Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:36, курсовая работа
При исследовании передо мной были поставлены следующие задачи: дать обзор литературы, посвященной изучению института судебного контроля; исследовать основополагающие принципы деятельности Конституционного Суда; определить некоторые полномочия данного института контроля; выяснить место Конституционного Суда в системе органов государственной власти; охарактеризовать полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в вопросах обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь; выяснить возможности данного органа в обеспечении принципа разделения властей.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................................................3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ...........5
2. СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ....................................9
2.1 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ..........................................9
2.2 СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ .............................12
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...16
3.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...................................................................................................................16
3.2 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......................18
4. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ..22
4.1 ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...................................................................................................................22
4.2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ ..............................25
4.3 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕШЕНИЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА..........29
5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
БЕЛАРУСИ, ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ, ПОЛЬШИ ..................................................................................33
5.1 ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ.........................................33
5.2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ИТАЛИИ........................................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...
В определенной мере уяснению смысла конституционной нормы могут способствовать акты толкования, принимаемые уполномоченными органами.
Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При этом следует иметь в виду, что, в отличие от большинства других органов конституционного контроля, Конституционный Суд Республики Беларусь наделен правом проверки не только «верхнего слоя» нормативных актов (законов, актов Президента и др.), но и ведомственных нормативных актов, актов местных органов власти, т.е. «многоуровневого слоя». В связи с этим перед Конституционным Судом инициатором может быть поставлен вопрос о проверке соответствия, например, постановления Совета Министров, актов Верховного или Высшего Хозяйственного Суда законам, декретам или указам. [7, с. 12]
Однако, в процессе рассмотрения дела может возникнуть вопрос о конституционности самих законов, декретов, указов, на предмет проверки соответствия которым и внесено предложение в Конституционный Суд. Именно по этой причине при рассмотрении в 1995 году проекта о внесении изменений и дополнений в Закон высказывалась негативная оценка в части закрепления принципа конституционности нормативных актов. С учетом изложенного, Василевич Г.А. отмечает, что нужно изменить практику работы Конституционного Суда. В качестве обоснования он приводит следующие аргументы. По Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд наделен правом проверки конституционности всех нормативных актов, т.е. высшим актом является Конституция. (ст. 116) Согласно части первой ст. 11 Закона, пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, определяет Конституционный Суд. Поэтому если проверяемые вопросы содержатся не только в оспариваемом акте (отдельных его нормах), но и иных актах (других нормах), то Конституционный Суд вправе в решении высказать свою оценку на этот счет. При этом надо иметь в виду, что Конституционный Суд может вынести заключение лишь по тому вопросу, который указан в обращении.
Если же аналогичные признанные неконституционными положения содержатся в другом акте, обладающем более высокой юридической силой, чем проверяемый, то Конституционный Суд обязан также рекомендовать компетентному органу принять меры для приведения его в соответствие с Конституцией.
Но в то же время нужно иметь в виду, что Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон (ст. 11 Закона), в том числе и теми, которые были высказаны инициатором в письменном предложении в адрес Конституционного Суда. Хотя, конечно, они должны быть изучены и оценены. Определять, какие использовать аргументы, - исключительное право Конституционного Суда. [3, с. 112]
Заключение должно содержать: наименование заключения; дату и место его принятия; состав Конституционного Суда, принявшего решение; перечисление сторон, участников заседания; формулировку вопроса, основания для его рассмотрения; нормы Конституции и Закона, устанавливающие право или обязанность Конституционного Суда рассматривать данный вопрос; полное наименование акта, конституционность которого проверялась, с указанием источника его опубликования; обстоятельства, установленные при рассмотрении вопроса; нормы Конституции, международно-правовых актов, Закона, которыми руководствовался Суд, принимая решение; наименование и дату вступившего в силу решения Конституционного Суда, если на него сделаны ссылки при подготовке данного решения; формулировку решения и его обоснование; порядок и срок исполнения решения, особенности его опубликования.
В случае, если акт, конституционность которого проверяется, признан конституционным в одной части и неконституционным в другой или по одному делу акты были признаны конституционными, а другие – неконституционными, об этом указывается в заключении Конституционного Суда. [7, с. 12]
Первой исключительной особенностью Французской Республики, в сравнении с нашим государством, является то, что у нее имеется два специальных органа для осуществления конституционного контроля: Конституционный Совет и Государственный Совет.
Статус Конституционного Совета регулируется Конституцией Франции и Ордонансом от 7 ноября 1958 г., содержащий органический закон о Конституционном Совете, который представляет собой преимущественно процессуальный акт.
Функция и полномочия этого органа закреплены в ст. 58 – 62 Конституции.
На Конституционный Совет возлагается функция обязательного предварительного контроля за конституционностью органических законов и регламентов палат Парламента, а также факультативного предварительного контроля конституционности обычных законов. Объявленное неконституционным положение ни может быть ни промульгировано, ни введено в действие.
Если положение закона, признанное неконституционным, неотделимо от закона, такой закон не может промульгироваться. В противном случае, Президент может либо промульгировать закон без данного положения, либо потребовать от палат нового обсуждения закона.
В связи с тем, что во Франции власть правительства более сильная, чем в нашем государстве, премьер-министр Франции может обратиться в Конституционный Совет с запросом о том, не относится ли предмет закона к сфере регламентарной власти. Речь по существу идет в данном случае о компетенционном споре. [9, с. 155]
Конституционный Совет следит за правильностью избрания Президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. Он также разрешает споры относительно правильности избрания депутатов и сенаторов. Далее, он осуществляет надзор за правильностью проведения референдумов и объявляет его результаты. В этом случае, в сравнении с Конституционным Судом Республики Беларусь, Конституционный Совет Франции выполняет функции избирательного суда, а применительно к выборам Президента и референдуму – также определенные функции центрального избирательного органа.
