Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:28, контрольная работа
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.
Введение....................................................................................................... …..3-5
1.Понятие, предмет, метод правового регулирования и система административного права…………..............................................................5-13
2.Контроль как способ обеспечения законности. Виды контроля........................................................................................................... 13-24
Заключение...................................................................................................... 25-26
Список литературы:...................................................................................... ..27-28
Министерство образования Российской Федерации
МОУ ВПО «Институт права и экономики»
Контрольная работа
По дисциплине
«Административное право».
Вариант №3
Липецк
2013
Введение......................
1.Понятие, предмет, метод правового регулирования
и система административного права………….....................
2.Контроль как способ обеспечения законности.
Виды контроля......................
Заключение....................
Список литературы:...................
Административное право как одна из отраслей
правовой системы Российской Федерации
объективно связана с таким социальным
явлением, которое в общем виде обычно
обозначают как управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным
средством для характеристики определенного
вида деятельности, то есть совокупности
действий, направленных на достижение
определенных общественно значимых целей.
Регулированием отношений, возникающих
в процессе этой деятельности и занимается
административное право.
Мы живем
в стране, где право является особым и
главным государственным регулятором
общественных отношений. Опираясь на право,
действуя в соответствии с правом, и не
противореча ему, в условиях цивилизации
достигается такая организованность общества,
при которой реализуется демократия, экономическая
свобода личности.
Наличие правового
регулирования просто необходимо для
обеспечения и гарантирования в нормативном
порядке свободы в обществе. Правовое
регулирование - это явление, необходимость
которого возникает из ряда предпосылок,
например таких как, утверждение справедливости,
создание оптимальных условий для преимущественного
действия в обществе экономических и духовных
факторов. Отсутствие же эффективного
механизма правового регулирования порождает
произвол, своеволие в общественной жизни
и жизни людей. Определяя актуальность
данной темы, следует выделить, что именно
правовое регулирование является двигателем
права, справедливости и законности. С
этой целью в первом разделе работы рассматривается
понятие, предмет, метод правового регулирования
и система административного права.
Контроль, как способ обеспечения законности и дисциплины в управлении будут рассмотрены мною во второй части моей работы.
Законность в юридической науке понимается как “неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями” 1 Проф. Атаманчук Г.В. определял законность как “систему юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванную обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов”. Так , Атаманчук Г.В. писал , - “При любом подходе к законности её смысл состоит в том, чтобы выраженные в правовых нормах (правилах поведения) позитивные обязывания были исполнены, дозволения использованы, запреты соблюдены, закон реально выполнял свою роль в жизни государства , общества, конкретного человека”.2 Существует определённое мнение, что практический контроль за законностью (реализация законности) осуществляют определённые структуры государства. Применяемые такими структурами “… различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приёмы, операции обобщённо называются способами обеспечения законности”1 Соответственно способы обеспечения законности образуют систему, элементы которой обладают рядом общих признаков. Помимо этого способом обеспечения законности признаётся вся государственно-правовая деятельность органов обладающих юридически-властными полномочиями, осуществляемая по вопросам обеспечения законности.2
Органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и соответствующей практической деятельностью, наделены определёнными властными полномочиями по отношению к подконтрольным структурам. В той или иной мере контроль осуществляют государственные органы судебной, законодательной и исполнительной власти а также общественные структуры. Наряду с органами входящими в систему государственных контрольными функциями наделены органы местного самоуправления.
Понятие, предмет, метод правового регулирования и система административного права.
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).
В целях достижения такого
согласования осуществляется социальное
регулирование, т.е. целенаправленное
воздействие на поведение людей.
Регулирование может быть как
внешним по отношению к человеку
(кто-то каким-либо образом воздействует
на него), так и внутренним (саморегулирование).
На всем протяжении своего развития общество
выработало многообразную систему средств
и способов регламентации поведения людей.
Средства отвечают на вопрос, чем регулируется
поведение людей, а способы - как осуществляется
это целенаправленное воздействие.
