Классификация и виды методов государственного управления. Методы убеждения и принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение теоретических аспектов государственного управления, а также разнообразных методов его осуществления.
Для достижения указанной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
определение понятие методов государственного управления, выявление их правовой основы;
рассмотрение разнообразия приемов и способов, применяемых в государственно-управленческой деятельности, изучение различных классификационных подходов с целью систематизации методов государственного управления;

Вложенные файлы: 1 файл

Гос управление.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Постановка  вопроса о месте и роли государственного управления в системе государства  и права в целом и в административном праве в частности вызвана  сегодня рядом причин. Среди них  можно выделить такие как конституционно-правовые изменения в отношениях человек  — общество — государство; отказ  от приоритета административно-командных  методов в деятельности государства; переход к новой системе экономических  отношений и т. д.

В свете  переосмысления содержания и значения государственного управления в жизни  общества происходит трансформация  тех приемов и способов, которые  органы государственного управления используют в процессе осуществления своей  деятельности. В настоящее время  происходит поиск наиболее эффективных  методов воздействия на людей  со стороны государства, которые  во многом позволили бы совершенствовать весь процесс государственного управления.

В условиях перехода к рыночным отношениям только государство в силу своих властных полномочий позволяет достичь скоординированности, согласованности в обществе, содействовать выживанию страны в условиях кризиса и выходу из него.

При этом важным вопросом остается то, каким  образом, с помощью каких средств  государство сможет выполнить эту  задачу. То есть важным аспектом является решение проблемы выбора наиболее рациональных и прогрессивных методов управления.

Целью контрольной работы является изучение теоретических аспектов государственного управления, а также разнообразных методов его осуществления.

Для достижения указанной цели были поставлены и  последовательно решены следующие  задачи:

  • определение понятие методов государственного управления, выявление их правовой основы;
  • рассмотрение разнообразия приемов и способов, применяемых в государственно-управленческой деятельности, изучение различных классификационных подходов с целью систематизации методов государственного управления;

Предметом изучения выступает совокупность методов, используемых в государственно-управленческой деятельности для достижения поставленных перед государством целей и задач  и выполнения функций государственных  органов в пределах их компетенции.

При исследовании проблемы методов государственного управления были использованы различные  материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие государственного управления

Государственное  управление  -  это   практическое,   организующее   и

регулирующее  воздействие  государства  на  общественную   жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения  или  преобразования,  опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то  есть целесообразности, обоснованности и эффективности Государственного управления  выступает социальность, наполненность Государственного управления  общественными запросами и ожиданиями,  реальным  бытием людей[3, с. 9].

Можно выделить следующие отличительные  черты государственного управления.

  1. Государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющей функциональную специфику компетенции, отличающую его от иных видов реализации государственной власти.
  2. Государственное управление имеет общегосударственный характер, то есть охватывает важнейшие стороны жизни общества. По существу объектом государственного управления является общество в целом.
  3. Государственное управление представляет собой, прежде всего, деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным его направлением является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов.
  4. Государственное управление носит государственно-властный характер. Субъекты государственного управления исполнительной деятельности наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства.
  5. Государственное управление имеет непосредственный характер, то есть в процессе осуществления управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции государства в межотраслевых (финансы, госстандарты, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, государственная безопасность, зарубежные связи и пр.), социально-культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) сферах, в хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).
  6. Государственное управление — активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства.
  7. Характерной чертой государственного управления является разнообразие организационных форм его осуществления, что обеспечивает решение задач сложной и тонкой сети новых организационных связей, возникающих в связи с развитием рыночных отношений в обществе.
  8. Государственное управление реализуется через формы организаторской деятельности: подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли управления, информационная деятельность, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.
  9. Государственное управление является исполнительной деятельностью по отношению к деятельности, осуществляемой иными ветвями власти[3, с.5-6].

Государственное управление по своей  сути многофункционально.

Функции — это элементы, части  управленческой деятельности, совокупность которых составляет содержание управление. Они закрепляются в нормах права, определяющих статус того или иного  органа.

В литературе выделяют две группы функций: общие и специальные.

Общие функции государственного управления носят универсальный характер и  присущи в той или иной мере каждому виду управления. К ним  относят:

  • прогнозирование (представляет собой предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов);
  • планирование (предполагает определение целей, задач, темпов развития, конкретных показателей и сроков их достижения и т.д.);
  • организация (означает образование, упразднение и реорганизацию органов, учреждений, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановку кадров и т.д.);
  • регулирование (состоит в установлении, изменении или прекращении тех или иных управленческих отношений и направлено на упорядочение отношений между участниками, создание определенного режима управленческой деятельности в заданном порядке);
  • руководство (предполагает воздействие управляющего на содержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения текущих задач);
  • координация (включает в себя деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, направленных на выполнение какой-то единой задачи);
  • контроль (заключается в получении достоверных сведений о фактическом положении дел в управляемых объектах, о качестве и состоянии деятельности, выявлении отклонений и просчетов по сравнению с предусмотренными параметрами, намеченными целями).

