Классификация и табели о рангах государственных, муниципальных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:22, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии стагнации, вынужденного застоя, связанного с тем правовым вакуумом, который сложился в конце прошлого века в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально – экономические потрясения. В начале 90-х годов XX века сложилась такая ситуация, при которой старый административно – командный режим уже полностью изжил себя, а новый, едва зародившийся, еще недостаточно окреп.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и основные характеристики государственной службы 5
1.1 Определение и принципы государственной службы 5
1.2 Классификация государственных служащих 12
Глава 2. Правовой статус государственных служащих Российской Федерации. 16
2.1 Права и обязанности государственных служащих 16
2.2 Ответственность государственных служащих 20
2.3 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта) 23
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Административному праву.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Под принципами понимаются основополагающие идеи, на которых  организуется и осуществляется государственная  служба.

Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 5) установлены  следующие принципы государственной  службы:

1) верховенства  Конституции Российской Федерации,  федеральных законов над иными  нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при  исполнении государственными служащими  должностных обязанностей и обеспечении  их прав;

2) приоритета  прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы  государственной власти, разграничения  предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;

4) разделения  законодательной, исполнительной  и судебной властей;

5) равного доступа  граждан к государственной служба  в соответствии со способностью  и профессиональной подготовкой;

6) обязательности  для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных  требований, предъявляемых к государственной  службе;

8) профессионализма  и компетентности государственной службы;

9) гласности  в осуществлении государственной  службы;

10) ответственности  государственных служащих за  подготавливаемые и принимаемые  решения, неисполнение либо ненадлежащее  исполнение своих должностных  обязанностей;

11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров  государственных служащих в государственных  органах.

Перечисленные нами принципы, во-первых, обязательны для всех лиц и организаций, в той или  иной степени имеющих отношение к государственной службе; во-вторых, они распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках государственной службы.

Указанные принципы охватывают все организационные, правовые и  другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы.

             1.2 Классификация государственных служащих

Согласно закону о системе государственной службы РФ, федеральным государственным  служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие), а государственный гражданский служащий субъекта Федераций – гражданин осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской государственной службы субъекта Федерации получающий денежное содержание (вознаграждение), за счет средств бюджета соответствующего субъекта федераций.

Впервые в законодательстве о государственной службе определено, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация (государство), а нанимателем государственного гражданского служащего субъект Федерации. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров определяются соответственно федеральным законом о виде государственной службы.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных  органов во всех сферах жизни общества. Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям . Это деление имеет значение при решении таких вопросов, как разработка и реализация программ подготовки кадров для государственной службы, исходя из реальной потребности в них; установление квалификационных и других требований для замещения должностей государственной службы; определение обязанностей, полномочий и мер ответственности с учетом особенностей вида государственной службы; подбор кандидатов на конкретные должности и др.

1. В соответствие с  конституционным принципом разделения  властей различаются государственные  служащие органов законодательной  власти (представительной), исполнительной  и судебной власти.

Органы законодательной  власти выполняют законодательную  и контрольные функции в отношении  органов государственной власти в пределах, установленных Конституцией РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие делятся на федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Федераций. На начало 2002 года общая численность государственных служащих и иных государственных органов, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления составила 1053,1 тыс. человек. В процессе происходящего реформирования государственной службы численность федеральных государственных служащих в центральном аппарате уже сокращена на 20% и будет в дальнейшем оптимизироваться путем внедрения новых методов управления.

3. Если взять за основу  такой критерий, как функциональное  предназначение и особенности  службы по ее видам, то различаются  государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных служб.

4. По объему должностных  полномочий государственные служащие  подразделяются на должностных  лиц и служащих, не являющихся  должностными лицами (понятие должностного  лица дано в ст. 2.4 КоАП РФ). Объем государственно-властных полномочий государственных служащих определяется положениями о соответствующих государственных органах и их структурных подразделениях и должностными регламентами по каждой должности в отдельности или по типовым должностям государственной службы.

5. Критерием для классификации  государственных служащих являются  классные чины, дипломатические  ранги, воинские и специальные  звания.

Их особенность – присвоение персонально каждому государственному служащему с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания не только внешне отличают государственных служащих при ношении форменной одежды, знаков различия (в частности погон), но и характеризуют их должностное положение, так как соответствующими нормативными актами устанавливаются перечни должностей по видам государственной службы с указанием, какие классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания соответствуют этим должностям. Например, перечень должностей начальствующего состава в органах внутренних дел и соответствующих этим должностям специальных званий утвержден Указом Президента РФ от 5 ноября 2004г.

