Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 13:43, курсовая работа
Конституционное судопроизводство – это установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного Суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Порядок формирования и организации Конституционного Суда
Российской Федерации …………………………………………………………………..5
Глава 2. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации …………...11
Глава 3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации…………………17
Заключение……………………………………………………………………………….25
Глоссарий………………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………………………...28
Исследуя проблему источников гражданского процессуального права, Я.Ф. Фархтдинов сделал вывод о том, что постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо договора, не соответствующим Конституции обязательно для всех на территории всей Российской Федерации, может применяться неоднократно. Оно также имеет обратную силу. Следует обратить внимание также на то, что незамедлительно подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации: в Собрании Законодательства Российской Федерации, в "Российской газете" и иных официальных изданиях. Таким образом, указывал учёный, имеются все основания полагать, что указанные постановления имеют не только нормативный характер, но и являются источниками гражданского процессуального права.
Видами решений Конституционного Суда Российской Федерации являются постановление, заключение и определение. Постановление – основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда Российской Федерации: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции Российской Федерации. Заключение дается Конституционным Судом в единственном случае – при рассмотрении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В остальных случаях принимаются определения.
Правовая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации предопределяется их общеобязательным (нормативным) и прецедентным характером. Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны не только для заявителей и органа, издавшего акт, признанный неконституционным, но и для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. При этом общие и арбитражные суды, равно как и сам Конституционный Суд Российской Федерации, вправе и обязаны подтверждать неконституционность положений нормативных актов, аналогичных тем, которые ранее были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации Конституционным Судом, признавать их недействующими. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Обратная сила решений Конституционного Суда Российской Федерации проявляется в том, что правоприменительные решения, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке, если в самом акте Конституционного Суда не указано иное, например нецелесообразность пересмотра вынесенных ранее судебных решений. Для реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрены определенные обязанности и сроки для государственных органов и должностных лиц по приведению актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации, а за неисполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации – соответствующая ответственность.
В советские времена Верховный Суд СССР, верховные суды республик обладали правом давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, и эти разъяснения были обязательны, а значит, были нормами для судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясненный закон. Действующая Конституция Российской Федерации (ст. 126 и 127) не придает обязательного характера разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, однако можно считать, что обычай судебного правоприменения такой характер за этими разъяснениями сохранил. Этот пример свидетельствует, что суд и у нас выступает не только как правоприменитель, но и как субъект правотворчества.
Однако наиболее ярко это проявляется в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, который дает общеобязательное, а следовательно, нормативное, толкование Конституции Российской Федерации, прекращает действие правовых норм, признанных им не соответствующими российской Конституции, или не допускает их вступления в силу (ч. 5 и 6 ст. 125 Конституции, ст. 79 и 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") и подчас дает такое толкование текущего законодательства, которое служит непременным условием его конституционности и, стало быть, имеет нормативное значение для правоприменителя. Сказанное в некоторой части следует отнести и к другим судам, особенно в случаях, когда они осуществляют административное судопроизводство.
Решения, принимаемые Конституционным Судом, подразделяются на итоговые решения, то есть те, по которым суд формулирует свои выводы по существу рассмотренного дела, определяет его итоги и юридические последствия и решения, по вопросам организации деятельности Суда (например по вопросам об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок судебного заседания и т.п.).
Итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 3 Федерального Закона Закона "О Конституционном суде Российской Федерации" (то есть по делам о конституционности нормативных актов, спорам о компетенции и толковании Конституции), именуется постановлением. Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в совершении тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
Приниматься итоговые решения должны в закрытых совещаниях, на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.
Голосование проводится открыто путем
поименного опроса судей. Для принятия
решения требуется большинство голосов
участвовавших в голосовании судей. Судья
не вправе воздерживаться при голосовании.
Если он не согласен с принятым решением,
то может воспользоваться данным ему правом
письменно изложить свое особое мнение,
и оно должно быть опубликовано вместе
с принятым решением. В случае, когда судья
в целом поддерживает решение, но не соглашается,
скажем, с какими-то доводами в мотивировочной
части, ему тоже предоставлено право изложить
письменно свое несогласие, и это несогласие
должно быть опубликовано вместе с текстом
решения. Решение (постановление или заключение)
подписывается всеми участвовавшими в
голосовании судьями, в том числе и теми,
которые не согласились с ним. Совещание
протоколируется. Протокол подписывается
тоже всеми судьями, участвовавшими в
совещании и оглашению не подлежит.
В заключении курсовой работы подведем итог. Прежде всего в ходе работы над курсовой установлено, что в состав Конституционного Суда Российской Федерации входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными, федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Главным в уяснении статуса Конституционного Суда Российской Федерации является вопрос его юрисдикции. В компетенции Конституционного Суда Российской Федерации можно выделить следующие группы полномочий:
- проверка конституционности
- проверка конституционности
- разрешение споров о
- официальное толкование
- дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- иные полномочия.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.
Видами решений Конституционного Суда РФ являются постановление, заключение и определение.
Для реализации решений Конституционного Суда РФ в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрены определенные обязанности и сроки для государственных органов и должностных лиц по приведению актов в соответствие с Конституцией РФ, а за неисполнение решений Конституционного Суда РФ – соответствующая ответственность.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Конституционное судопроизводство |
это установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного Суда. |
2 |
Нормативно-правовой акт |
это изданный и принятый правовой акт |
3 |
Материальное право |
совокупность норм системы |
4 |
Возрастной ценз |
установленный в законодательстве возраст,, при наличии которого предоставляется право избирать ( активное избирательное право) и быть избранным ( пассивное избирательное право). |
5 |
Гражданство РФ |
устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. |
6 |
Судебные органы |
это органы государства, которые осуществляют правосудие по гражданским, административным и уголовным делам, посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства |
7 |
Международный договор |
это регулируемое |
8 |
Федеральный закон |
это закон, который обязателен для исполнения гражданами во всём федеративном государстве. |
9 |
Государственный орган |
это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. |
10 |
Должностное лицо |
участник властных правоотношений, базирующихся на нормах административного права. |
1 |
ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 N 5-ФКЗ, от 04.07.2003 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 3-ФКЗ, от 09.11.2009 N 5-ФКЗ, от 27.12.2009 N 9-ФКЗ // Российская газета, N 3, 06.01.1997 |
2 |
Карепский Ю.Я Конституционное право РФ М.: Юристъ, 2010 |
3 |
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М.: Норма, 2011 |
4 |
Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации – М.:Юрайт, 2011. |
5 |
Котов О.Ю. Влияние решений Конституционного Суда России на гражданское судопроизводство. М.: Норма, 2009. |
6 |
Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного суда России. М.: Юрайт, 2008 |
7 |
Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации Конспект лекций – М.: Юрайт-издат, 2009. |
8 |
Семечкин П.Г. Конституционное право Российской Федерации – М.: КНОРУС, 2010 |
9 |
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право – М.: Инфра-М, 2009 |
10 |
Стрекозов В.Г., Казанченцев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: учебник. М.: Инфра – М, 2008. |
11 |
Фархтдинов Я.Ф. Источники гражданского процессуального права Российской Федерации. Казань, 2008 |
1 |
0 |
Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации