открыто, а решения во всех случаях оглашаются публично.
Принцип устности заключается в том, что разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.
Равноправие и состязательность сторон в процессе подтверждается тем, что при рассмотрении дел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами, а конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон.
Конституционный Суд при исполнении своих функций независим.
Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Эти принципы помогают Конституционному Суду осуществлять свою деятельность не только в соответствии с законодательством, но и принимать во внимание моральные установки.
Хочется также отметить, что большинство этих принципов
является основой деятельности любого
из судов нашей республики. Это еще
раз свидетельствует о том, что Конституционный
Суд Республики Беларусь является неотъемлемой
частью судебной системы республики.
В соответствии со ст. 5 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения о:
соответствии законов, декретов, и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
соответствии актов межгосударственных образований, в которые входят Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
Ст. 112 Конституции Республики Беларусь закрепляет тот факт, что предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов с целью вынесения Конституционным Судом заключения могут направлять Президент, палаты Парламента, Правительство, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд.
Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.
Конституционный Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует конституционность нормативных актов. Однако, в соответствии с законодательством, Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларуси в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право вносить в государственные органы иные предложения, вытекающие из его компетенции. [7, с. 5 - 6]
Согласно ст. 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Конституционный Суд Республики Беларусь включен в главу «Суд» Конституции Республики Беларусь, чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти – самостоятельной ветви государственной власти. Г.А. Василевич утверждает, что можно поспорить по данному поводу и утверждать, что предпочтительнее было бы относить его к особой совокупности государственных структур – контрольно-надзорным органам.
В юридической литературе уделено внимание анализу понятия «контроль», часто сопоставляемому с понятием «надзор». Однако эти понятия различаются. Надзорные органы сами обычно не обладают правом отмены правового акта, но путем соответствующего реагирования пытаются обеспечить законность на практике. Контролирующие же органы обладают не только правом отмены правовых актов, но и отличаются активным вмешательством в незаконную деятельность. Контрольная функция Конституционного Суда имеет свою специфику. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. При этом проблемы целесообразности не должны иметь решающего значения. Более того, принятие не самого удачного правового решения не означает его неконституционнность. В этом и заключается отличие конституционного контроля от контроля, проводимого другими государственными органами, включая и ведомственный контроль. [3, с. 47]
Конституционный Суд – единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и некоторые другие вопросы оговорены в Конституции. Относительно организации и деятельности других судов (общих, хозяйственных) в Конституции сформулированы лишь общие принципы и указана их основная функция – осуществление правосудия. При этом компетенция Конституционного Суда, как отмечено в ч. 7 ст. 116 Конституции, определяется специальным законом о Конституционном Суде.
Отсюда нужно сделать несколько выводов:
Конституционный Суд – единственный судебный орган, который самостоятельно определяет порядок судебного производства. В ст. 9 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предусмотрено, что законы, декреты, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим большей юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Суд получил большую свободу действий, что налагает на него и дополнительную ответственность. [3, с. 49]
В связи с тем, что на Конституционный Суд возложена обязанность осуществлять контроль за нормативностью актов в государстве, должна возрастать его активность по казуальному толкованию Конституции. Правовая позиция Конституционного Суда имеет принципиальное значение для развития правовой системы, в том числе правоприменительной практики.