Решения Конституционного Совета, также как и у в нашем государстве, обжалованию не подлежат и являются обязательными для всех органов.
Что касается формирования состава членов Конституционного Совета, он состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и возобновлению не подлежат. По три члена назначаются Президентом республики, председателем Национального Собрания (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией. Члены Конституционного Совета не могут назначаться на публичные должности, а если ранее были публичными чиновниками, то не могут в это время получать повышение.
Председатель Конституционного Совета, как и в Беларуси, назначается Президентом республики. Назначен может быть любой член Конституционного Совета, но на практике это бывает один из членов, назначенных в Конституционный Совет Президентом. [10, с. 113]
Конституционный Совет может констатировать обязательную отставку своего члена, нарушившего принцип несовместимости функций или утратившего способность осуществлять свои гражданские и политические права.
Свои решения и заключения Конституционный Совет принимает в присутствии не менее семи советников, кроме случаев непреодолимой силы, официально оформляемых протоколом.
Обычные законы до промульгации могут быть переданы на рассмотрение Конституционного Совета Президентом, Премьер-министром, председателем любой палаты парламента, 60 депутатами или 60 сенаторами.
Дела в Конституционном Совете рассматриваются письменно в закрытом порядке.
Другой орган, упомянутый выше, – Государственный Совет – действует во Франции на основе Конституции, определившей ряд его полномочий, и Ордонанса от 31 июля 1945 г. «О Государственном Совете», неоднократно новеллизованного.
Государственный Совет имеет двоякое значение. С одной стороны, он возглавляет систему административной юстиции, и в связи с этим осуществляет контроль конституционности актов исполнительной власти. С другой стороны, Государственный Совет – «привилегированный советник правительства». Он дает обязательные предварительные заключения на правительственные законопроекты, на проекты ордонансов, издаваемых в порядке делегированного законодательства, а также по проектам регламентов публичной администрации. Он консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам и может также выступать с инициативой реформ законодательного, регламентарного или же административного характера.
Формально Государственный Совет возглавляется Премьер-министром, которого может замещать министр юстиции. По существу его работой руководит вице-председатель. В состав Государственного Совета входят также шесть председателей секций, 79 государственных советников, 12 экстраординарных советников, 81 докладчик, 34 аудитора. Все они назначаются декретом в Совете министров или обычным декретом по предложению министра юстиции. [9, с. 157]
Хочется сделать вывод о том, что в связи с разным государственным устройством, разным влиянием государственных органов в Беларуси и во Франции, органы конституционного контроля в этих государствах различны по структуре и компетенции, однако, в итоге они оба выполняют одну самую важную функцию - осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивают соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства.
Конституционный Италии, в отличие от Конституционного Суда Республики Беларусь, не считается частью судебной власти: Конституция говорит о нем в разделе, посвященном конституционным гарантиям. Этот орган был учрежден только действующей Конституцией страны (1947г.).
Компетенция Конституционного Суда включает:
споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей;
конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции (что не свойственно нашему государству);
решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.
Как видно из последних двух пунктов, компетенция Конституционного Суда Италии и Конституционного Суда нашей республики имеют разные сферы.
Контроль конституционности актов в Италии может быть предварительным и последующим. Предварительному контролю подлежат по требованию Правительства законы областей до их промульгации в случаях, когда, по мнению правительственного комиссара в области, она, приняв закон, превысила свою компетенцию либо нарушила национальные интересы либо интересы других областей. [9, с. 318]
Последующий контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль может проводиться по требованию области, в отношении законов государства, нарушающих компетенцию области. Конкретный контроль осуществляется по ходатайству обычного суда, внесенному по инициативе сторон в процессе, прокурора или самого суда, и касается закона государства или области, подлежащего применению в данном деле; при этом Конституционны Суд не связан доводами заявителя. Рассмотреть вопрос о конституционности Конституционный Суд может и по своей инициативе. Однако, Конституционный Суд, установив неконституционность, объявляет недействительными соответствующие законоположения в пределах ходатайства.
Фактически Конституционный Суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы содержат пробелы и Суду приходится включать в них дополнительные или заменяющие положения.
Что касается состава Конституционного Суда Италии, он состоит из 15 судей, назначаемых по третям Президентом республики, парламентом на совместном заседании палат и высшей общей и административной магистратурой.
Судьи Конституционного Суда отбираются из числа высших магистратов общей и административной юрисдикции, включая находящихся в отставке, ординарных университетских профессоров права и адвокатов со стажем более 20 лет. Они назначаются на девятилетний срок и не могут быть назначены повторно.
Назначение конституционных судей в Италии – всегда результат компромисса между политическими партиями (что свидетельствует о хорошо развитой партийной системе республики). Трудностями достижения такого компромисса объяснялась и восьмилетняя задержка образования Конституционного Суда.
Как и в Беларуси, должность судьи Конституционного Суда в Италии несовместима с членством в Парламенте или в областном совете, с адвокатской, торговой или промышленной деятельностью, выполнением управленческих или ревизорских функций в коммерческих фирмах. В период пребывания в Конституционном Суде у судей приостанавливается исполнение магистратских или преподавательских должностей, в то время как в Беларуси судьи Конституционного Суда могут заниматься преподавательской деятельностью.