Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа
В связи с расширением международных связей Российской Федерации остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права. Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона РФ.
Введение 3-4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5-8
Понятие «иностранный гражданин» 5
1.2. Случаи двойного и множественного гражданства 6-7
1.3. Проблема интернирования 7-8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 9-13
2.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране 9-10
2.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям 10-12
2.3. Беженцы и вынужденные переселенцы 12-13
ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан 14-25
3.1. Гражданство 14-15
3.2. Правоспособность 15-16
3.3. Права и обязанности иностранных граждан 16-18
3.4. Ограничения в правах 18- 19
3.5. Дееспособность 19-21
3.6. Правовые режимы для иностранных граждан 21-24
3.6.1. Национальный режим 21-22
3.6.2. Специальный режим 22-23
3.6.3. Режим наибольшего благоприятствования 23-24
3.7. Границы применения национального режима 24-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы (сноски) 27-29
ответственность на общих основаниях с российскими гражданами.[8]
Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.[9]
Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам.
Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.
Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.
Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть
избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах).
Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.
При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.[10]
3.4. Ограничения в правах
Стоит отметить, что установленные в свое время в законодательстве изъятия из прав иностранных граждан были немногочисленны, и они могут быть сведены к двум группам.
К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятия той или иной деятельностью на равных началах с нашими гражданами. Согласно п. 7 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР от 15 сентября 1958 г., иностранным гражданам и юридическим лицам запрещается заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах СССР, за исключением случаев, предусмотренных соглашениями СССР с иностранными государствами.
В соответствии со ст. 16 Закона СССР о государственной границе СССР от 24 ноября 1982 г. запрещена промысловая, исследовательская и изыскательская деятельность иностранных судов в территориальных и внутренних водах СССР. В соответствии с указом «Об экономической зоне СССР» Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 г. в экономической зоне СССР промысел рыбы и других живых ресурсов может осуществляться иностранными юридическими и физическими лицами только на основе международных договоров или иной договоренности между СССР и соответствующим иностранным государством.[11]
Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу территориального характера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведениям, обнародованным на территории РФ либо необнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами РФ (см. гл. 12).
3.5. Дееспособность
Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон
исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.[12]
Согласно Основам гражданского законодательства, «гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой онявляется» (ч. 2 ст. 160). Таково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и некоторые специальные правила.
Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (ч. 3 ст. 160). Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву (ч. 4 ст. 160). Таким образом, ч. 3 и 4 ст. 160 Основ гражданского законодательства содержат изъятия из действия принципа личного закона лица в пользу территориального принципа.
Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства могут быть признаны в РФ недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке, установленном нашим законодательством.
В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.
Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г., дееспособность физических лиц определяется законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо (ст. 23).
3.6. Правовые режимы для иностранных граждан
В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что основные права и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены применением так называемых правовых режимов, установленных в государстве для иностранцев. В этой связи существует необходимость более подробно разобраться в вопросах, связанных с сущностью и содержанием этих режимов.
Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима. Правовой режим представляет собой не что иное, как установленный и
контролируемый государством порядок приобретения и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей.
В литературе по международному и государственному (конституционному) праву, как правило, выделяют в различных сочетаниях три вида правовых режимов:
национальный, специальный и наибольшего благоприятствования.[13]
3.6.1. Национальный режим
Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т.д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной практики.
По соглашению между СССР и Францией о торговых взаимоотношениях от 3 сентября 1951 г. французские граждане или юридические лица, образованные согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемой нации, при осуществлении ими непосредственной или через избранных ими посредников хозяйственной деятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством СССР (ст. 4).
Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности[14].
Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят
правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан. Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их правового статуса в любом случае несколько меньше.
В России имеется также некоторое количество лиц без гражданства. К ним
относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству.
Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без
гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.
Таким образом,
в отношении лиц без
3.6.2. Специальный режим
Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами.
При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к
установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государством иностранцам.
Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые устанавливает
государство для иностранных граждан, то можно отметить, что граждане
определенных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога[15].
Сегодняшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось.
Связано это с тем, что наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.
Помимо этого, с целью максимального использования потенциала зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительные льготы.
3.6. 3. Режим наибольшего благоприятствования
Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так называемый режим наибольшего благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. Особо следует сказать и о том, что названные нами виды правового режима обычно не применяются к иностранцам, пользующимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.
В настоящее время национальный режим широко распространен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер. Пример из повседневной жизни – ситуация с Прибалтийским странами, где отношение к гражданам России не выдерживает никакой критики с точки зрения уважения к правам человека. Однако, насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению к гражданам Эстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не применяется. Стоит ли пересмотреть это вопрос?
3.7. Границы применения национального режима
Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне с российскими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы.
Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений.[16]
Информация о работе Конституционно-правовой статус иностранных граждан