Общие функции государственного управления выполняют все органы исполнительной власти, проявляя своеобразие при  их конкретном воплощении.

Особенности тех или иных органов  государственного управления, их системы, отрасли, сферы требуют наличия  и специальных функций. Они формируются  на основе общих функций и способствуют их развитию.

Следует отметить, что система государственного управления включает организационные  структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п. Она образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность и такое воздействие выражается обычно в правовых формах[5, с. 46- 48].

1.2. Классификация методов государственного  управления

Сложность и многообразие процессов  управления обусловили существование  множества методов управления. Они  не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется  богатым арсеналом различных  средств, совокупность которых служит интересам осуществления управляющего воздействия. Правильное понимание  взаимосвязи методов, их классификация  важны для познания сущности и  условий для более эффективного их использования.

1.2.1. Основные подходы к классификации  государственного управления

Изучив литературу по административному  праву, необходимо отметить, что среди  авторов нет единого мнения по поводу классификации методов государственного управления, каждый из них отдает предпочтение одним подходам, при этом, не учитывая других. И методы выделяемые в рамках этих признаков одним исследователем, включаются другим автором в группы, образованные по иным основаниям. Но в то же время содержание этих методов все авторы понимают одинаково.

Атаманчук Г.В. разделяет методы государственного управления на:

  • методы функционирования органов государственной власти;
  • методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления, в рамках которых он выделяет морально-этические, социально-политические, экономические и административные методы [1, с.112].

Многие авторы среди всего многообразия методов выделяют:

  • общие методы, используемые при выполнении всех или основных функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса;
  • специальные методы, применяемые при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления.

В рамках общих методов различают:

  • убеждение и принуждение (разделяются по признаку использования властных полномочий);
  • стимулирование.

В границах соотношения убеждения  и принуждения, как двух универсальных  способов воздействия на сознание и  волю людей, может проводится более детальная классификация методов управления по разным основаниям. В зависимости от характера (содержания) управляющего воздействия выделяют:

  • методы прямого воздействия (административные);
  • методы косвенного воздействия (экономические);
  • социально-психологические методы [2, с.172].

Административные методы управления, в свою очередь, классифицируются по форме выражения, юридическим свойствам, способу воздействия на поведение  объекта управления, форме предписания.

2. Убеждение  и принуждение как  основные методы государственного  регулирования

В источниках административного права  довольно часто встречается выделение  среди общих методов государственного управления методов принуждения  и убеждения по признаку использования  властных полномочий.

2.1. Убеждение как метод государственного  управления

Убеждение в государственном управлении это — метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, повышающих сознательность, организованность, ориентирующих на добросовестное соблюдение гражданами правовых норм[2, с. 179].

Цель убеждения как особого  средства воспитания состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение правовых требований рабочими и служащими, всеми  трудящимися в силу внутреннего  признания ими этих требований. Убеждение  позволяет совместить требования закона, властные предписания компетентных органов с внутренней убежденностью  работника, достичь единства интересов  человека и общества, совпадения воли народа, воплощенной в законе, с  индивидуальной волей. Убежденность человека должна быть результатом его размышления  и принятия решений.

Поворот к правовому государству  показал, что командные, а тем  более репрессивные методы решения  общественных проблем неприемлемы. В качестве основного государство  должно использовать метод убеждения  граждан в необходимости неуклонного  соблюдения Конституции Российской Федерациии принятых в соответствии с ней законов, уважения прав, чести и достоинства человека, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Чтобы сохранить свое убеждение, человек  должен постоянно поддерживать и  укреплять субъективную уверенность  в его истинности. Однако проблема состоит не только в том, насколько  человек верен свои убеждениям, является субъективно честным, но в том, насколько  его личные убеждения отражаю  объективную истину.

В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия, поскольку:

  • используется систематически, можно сказать, постоянно и в отношении всех граждан;
  • обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном счете - воспитывает привычку к законопослушанию;
  • выражает управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
  • органически связано с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;
  • используется субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за ними компетенции;
  • данный метод управления всегда непосредственно выражает государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически властного характера;
  • методу убеждения управления характерна правовая форма и непосредственность выражения.

Информация о работе Классификация и виды методов государственного управления. Методы убеждения и принуждения