Применение к данному лицу
физической силы и доставление
его в отделение ОВД, также
являются правомерными действиями,
так как на момент совершения
данного правонарушения, курсант
не мог знать, что мужчина состоит
на учете в психдиспансере.
Согласно ст. 2.7. КоАП РФ не является
административным правонарушением причинение
лицом вреда охраняемым законом интересам
в состоянии крайней необходимости, то
есть для устранения опасности, непосредственно
угрожающей личности и правам данного
лица или других лиц, а также охраняемым
законом интересам общества или государства,
если эта опасность не могла быть устранена
иными средствами и если причиненный вред
является менее значительным, чем предотвращенный
вред2.
Таким образом, курсанта привлечь к ответственности
не могут.
2. Назовите меры административного
предупреждения.
Меры административного предупреждения
это разновидность мер административного
принуждения, направленных на предупреждение
правонарушений и предотвращение обстоятельств,
угрожающих безопасности личности, общества,
государства.
Основанием применения мер административного
предупреждения выступают презумпции
(предположения) о намерении лица совершить
правонарушение или о возможности наступления
неблагоприятных последствий для личности,
общества, государства в результате чрезвычайных
происшествий природного и техногенного
характера.
Административное предупреждение может
быть осуществлено в виде контрольной
проверки, проверки документов, досмотра
вещей, багажа, ручной клади, досмотра
транспортных средств, личного досмотра,
административного задержания, вхождения
в дома граждан, введения карантина, закрытия
участков государственной границы, участков
дорог, улиц и т. п., принудительного выселения
из домов, грозящих обвалом, реквизиции
имущества, технического осмотра транспортных
средств, принудительного медицинского
освидетельствования, административного
надзора за лицами, освобожденными из
мест лишения свободы, надзора за соблюдением
правил противопожарной безопасности,
других мер3.
ВАРИАНТ 16
- Реализация административно-правовой
нормы: применение
Реализация административно-правовых
норм означает практическое использование
содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих
отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся
в них различным образом выраженных волеизъявлений.
Естественно, что в указанном процессе
участвуют все стороны управленческих
отношений, но по-разному, т.е. в соответствии
с их административно-правовым статусом.
Известны два основных варианта
реализации административно-правовых
норм: исполнение и применение.
Применение административно-правовых
норм является прерогативой соответствующих
субъектов исполнительной власти4. Оно практически выражается
в издании полномочным органом (должностным
лицом) индивидуальных юридических актов,
основанных на требованиях материальных
либо процессуальных норм. Эти акты издаются
применительно к конкретным административным
делам (например, приказ о назначении на
должность, решение по жалобе гражданина,
регистрация общественного объединения
и т.п.). Административно-правовая норма
реализуется не в результате исполнения
той или иной стороной управленческого
отношения какого-либо, например, запрета
(переход улицы в неположенном месте и
т.п.), а путем официального юридически-властного
решения конкретного административного
дела, что относится исключительно к компетенции
органов государственного управления
(должностных лиц). Правоприменение —
обобщенная характеристика функционирования
механизма исполнительной власти. Вот
почему граждане не имеют полномочий по
применению административно-правовых
норм.
Правоприменение в административном
порядке в случаях, специально предусмотренных действующим
российским законодательством, возлагается
также на народные суды (народных судей).
В частности, такого рода действия судебные
органы осуществляют как при наложении
административных взысканий за совершение
административных правонарушений (например,
за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении
и разрешении ряда административных по
своей сути споров (например, по жалобам
граждан на неправомерные действия органов
управления и должностных лиц).
- Правовой статус органов административной
юрисдикции
Орган административной юрисдикции
является одним из правоохранительных
органов государства, призванным разрешать
дела об административных проступках
(отдельных категориях преступлений).
Осуществление этой деятельности, имеющей
двойственный характер (управленческий
и юрисдикционный), и ее назначение определяют
роль и правовой статус субъекта административной
юрисдикции5.
Особенностью административной
юрисдикции, является ее тесная связь
с государственным управлением, специализация
осуществляемой правовой защиты. Административно-юрисдикционный
способ охраны социалистических общественных
отношений осуществляется преимущественно
органами государственного управления.
Однако не все они могут быть субъектами
административной юрисдикции. Таковым
является лишь орган (должностное лицо),
на который эти функции возложены законом.
Это обусловлено значимостью административной
юрисдикции как способа правовой охраны
общественных отношений, а также тем, что
данная деятельность не замыкается рамками
какой-либо одной отрасли управления.
Закон не только
называет орган, полномочный рассматривать
дела об административных правонарушениях,
но и состав, при наличии которого он правомочен
разрешать подведомственные ему дела.
Это требование является обязательным
для коллегиальных органов административной
юрисдикции.
Предоставляя юрисдикционные
полномочия должностным лицам соответствующих
органов, законодатель указывает точное
наименование должности, служебного положения
данного лица.
Указание в законе
на орган (должностное лицо), который должен
разрешать дела о правонарушениях, еще
не образует всех нормативных предпосылок
административно-юрисдикционной деятельности.
Важной их частью являются права и обязанности,
составляющие в своей совокупности “очерченную
законом компетенцию данного органа”
Анализируя компетенцию
субъекта административной юрисдикции,
следует отметить еще одну особенность.
