Конституционный принцип разделения государственной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Анализ показывает, что за прошедшее время появилось немало публикаций по проблемам разделения осуществления государственной власти как на федеральном уровне, как и на уровне субъектов Российской Федерации, накоплен определенный опыт правового и практического применения конституционных норм. Вместе с тем обобщенного теоретического исследования данной проблемы пока не состоялось, чем и обусловлен выбор темы диссертации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ «КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»
ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КУРСАЧ.docx

— 63.32 Кб (Скачать файл)

 На федеральном уровне  организации  государственной  власти  в  Российской

Федерации система сдержек  и  противовесов,  согласно  Конституции,  выглядит

следующим образом.

 

 

 

 

   * Законодательный орган  -  Федеральное  Собрание  -  принимает  законы,    

 определяет нормативную  базу деятельности всех органов  государственной    

 власти, влияет парламентскими  способами на деятельность исполнительной     

 власти (самый серьезный  инструмент влияния  -  возможность  постановки     

 вопроса о доверии  Правительству), в той либо иной  форме  участвует  в    

 формировании Правительства,  судебных  органов  Российской  Федерации.     

 Участие Государственной  Думы  в  процессе  формирования  Правительства     

 Российской Федерации  является  важнейшим  проявлением  взаимодействия     

 законодательной и  исполнительной властей на  федеральном  уровне,  что    

 вытекает из принципа  разделения  властей,  установленного  статьей  10    

 Конституции Российской  Федерации. Данный принцип предполагает  наряду с    

 разграничением  функций  законодательной,  исполнительной  и  судебной     

 власти их  взаимодействие  (включающее  взаимное  влияние,  контроль).     

 Согласие Государственной  Думы на назначение Председателя  Правительства    

 Российской Федерации  является основной позитивной  формой  воздействия    

 законодательной власти  на  формирование  власти  исполнительной.  При    

 решении  вопроса  о  согласии  на  назначение  Президентом  Российской     

 Федерации главы Правительства  Государственная Дума не только  оценивает    

 личные качества кандидата,  названного  Президентом,  а  по  сути  дает     

 согласие  на  проведение  Правительством  определенного  политического     

 курса. Согласно статьи 37 Регламента Государственной Думы  кандидат  на    

 должность Председателя  Правительства Российской Федерации  докладывает    

 Государственной  Думе  программу  основных  направлений   деятельности    

 будущего  Правительства.  Предусмотренная  в  статье  117  Конституции     

 Российской  Федерации  возможность  вынесения  Государственной   Думой    

 вотума недоверия  Правительству  есть  проявление  реального  действия    

 механизма «сдержек  и противовесов» в системе  разделения  властей,  что    

 представляет  собой   стабилизирующий   фактор   во   взаимоотношениях    

 Президента  и  Государственной  Думы  при  решении  вопроса  о  судьбе    

 Правительства.

* Правительство Российской  Федерации  осуществляет  исполнительную  власть:  

 организует   исполнение   законов,   различными   способами   влияет   на  

 законодательный процесс  (право законодательной инициативы, обязательность  

 заключения  Правительства   на   законопроекты,   требующие   привлечения   

 дополнительных  федеральных  средств).  Возможность  выражения  недоверия   

 Правительству  сбалансирована  возможностью   роспуска   законодательного   

 органа главой государства.

* Используемый Конституцией  термин  «судебная  власть»  представляет  собой 

 краткое выражение  политико — правовой доктрины, вытекающей  из  концепции 

 разделения властей  в правовом государстве и устанавливающей  место органов 

 правосудия в системе  государственного механизма.     

 Основу  судебной  власти  составляет  совокупность  судебных   органов  

 различной компетенции,  действующих независимо от органов  представительной 

 и  исполнительной  власти.  Одновременно  законодатель  наделяет   органы  

 судебной  власти  некоторыми  полномочиями  по  контролю  за  законностью  

 выполнения отдельных  функций субъектами иных ветвей  власти. Сказанное  не 

 означает, что особое  положение  судебных  органов  в  правоохранительной  

 системе Российской  Федерации исключает взаимодействие  ветвей  власти  по 

 ряду направлений.     

 

 

 

Конституционный,  Верховный  и  Высший  Арбитражный  Суды   Российской  

 Федерации имеют право  законодательной инициативы по  вопросам  их  ведения 

(статья 104 Конституции Российской  Федерации). Эти суды в пределах  своей 

 компетенции рассматривают  конкретные  дела,  сторонами  которых  являются  

 другие федеральные  органы государственной власти.  В  системе  разделения 

 властей на федеральном  уровне особое место  принадлежит  Конституционному 

 Суду Российской  Федерации.  Это  проявляется  в  следующих  полномочиях,  

 закрепленных  за  ним  Конституцией:  разрешение   дел   о   соответствии 

 Конституции федеральных  законов,  нормативных  актов  Президента,  палат 

 Федерального Собрания  и Правительства  Российской  Федерации,  разрешение 

 споров о компетенции  между федеральными органами  государственной  власти, 

 толкование Конституции.  

 Положение статьи 10 Конституции  Российской Федерации относится  не  только

к организации государственной  власти на федеральном уровне, но и  к  системе

органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.  

