Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:36, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию Конституции.
2. Раскрыть основные черты Конституции РФ.
3. Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.
5. Проанализировать конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ.
1 Конституция и государство…………………………………………………….3
1.1. Понятие конституции………………………………………………………...6
1.2. Основные черты Конституции РФ…………………………………………..9
1.3. Юридические свойства Конституции РФ…………………………………10
2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ……………….17
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г…………...17
2.2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений………………………………………………………19
3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ………………………………………………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...34
Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
Субъекты законодательной инициативы:
* Президент Российской Федерации
* Совет Федерации
* Государственная Дума
* Правительство Российской Федерации
* законодательные (
* группа численностью
не менее 1/5 членов Совета Феде
рации или депутатов
Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.
В частности, акты конституционной
инициативы законодательных (представительных)
органов субъектов Российской Федерации
должны отвечать тем формальным требованиям,
которые установлены в
Конституционная инициатива
групп депутатов Федерального Собрания
оформляется в виде законопроекта
или предложения о
Предложения о пересмотре
Конституции должны быть оформлены
в соответствии с теми требованиями,
которые установлены
- текста законопроекта;
- обоснования необходимости
его принятия, включающего развернутую
характеристику законопроекта,
- справки о состоянии
законодательства в данной
- перечня законов и
иных нормативных актов,
- предложений о разработке
нормативных правовых актов,
- финансово - экономического
обоснования, если реализация
законопроекта потребует
В том случае, если не выполнены указанные требования, либо форма представленного проекта не соответствует установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы). Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1996.
2.2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
В главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.
Первая часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений.
Регламентом Государственной
Думы предусмотрен следующий порядок
рассмотрения вопроса о пересмотре
гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие
предложения должны содержать новую
редакцию указанных глав Конституции
или их статей, частей, пунктов, а
также обоснование новелл, внесенных
в порядке законодательной
Если предложение о
пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции
РФ будет поддержано тремя пятыми
голосов от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов
Оно, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции
РФ, либо подтверждает неизменность Конституции
РФ, либо разрабатывает проект новой
Конституции РФ, который принимается
Конституционным Собранием
Рассмотренный выше порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции.
Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108).
В данной статье речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации//"Российская газета" от 9 ноября 1995 г. В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"//"Российская газета" от 10 марта 1998 г.
Основные стадии:
1. Инициатива субъекта
о внесении такого предложения,
2. Проект, поступивший в
палату в порядке
3. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона в трех чтениях.
В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.
Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной Думы).
Принятый проект закона в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.
4. Рассмотрение проекта
закона в соответствующих
5. Рассмотрение Советом
Федерации проекта закона. Закон
о поправке к Конституции
Если Совет Федерации
отклоняет представленный закон
либо принимает его в ином виде,
то для преодоления возникших
разногласий создается
6. Опубликование Председателем
Совета Федерации не позднее
пяти дней со дня принятия
закона уведомления для
7. Направление Председателем
Совета Федерации закона о
поправке к Конституции не
позднее пяти дней со дня
его принятия в
8. Рассмотрение закона
в срок не позднее одного
года со дня его принятия
законодательным (
9. Установление Советом
Федерации результатов
10. Подписание Президентом
Российской Федерации в срок
не позднее 14 дней со дня
получения закона и
11. Вступление закона Российской
Федерации о поправке к
12. Внесение Президентом
Российской Федерации принятой
поправки к Конституции
Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// "Российская газета" от 14 декабря 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.
В спорных случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов.
В случае недостижения согласованного
решения Президент может
Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл. 3 - 8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Конституция Российской Федерации 1993 г. как историко-правовой источник