Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 07:28, курсовая работа
Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.
Итак, гражданин может выступать субъектом как общих конституционно-правовых отношений, а также конкретных конституционно-правовых отношений, в которых он осуществляет определенные права и обязанности. Следует также учитывать, что гражданин выступает участником этих отношений, во-первых, в качестве самостоятельного субъекта, обладающего правами и обязанностями, закрепленными за ним нормами конституционного права, и реализующего их. Во-вторых, гражданин участвует в конституционно-правовых отношениях в составе различных групп, собраний, которые в этом случае будут являться самостоятельными субъектами конституционно- правовых отношений.
История конституционного развития Республики Беларусь включает в себя три этапа:
- первый этап – это
- второй этап – советский
период конституционного
- третий этап – современный
этап развития Республики
Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства. Не случайно вторым сопутствующим названием Конституции было – Основной Закон. Сейчас это название содержится лишь в преамбуле Конституции.
Отличительными признаками нового Основного Закона Беларуси являются:
1) деидеологизированный характер;
2) закрепление в качестве экономической основы многообразие форм собственности;
3) установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
4) закрепление в качестве
вектора для развития текущего
законодательства приоритета
5) разделение и взаимодействие властей;
6) прямой характер действия норм Конституции.
Одной из проблем конституционных преобразований и самой ближайшей перспективной задачей является обеспечение прямого действия Конституции. Для нашей предыдущей истории был характерен отрыв Конституции от реальной жизни, считалось, что конституционная норма может действовать лишь тогда, когда в ее развитие принят обыкновенный закон или иной нормативный акт. Такой подход девальвировал Конституцию, не утверждал ее верховенство и авторитет в сознании граждан. Ныне ситуация должна измениться. В Конституции есть множество норм, которые и без какой-либо дополнительной правовой регламентации, разъяснения смысла могут и должны применяться на практике. Одна только норма о возмещении не только материального, но и морального вреда в случае нарушения прав и свобод граждан способна изменить к лучшему ситуацию, поднять престиж Конституции в глазах граждан. Это касается не только защиты чести и достоинства гражданина, защиты прав потребителя и т.д., но любого случая нарушения прав и свобод, например в связи с незаконным увольнением, хищением личного имущества и т.д., т.е. принципиально изменен подход к определению объема вреда. У нас ранее более полно было разработано понятие имущественного вреда и обычно с исками в суд обращались именно по данному поводу. Что касается материального возмещения морального вреда, то этот вопрос в законодательстве практически не решался. Новая Конституция, как видим, в корне меняет ситуацию [9, с.39].
В целом, оценивая Конституцию, несмотря на некоторые минусы, можно сказать, что она создает условия для формирования сильного государственно-правового механизма. Поэтому очень важно, чтобы мерилом деятельности государственных органов было их стремление к демократии, обеспечению прав и свобод граждан.
Считаем необходимым сделать следующие выводы:
Завершая комплексное исследование темы настоящей курсовой работы, представляется весьма обоснованным сделать следующие выводы:
Особенности конституционно-правовых отношений состоят в том, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней, т.е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, конституционные законы и др.), особенным составом субъектов указанных отношений.
Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.
Конституционные правоотношения многообразны. В качестве
субъектов конституционного права выступают
участники конституционно-правовых отношений
- физические лица (граждане, лица без гражданства,
иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы)
и общественные образования (народ, государство,
органы государственной власти, административно-
Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченной ничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью.
Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управлении делами общества и государства; возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др.
Как субъекты конституционных правоотношений, государство, органы государственной власти и местного самоуправления обладают смешанной правосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности, определенным в Конституции Республики Беларусь.
Информация о работе Конституционно-правовые отношения и их особенности