Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:52, курсовая работа
Анализ показывает, что за прошедшее время появилось немало публикаций по проблемам разделения осуществления государственной власти как на федеральном уровне, как и на уровне субъектов Российской Федерации, накоплен определенный опыт правового и практического применения конституционных норм. Вместе с тем обобщенного теоретического исследования данной проблемы пока не состоялось, чем и обусловлен выбор темы диссертации.
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ «КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»
ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заключение
Список использованной литературы
На федеральном уровне организации государственной власти в Российской
Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит
следующим образом.
* Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы,
определяет нормативную
базу деятельности всех
власти, влияет парламентскими
способами на деятельность
власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки
вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в
формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.
Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства
Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия
законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что
вытекает из принципа разделения властей, установленного статьей 10
Конституции Российской
Федерации. Данный принцип
разграничением функций законодательной, исполнительной и судебной
власти их взаимодействие (включающее взаимное влияние, контроль).
Согласие Государственной
Думы на назначение
Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия
законодательной власти на формирование власти исполнительной. При
решении вопроса о согласии на назначение Президентом Российской
Федерации главы
личные качества кандидата, названного Президентом, а по сути дает
согласие на проведение Правительством определенного политического
курса. Согласно статьи
37 Регламента Государственной
должность Председателя
Правительства Российской
Государственной Думе программу основных направлений деятельности
будущего Правительства. Предусмотренная в статье 117 Конституции
Российской Федерации возможность вынесения Государственной Думой
вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия
механизма «сдержек и противовесов» в системе разделения властей, что
представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях
Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе
Правительства.
* Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть:
организует исполнение законов, различными способами влияет на
законодательный процесс
(право законодательной
заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения
дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия
Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного
органа главой государства.
* Используемый Конституцией термин «судебная власть» представляет собой
краткое выражение политико — правовой доктрины, вытекающей из концепции
разделения властей
в правовом государстве и
правосудия в системе
государственного механизма.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов
различной компетенции,
действующих независимо от
и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы
судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью
выполнения отдельных
функций субъектами иных
означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной
системе Российской
Федерации исключает
ряду направлений.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской
Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения
(статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах своей
компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются
другие федеральные
органы государственной власти.
властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному
Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях,
закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии
Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат
Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение
споров о компетенции между федеральными органами государственной власти,
толкование Конституции.
Положение статьи 10 Конституции
Российской Федерации
к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установление общих принципов организации системы органов государственной
власти в субъектах Российской Федерации отнесено Конституцией (пункт «н»
части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов.
Применительно к системе органов государственной власти субъектов
Российской Федерации принцип разделения властей будет раскрыт в Федеральном
законе об общих принципах организации представительных и исполнительных
органов государственной власти. Конкретная система сдержек и противовесов
на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими
самостоятельно в соответствии со статьей 10 Конституции Российской
Федерации и данным федеральным законом.
Поскольку в статье 10 Конституции Российской Федерации говорится о
принципе разделения властей как о принципе организации государственной
власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного
самоуправления в Российской Федерации.
ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Осуществляют совокупность
законодательных полномочий, в
ФС РФ — парламент РФ — является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На ФС РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Порядок формирования СФ установлен Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». ГД состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов ГД определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
О. з. в. субъектов РФ являются
постоянно действующими высшими и единственными
органами законодательной власти субъектов
РФ. Наименование органа законодательной
власти, его структура устанавливаются
конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом
исторических, национальных и иных традиций
субъекта РФ. Число депутатов органа законодательной
власти устанавливается конституцией
(уставом) субъекта РФ. Согласно Федеральному
закону от 6 окт. 1999 “Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации”
не менее 50 процентов депутатов органа
законодательной власти (в двухпалатном
законодательном (представительном) органе
государственной власти субъекта РФ —
не менее 50 процентов депутатов одной
из палат указанного органа) должны избираться
по единому избирательному округу пропорционально
числу голосов, поданных за списки кандидатов
в депутаты, выдвинутые избирательными
объединениями в соответствии с законодательством
о выборах. Депутаты органа законодательной
власти, избранные в составе списков кандидатов,
допущенных к распределению депутатских
мандатов в законодательном (представительном)
органе государственной власти субъекта
РФ, входят в депутатские объединения
(фракции). Депутатское объединение (фракция)
включает в себя всех депутатов, избранных
в составе соответствующего списка кандидатов.
В депутатские объединения (фракции) могут
входить также депутаты, избранные по
одномандатным или многомандатным
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.
Правовой основой деятельности Правительства РФ является гл. 6 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря1997 г.) «О Правительстве Российской Федерации», * федеральные законы, указы Президента.
Конституционно – правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;
2) правовые нормы,
3) правовые нормы, регулирующие
порядок деятельности
Конституционный статус Правительства РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти, обусловливает необходимость рассмотрения его связей с Президентом как главой государства, с Федеральным Собранием как представительным органом, осуществляющим законодательную власть, с органами судебной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать его фактически главой исполнительной власти:
1) Председателя Правительства
назначает Президент с
2) Председатель Правительства
представляет Президенту
3) Президент в соответствии
с Конституцией РФ, федеральными
законами руководит
4) по предложению Председателя
Правительства Президент
6) Президент принимает
решение об отставке
7) Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);
8) в случаях, предусмотренных
ст. 92 Конституции РФ, Председатель
Правительства РФ временно
Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания Российской Федерации проявляются в следующем:
1) Председатель Правительства
назначается Президентом с
2) Правительство пользуется
правом законодательной
3) по ряду законопроектов - о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, - требуется заключение Правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);
4) Правительство представляет
Государственной Думе
5) Государственная Дума
вправе выразить недоверие
Информация о работе Конституционный принцип разделения государственной власти в РФ