Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:40, контрольная работа
Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод?
Ответ: Административное право — это отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
К категории основных (т.е. которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний) закон относит: предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест, дисквалификацию и административное приостановление деятельности. Все остальные виды административных наказаний могут назначаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания (т.е. присоединяться к основным мерам наказания). Необходимость применения дополнительного наказания обусловлена как характером самого правонарушения, так и личностью виновного, и назначено оно может быть только в том случае, если это прямо предусмотрено санкцией применяемой нормы. На практике это выглядит так: если в санкции нормы после указания на основной вид административного наказания указан союз «с», а дальше указан вид дополнительного наказания, то его применение носит обязательный характер, а если после указания дополнительного вида наказания содержится фраза «или без таковой» («или без такового»), то дополнительное наказание в таком случае носит альтернативный характер (может быть назначено или не назначено по усмотрению правоприменительного органа или должностного лица).
Классифицировать административные наказания можно и по-другому: среди них выделяют наказания морального характера (предупреждение), наказания денежного и имущественного характера (штраф, конфискация и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специального права, административное выдворение за пределы России и дисквалификация). Несколько «особняком» здесь стоит такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности, хотя, исходя из его сущности и с некоторой долей условности, его можно отнести к группе наказаний денежного и имущественного характера.
Ст. 2.3 КоАП РФ устанавливает возраст - 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности. Понятно, что это распространяется только на физических лиц. Согласно ч.1 ст.2.3 лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту совершения правонарушения. Административной ответственности подлежит вменяемое лицо (см. комментарий к ст.2.8), достигшее шестнадцатилетнего возраста. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В настоящее время названные комиссии действуют на основе Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер. К ним могут быть применены следующие меры: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия; передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам; направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией; помещение несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище). Указанная мера может назначаться условно; испытательный срок при этом составляет один год.
Вопрос 8. Расскажите о стадиях рассмотрения дел об административном правонарушении и их участниках.
Ответ: Производство по делам об административных
правонарушениях является разновидностью
административно-
Сущность (специфика) производства по делам об административных правонарушениях проявляется в следующем:
во-первых, оно, как уже отмечено, является разновидностью юрисдикционной деятельности;
во-вторых, оно является деятельностью правоприменительной и имеет место тогда, когда возникает необходимость разрешения спора о праве;
в-третьих, оно жестко регламентировано законом и включает в себя ряд совокупностей процессуальных действий, именуемых стадиями производства по делам об административных правонарушениях;
в-четвертых, оно осуществляется специально уполномоченными на это субъектами — субъектами административной юрисдикции и в зависимости от вида конкретного административного правонарушения может осуществляться как в судебном, так и во внесудебном порядке, причем роль (полномочия) субъектов административной юрисдикции на различных стадиях производства неодинакова.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
в зависимости от объема и сложности процессуальных действий выделяют обычное, упрощенное и особое производство по делам об административных правонарушениях. Обычное производство является наиболее полной его формой и включает обязательное составление протокола об административном правонарушении и выполнение всех иных предусмотренных КоАП РФ процедурно-процессуальных действий по разрешению конкретного дела по существу. Упрощенное производство — это механизм привлечения к административной ответственности без составления протокола, проведения административного расследования и иных формальных процедур (так называемый «штраф на месте» либо предупреждение), когда при совершении малозначительного административного правонарушения привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает наличие события правонарушения, признает свою вину, согласно с налагаемым на него административным наказанием. А особое производство характеризуется неким специальным (усложненным) порядком привлечения к административной ответственности, отличным от его обычной процедуры (например, производство в отношении несовершеннолетних).
В зависимости от того, каким органом оно осуществляется (точнее — кем рассматривается дело), производство по делам об административных правонарушениях делится на коллегиальное и единоначальное. Так, в частности, при рассмотрении дела коллегиальным органом (например, административной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав) в обязательном порядке ведется протокол заседания, а важнейшие вопросы решаются коллегиально, т.е. всеми участниками по большинству голосов. Отсутствие кворума усложняет принятие решения по делу и препятствует дальнейшему признанию данного решения правомерным, чего нет при единоличном рас смотрении дела, когда и протокол-то зачастую (в силу закона) не ведется.
Классифицировать производство по делам об административных правонарушениях можно и в зависимости от инстанции его проведения: производство в органе административной юрисдикции первой инстанции и производство в органе административной юрисдикции второй инстанции (в случае обжалования или опротестования ранее принятого решения), хотя этот критерий классификации и является факультативным.
Стадиями производства по делам об административных правонарушениях
следует именовать логически связанные,
со свойственными только им задачами и
кругом участников совокупности следующих
одна за другой относительно самостоятельных
групп процессуальных действий участников
данного вида административно-
Производство по делам об административных правонарушениях состоит из следующих четырех самостоятельных стадий (и это отражено структурой КоАП РФ):
1) стадия возбуждения дела об
административном
стадия пересмотра постановления (решения) по делу об административном правонарушении; (происходит пересмотр вынесенного по делу решения при наличии соответствующей жалобы или протеста прокурора (жалоба или протест могут и отсутствовать, следствием чего и сама стадия производства может быть, а может и не быть). Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано как в административном (вышестоящему органу или должностному лицу), так и в судебном порядке лицом, в отношении которого вынесено это постановление, потерпевшим, их законными представителями, а также защитником. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, а также последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам могут быть, кроме того, опротестованы прокурором. Причем протест прокурора подлежит рассмотрению в том же порядке, что и жалоба. А результатом этой стадии производства в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ является одно из следующих решений уполномоченного на его принятие субъекта рассмотрения жалобы (протеста прокурора):
4) стадия исполнения вынесенного по делу постановления. (является кульминационной — на ней исполняется принятое по делу решение, в силу чего она и именуется стадией исполнения. Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, а также юридическими лицами (ч. 1 ст. 31.2 КоАП РФ). Никто не вправе отсрочить, приостановить или прекратить его исполнение, кроме как судья, орган или должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, и в случаях, прямо предусмотренных КоАП РФ).
Участниками производства по делу об административном правонарушении признаются лица, участвующие в деле и способные, выступая от своего имени, влиять на исход дела, поскольку наделены определенной оговоренной в законе совокупностью процессуальных прав и обязанностей. Круг участников производства по делам об административных правонарушениях, а также их процессуальные права и обязанности оговорены в главе 25 КоАП РФ. К ним относятся: лица (как физические, так и юридические), в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законные представители физических и юридических лиц, защитники и представители потерпевшего, свидетели, понятые, специалисты, эксперты, переводчики и прокурор. Не упомянуты в главе 25 КоАП РФ, но, безусловно, относятся к участникам производства также судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, перечень и компетенция которых регламентированы нормами раздела III КоАП РФ.
Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закреплены в ст. 25.1 КоАП РФ. Их перечень довольно широк: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения по возникающим вопросам, заявлять ходатайства и отводы, обжаловать процессуальные действия органа или должностного лица, рассматривающего дело, пользоваться юридической помощью защитника, услугами переводчика и иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
Потерпевший (т.е. физическое лицо или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред) как участник производства наделен почти аналогичными процессуальными правами, что и лицо, привлекаемое к ответственности. Его правовой статус закреплен в ст. 25.2 КоАП РФ.
Законные представители физического лица — это родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних правонарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях.
Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»