В системе социального
регулирования важнейшая роль принадлежит
правовому регулированию, под которым
в узком смысле понимается воздействие
норм права (системы правовых норм), других
специально-юридических средств на поведение
людей и на общественные отношения в целях
их упорядочения и прогрессивного развития.
Изучение правовых явлений, подчиненное
практическим задачам, ставит целью подготовить
будущих юристов к пониманию регулятивной
роли законов и других нормативных актов,
индивидуальных решений, других правовых
средств в их взаимосвязи и взаимодействии.
Исходя из этих задач, можно сформулировать
следующее определение. Правовое регулирование
— это целенаправленное воздействие на
поведение людей и общественные отношения
с помощью правовых (юридических) средств.
Правовое регулирование осуществляется
с определенными и вполне конкретными
юридическими и социальными целями. Общие
юридические цели правового регулирования
сводятся к созданию в обществе стабильного
правового порядка, а также органов, институтов
и учреждений, способных обеспечить защиту
и охрану от нарушений тех прав, свобод
и законных интересов, граждан и иных лиц,
которые закреплены действующими нормами
права. Общие социальные цели правового
регулирования преследуют достижение
социально полезных результатов и, в первую
очередь, создание необходимых условий
для прогрессивного развития и процветания
общества.1 Согласно конституции Российской Федерации
общие юридические и социальные цели правового
регулирования в Российской Федерации
выражаются, прежде всего, в утверждении
прав и свобод человека, гражданского
мира и согласия, сохранении исторически
сложившегося государственного единства,
возрождении суверенной государственности
России, утверждении незыблемости её демократической
основы. Конечным итогом деятельности
по достижению этих целей видится обеспечение
благополучия и процветания России, что
согласуется с пониманием ответственности
за свою Родину перед нынешним и будущим
поколениями.2
Правовое регулирование как инструмент социального управления
призвано упорядочивать общественные
отношения, обеспечивая реализацию позитивных
интересов граждан. В рамках этого процесса
встречаются разнообразные и многочисленные
препятствия, которые без своевременного
их устранения снижают эффект правового
регулирования.
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать вывод, что правовое регулирование
- это юридическая функция, реализуемая
государством в процессе воздействия
на общественные отношения, посредством
которой поведение участников этих отношений
приводится в соответствие с требованиями
и дозволениями, содержащимися в нормах
права, легитимность и обязательность
исполнения которых поддерживается обществом
и обеспечивается возможностями применения
властной силы государства.
В основе деления права на отрасли и институты
лежат два критерия:
1)предмет правового регулирования;
2)метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными
и коллективными; б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего
мира, по поводу которых люди вступают
во взаимоотношения друг с другом и к которым
проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства),
выступающие непосредственными причинами
возникновения или прекращения соответствующих
отношений.3
Предмет в данном случае
– это все то, что подпадает
под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и
которая находится под его юрисдикцией.
Подобные общие рамки (границы) нередко
называют правовым, или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое
пространство.
Следовательно, в сферу правового регулирования должны
входить те отношения, которые имеют следующие
признаки. Во-первых, это отношения, в которых
находят отражение как индивидуальные
интересы членов общества, так и интересы
общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях
реализуются взаимные интересы их участников,
каждый из которых идет на какое-то ущемление
своих интересов ради удовлетворения
интересов другого. В-третьих, отношения
эти строятся на основе согласия выполнять
определенные правила, признания обязательности
этих правил. В-четвертых, эти отношения
требуют соблюдения правил, обязательность
которых подкреплена достаточно действенной
силой.
Предмет правового регулирования хозяйственного права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства общества.