 Установление общих  принципов организации системы  органов  государственной

власти в субъектах  Российской Федерации  отнесено  Конституцией  (пункт  «н»

части 1 статьи 72 Конституции  Российской Федерации)  к  совместному  ведению

Российской Федерации  и ее субъектов. 

 Применительно  к  системе  органов   государственной   власти   субъектов

Российской Федерации  принцип разделения властей будет  раскрыт в  Федеральном

законе об общих  принципах  организации  представительных  и  исполнительных

органов государственной  власти. Конкретная система  сдержек  и  противовесов

на  уровне  субъектов  Российской  Федерации   будет   устанавливаться   ими

самостоятельно  в  соответствии  со  статьей   10   Конституции   Российской

Федерации и данным федеральным  законом. 

 Поскольку в  статье  10  Конституции  Российской  Федерации  говорится  о

принципе разделения  властей  как  о  принципе  организации  государственной

власти,  он  не  может  рассматриваться  как  принцип  организации  местного

самоуправления  в  Российской  Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осуществляют совокупность законодательных полномочий, в т. ч. по разработке, внесению на рассмотрение, обсуждению и принятию законов РФ. В соответствии с Конституцией РФ законодательную власть в РФ осуществляют законодательные органы государственной власти: ФС РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.   

ФС РФ — парламент РФ — является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На ФС РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Порядок формирования СФ установлен Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». ГД состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов ГД определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

О. з. в. субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ. Наименование органа законодательной власти, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов органа законодательной власти устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Согласно Федеральному закону от 6 окт. 1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” не менее 50 процентов депутатов органа законодательной власти (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ — не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Депутаты органа законодательной власти, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, входят в депутатские объединения (фракции). Депутатское объединение (фракция) включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. В депутатские объединения (фракции) могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Срок полномочий депутатов органа законодательной власти одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Орган законодательной власти самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и (или) распоряжение органом законодательной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности органа законодательной власти и (или) депутатов. При этом полномочия органа законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Орган законодательной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа законодательной власти определяется законом субъекта РФ. При этом заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный орган законодательной власти собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания органа законодательной власти в правомочном составе. Заседания органа законодательной власти являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Орган законодательной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, указанным федеральным законом, др. федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ. Иные полномочия каждой из палат осуществляются на основании указанного федерального закона, конституции (устава) и законов субъекта РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении  управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными  органами.

Исполнительную власть в  Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).

Правительство РФ возглавляет  единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов.

Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных  законов, указов Президента, международных  договоров, осуществляет систематический  контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений  законодательства России.

Правовой основой деятельности Правительства РФ является гл. 6 Конституции  Российской Федерации, Федеральный  конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря1997 г.) «О Правительстве Российской Федерации», *    федеральные законы, указы Президента. 

 

 

  

 

Конституционно  – правовой статус  Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, регулирующие  порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие  компетенцию Правительства РФ;

3) правовые нормы, регулирующие  порядок деятельности Правительства  РФ.

Конституционный статус Правительства  РФ, возглавляющего единую систему  исполнительной власти, обусловливает  необходимость рассмотрения его  связей с Президентом как главой государства, с Федеральным Собранием  как представительным органом, осуществляющим законодательную власть, с органами судебной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Взаимоотношения  Правительства   РФ   и  Президента  РФ. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать его фактически главой исполнительной власти:

1) Председателя Правительства  назначает Президент с согласия  Государственной Думы (ст. 111  Конституции РФ);

2) Председатель Правительства  представляет Президенту предложения  о структуре федеральных органов  исполнительной власти, которые  утверждаются указом Президента (ч.1 ст. 112 Конституции РФ);

3) Президент в соответствии  с Конституцией РФ, федеральными  законами руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной  власти, ведающих вопросами обороны,  безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращения чрезвычайных  ситуаций и ликвидации последствий  стихийных бедствий, утверждает  по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей (ст. 32 Закона о Правительстве);

4) по предложению Председателя  Правительства Президент назначает  на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя  Правительства, федеральных министров  (п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции РФ); 5) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «6» ст. 83 Конституции РФ);

6) Президент принимает  решение об отставке Правительства  (ст. 117 Конституции РФ);

7) Президент может отменить  постановления и распоряжения  Правительства в случае их  противоречия Конституции РФ, федеральным  законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

8) в случаях, предусмотренных  ст. 92 Конституции РФ, Председатель  Правительства РФ временно исполняет  обязанности Президента РФ.

Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания Российской Федерации проявляются в следующем:

1) Председатель Правительства  назначается Президентом с согласия  Государственной Думы (ст. 111 Конституции  РФ);

2) Правительство пользуется  правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);

3) по ряду законопроектов - о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, - требуется заключение Правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);

4) Правительство представляет  Государственной Думе федеральный  бюджет и отчет о его исполнении (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ);

5) Государственная Дума  вправе выразить недоверие Правительству.  Председатель Правительства вправе  по собственной инициативе поставить  перед Государственной Думой  вопрос о доверии Правительству  (ст. 117 Конституции РФ);

Информация о работе Конституционный принцип разделения государственной власти в РФ