Контрольная работа по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:19, контрольная работа

Краткое описание

Виды реализации административно-правовых норм.
Ответ: Процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права правил поведения, содержащихся в нормах, называется реализацией административно-правовых норм.
Существует четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение — это пассивное поведение субъекта административного права

Вложенные файлы: 1 файл

админ.docx

— 27.38 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине "Административное право"

  1. Виды реализации административно-правовых норм.

Ответ: Процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права правил поведения, содержащихся в нормах, называется реализацией административно-правовых норм.

Существует четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение — это пассивное поведение субъекта административного права. Оно характеризуется добровольным подчинением субъекта административно-правовых отношений требованиям норм. – соблюдение норм- запретов. Например, гражданин, выполняя решение органа местного самоуправления, в позднее время не нарушает тишину и не создает тем самым неудобств  для отдыхающих соседей.

Исполнение — это действия субъектов административно-правовых отношений по выполнению требований, установленных нормами, точное следование субъектов тем юридическим предписаниям, запретам или дозволением, которые содержатся в нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным, планомерным поведением субъекта.

Например, пассажир городского транспорта, выполняя правила пользования общественным транспортом, оплачивает свой проезд (компостирует талоны на проезд).

Использование состоит в добровольном совершении субъектами права действий, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. (выбор предложенных вариантов поведения по своему усмотрению)

При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом. Например, гражданин сам решает, обжаловать ли ему действия должностного лица, нарушившие его права, или нет.

Применение — это особая форма реализации права, которая осуществляется только субъектами административного права, имеющими компетенцию на осуществление исполнительных функций. Применение административно-правовой нормы состоит в принятии на ее основе соответствующим органом исполнительной власти, или уполномоченным на то должностным лицом юридически властного решения. Практически применение осуществляется в виде издания в соответствии с нормой индивидуальных правовых актов.

Применение административно-правовых норм является прерогативой субъектов, осуществляющих исполнительные, административные функции. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

  1. Правоприменение как способ реализации административно-правовых норм.

Ответ: Правоприменение как способ реализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов:

1) определение фактических  обстоятельств (например, изучение  протокола об административном  правонарушении, ознакомление с  личным делом лица, желающего  поступить на военную службу  по контракту, оценка изложенного  в жалобе на действия сотрудника  дорожно-патрульной службы и т.п.);

2) юридическая квалификация, представляющая собой установление  юридической основы дела, выбор  и анализ норм права, подлежащих  применению к конкретной ситуации;

3) издание соответствующего  акта применения права, в котором  мотивированно излагается решение  по ситуации (например, принятие  постановления по делу об административном  правонарушении). Так, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ определены обязательные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении. В данном постановлении, в частности, должны быть указаны:

а) должность, фамилия, имя отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

б) дата и место рассмотрения дела;

в) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

г) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

д) статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

е) мотивированное решение по делу;

ж) срок и порядок обжалования постановления;

4) исполнение принятого  решения. При этом оно необязательно  должно исполняться лицом, его  принявшим. Как правило, исполнение  решения возлагается на уполномоченные  органы исполнительной власти  и их должностных лиц. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

Иногда возможен факультативный элемент, связанный с обжалованием принятого решения. Однако жалоба заинтересованного субъекта будет рассматриваться также в рамках четырех названных элементов правоприменения. По сути, рассмотрение жалобы представляет собой новый его уровень.

Традиционно правоприменение как способ реализации административно-правовых норм рассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать и еще одну область правоприменения, которое может осуществляться без издания соответствующих актов. Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами. Наиболее характерным примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.

  1. Процедура вступления в силу и сроки действия административно-правовых норм.

Ответ: Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Срок вступления в силу федеральных законодательных актов (а, следовательно, и содержащихся в них норм) определяется Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. Указанные акты вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если самим законом или актом палат Федерального Собрания не установлен другой срок. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста таких актов в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". В соответствии с Указом Президента 'Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Президента РФ, имеющие нормативный характер (а, следовательно, и соответствующие нормы), вступают в силу по истечении семи дней после дня их первоначального официального опубликования, если в самих актах не установлен иной порядок. Официальное опубликование - это публикация их текстов в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Порядок вступления в силу нормативных актов Правительства РФ регламентируется Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Другие постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок. При этом датой официального опубликования постановления Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, после чего они подлежат обязательному опубликованию в газете "Российские вести", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (за исключением тех, которые содержат сведения, закрытые для публикации). Эти акты (а, значит, и содержащиеся в них нормы) вступают в силу по истечении десяти дней после дня их опубликования, если самими актами не установлен другой срок. Иные акты органов исполнительной власти, по общему правилу, вступают в силу немедленно, если в них самих (или еще в каких-либо актах) не указан другой срок.

  1. Источники административного права как отрасли права.

Ответ: В числе источников административного права как отрасли выделяют следующие:

  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные законы;
  • указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • акты федеральных органов исполнительной власти;
  • конституции и уставы субъектов Российской Федерации;
  • законы субъектов Российской Федерации;
  • акты глав субъектов Российской Федерации;
  • акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • акты органов местного самоуправления.
  1. Особая группа источников административного права.

Ответ: Особую группу источников административного права составляют акты высших судебных органов РФ, а также ее международные договоры.

1) Акты судов общей  юрисдикции и арбитражных судов, которые признаны не соответствующие  закону или решением вышестоящих  органов, подзаконные акты вплоть  до постановлений правительства Российской Федерации;

2) Постановления конституционного  суда Российской Федерации, конституционных  и уставных судов субъектов Российской Федерации;

3) Акты либо их отдельные  положения признанные не конституционными  юридической силы не имеют.

  1. Международные договоры Российской Федерации как разновидность источников административного права.

Ответ: В соответствии со ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения. Можно предположить, что этот тип источников административного права имеет перспективное будущее.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, — объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет и его невозможно создать. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное количество норм, которого требует правовое регулирование управления. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

  1. Конституционные положения в административном праве.

Ответ: Конституция Российской Федерации. В силу статуса Основного закона она является базисным источником любой отрасли российского права. Административное право представляет собой, пожалуй, один из самых ярких примеров влияния Конституции РФ на формирование основных принципов и содержание норм отрасли права. Так, в частности, Конституция РФ определяет:

форму государственного устройства нашей страны (ст. 1);

высшую ценность человека, его прав и свобод. Одновременно с этим закрепляется обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина со стороны государства (ст. 2).

многонациональный народ РФ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ (ст. 3);

верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ст. 4);

федеративное устройство РФ (ст. 5);

принцип разделения властей (ст. 10);

статус местного самоуправления (ст. 12).

Кроме того, в Конституции РФ заложены основы правового статуса человека и гражданина (гл. 2), взаимоотношения РФ и ее субъектов (гл. 3), статус Президента РФ (гл. 4), Федерального Собрания - парламента РФ (гл. 5), Правительства РФ (гл. 6), структура и полномочия органов судебной власти и прокуратуры (гл. 7), характер взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления (гл. 8).

Принципиальное значение для понимания статуса Основного закона нашей страны как источника административного права имеет ст. 15, содержащая следующие императивные нормы, в равной степени обязательные как для административного, так и для всех иных отраслей российского права:

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ;

органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

Многие конституционные нормы практически в неизменном виде включены в законы, регламентирующие различные аспекты административно-правовых отношений. Например, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статьей 4 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Учитывая то, что в соответствии со ст. 3 данного Закона правовое положение иностранных граждан в РФ может определяться также ее международными договорами, можно говорить о прямом включении конституционных норм в структуру этого Федерального закона.

Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"