Предметом конституционного (государственного) права как ведущей отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием основ конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства, организации и деятельности системы государственной власти и местного самоуправления.4 Предметом же административного права являются общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. Предмет семейного права – семейные отношения, которые складываются между членами семьи и иными участниками общественных отношений при вступлении в брак, расторжении брака и т.д.5
Таким образом, предметом
правового регулирования любой
отрасли права являются общественные
отношения в определенной области
жизнедеятельности людей. Предмет
любой отрасли права
Характер, вид общественных отношений,
составляющих предмет правового регулирования,
обусловливают степень интенсивности
правового регулирования, т. е. широту
охвата правовым воздействием, степень
обязательности правовых предписаний,
формы и методы правового принуждения,
степень детализированности предписаний,
напряженность правового воздействия
на общественные отношения. Итак, мы определили,
что предмет правового регулирования
— это качественно однородный вид общественных
отношений, на который воздействуют нормы
определенной отрасли права. Это основной
критерий, поскольку общественные отношения
объективно существуют, их определенный
характер требует и соответствующих правовых
форм. Право регулирует различные социальные
сферы, и каждая сфера требует для себя
различные комбинации, различные сочетания
юридических приемов воздействия. Такие
целостные сочетания юридических приемов
именуются методами правового регулирования.
Под методом понимаются определенные приемы, способы,
средства воздействия права на общественные
отношения.6 Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную
роль, ибо правовые нормы регулируют не
только разнохарактерные отношения, но
и различным образом. От методов в значительной
мере зависит эффективность правового
регулирования, достижение выдвигаемых
при этом целей.
В общее понятие метода правового регулирования
(как собирательной категории) входят
следующие компоненты, дающие представление
о том, каким образом государство с помощью
права воздействует на происходящие социальные
процессы:
а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
б) издание соответствующих
нормативных актов, предусматривающих
права и обязанности субъектов,
предписания о должном и
в)наделение участников общественных
отношений (граждан и юридических лиц)
правоспособностью и дееспособностью,
позволяющих им вступать в разнообразные
правоотношения;
г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.
В целом правовой метод представляет
собой известный набор юридического инструментария,
посредством которого государственная
власть оказывает необходимое воздействие
на волевые общественные отношения в целях
придания им желательного развития.7
Однако наряду с общим существуют конкретные
методы правового регулирования, характерные
для тех или иных отраслей права и опосредуемых
ими отношений. К ним относятся:
- метод централизованного, императивного
регулирования (метод субординации) базируется
на отношениях субординации между участниками
общественного отношения. При его помощи
регулируются отношения, где приоритетным,
как правило, является общесоциальный
интерес. В государственно-организованном
обществе общесоциальные интересы выражает
в первую очередь государство, осуществляющее
централизованное управление социальными
процессами, наделенное властными общезначимыми
полномочиями. Поэтому централизованные,
императивные методы используются в публично-правовых
отраслях (конституционном, административном,
уголовном праве). Таково, например, правовое
регулирование федеральных органов власти
по предметам ведения Российской Федерации;
подобным образом отношения государственного
управления регулируются органами власти
субъектов Российской Федерации по предметам
их ведения.
- метод децентрализованного, диспозитивного регулирования (метод координации), которое позволяет осуществлять правовое регулирование посредством согласования (в форме заключения договоров, принятия совместных актов и т.п.), поддержки инициативы снизу несколькими органами государственной власти. Этот способ включает в себя три возможности регулирования общественных отношений: 1) дозволение совершать известные действия правового характера; 2) наделение определенными правами участников общественных отношений, урегулированных нормами права; 3) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения. Фактически - это способ регулирования отношений между равноправными сторонами (субъектами). Он предоставляет им самим решать вопрос о форме и способе своих взаимоотношений, урегулированных правом. Надо заметить, что в условиях демократизации государственной жизни и ввиду компетенционной самостоятельности органов государственной власти как федерального уровня, так и субъектов федерации, а также уровня местного самоуправления подобное координационное правовое регулирование управленческих процессов приобретает все большее значение. На практике в целях улучшения правовой упорядоченности всевозможных проявлений государственного управления важно находить оптимум сочетания централизованного и децентрализованного регулирования, не впадая в крайности одного их них. Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой.
Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»