6. В зависимости  от срока службы можно выделить  государственных служащих, назначаемых  на должности государственной  службы на неопределенный срок, на определенный срок, а так  же на срок обучения в образовательном  учреждении профессионального образования  и на определенный срок государственной службы после его окончания.

7. Классификация  государственных служащих может  производиться и по иным критериям.  Для примера можно привести  следующие данные проведенного  анализа состава государственных  гражданских служащих по различным демографическим признакам. На начало 2002г. доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 73%; средний возраст государственных служащих составлял 40 лет, а в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры РФ – 37 лет; большинство лиц, замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, около 25% - свыше 15 лет; сравнительно высокий процент (более 70) женщин был среди занимающих должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей государственной службы; имелась большая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики. Эти и другие показатели служат ориентирами для устранения негативных явлений и тенденций и выработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы системы государственной службы, отвечающей современным задачам и функциям государства.

Глава 2. Правовой статус государственных служащих Российской Федерации.

2.1. Права и  обязанности государственных служащих

Государственные служащие имеют право:

1) право на  ознакомление с документами, определяющими  его права и обязанности по  занимаемой государственной должности,  критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, которые необходимы для исполнения им должностных обязанностей;

2) право на  получение в установленном порядке  информации и материалов, необходимых  для исполнения должностных обязанностей;

3) право на  посещение в установленном порядке  для исполнения должностных обязанностей  предприятий, учреждений и организаций,  независимо от форм собственности;

4) право принимать  решения и участвовать в их  подготовке в соответствии с  должностными обязанностями;

5) право на  участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

6) право на  продвижение по службе, увеличение  денежного содержания с учетом  результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) право на  ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до того, как их внесут в личное дело, а также право на приобщение к личному делу своих объяснений;

8) право на  переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9) право на  пенсионное обеспечение с учетом  стажа государственной службы;

10) право на  проведение по требованию государственного  служащего служебного расследования  для опровержения сведений, порочащих  его честь и достоинство;

11) право на  объединение в профессиональные  союзы или ассоциации для защиты  своих прав, социально-экономических  и профессиональных интересов;

12) право вносить  предложения по совершенствованию  государственной службы в любые  инстанции.

Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, которые связаны с государственной службой, в том числе по вопросам: проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов.

1) содержания выданных характеристик;

2) приема на  государственную службу и ее  прохождения;

3) реализации  прав государственного служащего;

4) перевода на  другую государственную должность;

5) по вопросам  наложения дисциплинарной ответственности  государственного служащего;

6) несоблюдения  гарантий правовой и социальной  защиты государственного служащего;

7) увольнения  с государственной службы.

Наряду с  перечисленными правами, государственный  служащий наделен и рядом обязанностей:

- государственный  служащий обязан обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

- должен добросовестно  исполнять должностные обязанности;

- обеспечивать  соблюдение и защиту прав и  законных интересов граждан;

- исполнять  приказы, распоряжения и указания  вышестоящих в порядке подчиненности  руководителей, отданные в пределах  их должностных полномочий, за  исключением тех которые противоречат закону;

- в пределах  своих должностных обязанностей  своевременно рассматривать обращения  граждан и общественных объединений,  а также предприятий, учреждений  и организаций, государственных  органов и органов местного  самоуправления и принимать по  ним решения в порядке, который установлен федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- соблюдать  установленные в государственном  органе правила внутреннего трудового  распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной  информацией;

- поддерживать  уровень квалификации, достаточный  для исполнения своих должностных  обязанностей;

- хранить государственную  и иную охраняемую законом  тайну, а также не разглашать  ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей  сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Сама по себе государственная служба предусматривает  соблюдение ряда ограничений:

Государственный служащий не вправе:

- заниматься  другой оплачиваемой деятельностью,  кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- быть депутатом  законодательного (представительного)  органа Российской Федерации,  законодательных (представительных) органов субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления;

- заниматься  предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- состоять членом  органа управления коммерческой  организации, если иное не предусмотрено  федеральным законом или если  в порядке, установленном федеральным  законом и законами субъектов  Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

Информация о работе Классификация и табели о рангах государственных, муниципальных служащих