Данный субъект, как правило, является
подразделением или должностным лицом
какого-то органа, ведомства, министерства,
и его компетенция производна от компетенции
последних. Функции государственного
органа реализуются в деятельности входящих
в него подразделений, служащих. Однако
предоставленные законом полномочия по
рассмотрению и разрешению дел о правонарушениях
- это по существу полномочия только органа
(должностного лица) административной
юрисдикции, его исключительная компетенция,
котором не может располагать ни вышестоящий
орган, ни руководитель органа, ведомства,
в составе которого функционирует данный
субъект.
Характерным для государственного
органа признается слияние его прав и
обязанностей. Право совершения юридически
значимых действий этого субъекта права
есть одновременно его обязанность действовать
именно таким образом. Не составляет исключения
и орган (должностное лицо) административной
юрисдикции, который имеет право разрешать
отнесенные к его ведению дела о правонарушениях,
и обязанность рассмотреть их в соответствии
с законом.
Здесь можно говорить
об известной ответственности этого субъекта
перед государством за порученное ему
дело, за законность и обоснованность
принимаемых им юрисдикциопных решений,
поскольку «в конечном счете ответственность
и есть один из видов несения юридических
обязанностей». Следовательно, ответственность
является неотъемлемой частью правового
статуса субъекта административной юрисдикции,
который обязан нести правовую ответственность
в случаях нарушения законности, прав
личности в процессе осуществления своих
функций.
Должностные лица,
нарушившие права граждан в процессе административно-юрисдикционной
деятельности, несут соответствующую
дисциплинарную и партийную ответственность.
В соответствии со ст. 58 Конституции СССР
гражданин имеет право требовать возмещения
ущерба, причиненного незаконными действиями
органа (должностного лица) административной
юрисдикции. Однако применяемые данным
субъектом административные взыскания
затрагивают не только материальные интересы
личности, но и честь, свободу гражданина.
Незаконное ограничение этих прав и интересов
требует соответствующей юридической
оценки таких действий должностного лица,
принявшего юрисдикционное решение.
- Исполнение постановления об
административном выдворении
Административное выдворение
за пределы Российской Федерации иностранных
граждан или лиц без гражданства как вид
административного наказания предусмотрено
ст. 3.10 КоАП РФ. Оно определяется как принудительное
и контролируемое перемещение иностранных
граждан или лиц без гражданства через
Государственную границу РФ за пределы
страны, а в случаях, предусмотренных федеральным
законодательством, – как контролируемый
самостоятельный выезд указанных граждан
и лиц из России.
Относительно
данной меры возможно применение как судебного,
так и несудебного порядка применения
который в свою очередь допустим при совершении
иностранным гражданином или лицом без
гражданства административного правонарушения
при въезде в Россию. Таким образом, в соответствии
с КоАП РФ за нарушение режима пребывания
(ст. 18.8), правил привлечения и использования
в России иностранной рабочей силы (ч.
2
ст. 18.10) и иммиграционных правил (ст. 18.11)
рассматриваемое наказание назначается
судьей (ст. 23.1). Постановление суда об
административном выдворении исполняется
органами внутренних дел (п. 2 ст. 32.9), а
аналогичное постановление компетентных
должностных лиц государственных органов,
обеспечивающих охрану и осуществляющих
защиту Государственной границы РФ, –
пограничными органами и пограничными
войсками (п. 1 ст. 32.9 КоАП).
Исполнение
постановления об административном выдворении
за пределы Российской Федерации иностранных
граждан или лиц без гражданства осуществляется
в настоящее время на основе норм Федерального
закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации».
В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ
установлено, что административное выдворение
производится за счет средств выдворяемого,
а в случае их отсутствия – за счет средств
пригласившего органа, учреждения, организации,
физического лица.
Полномочия органов внутренних дел по
применению мер административного выдворения
за пределы Российской Федерации иностранных
граждан и лиц без гражданства установлены
приказами МВД России от 26.08.2004 № 533 «Об
организации деятельности органов внутренних
дел Российской Федерации и Федеральной
миграционной службы по депортации либо
административному выдворению за пределы
Российской Федерации иностранного гражданина
или лица без гражданства» и от 02.06.2005 №
444, которым утверждены Перечни должностных
лиц системы МВД России, уполномоченных
составлять протоколы по делам об административных
правонарушениях, а также осуществлять
административное задержание.
административное выдворение – принудительное
и контролируемое перемещение за пределы
Российской Федерации или даже самостоятельный
(но не менее контролируемый) выезд иностранца
за пределы России.
Для административного выдворения
иностранному гражданину достаточно совершить
одно или несколько правонарушений, предусмотренных
КоАП РФ. Например, нарушить режим пребывания
в Российской Федерации, выразившийся
в несоблюдении установленного порядка
регистрации либо передвижения или порядка
выбора места жительства, нарушить правила
привлечения и использования в Российской
Федерации иностранной рабочей силы. Или
в качестве иммигранта уклоняться от проживания
в месте временного содержания при посте
иммиграционного контроля либо центре
временного размещения иммигрантов. Во
всех перечисленных случаях иностранный
гражданин имеет все шансы принудительно
и контролируемо переместиться за пределы
территории Российской Федерации.
Порядок исполнения постановления
об административном выдворении за пределы Российской Федерации
иностранных граждан или лиц без гражданства
закреплен в ст. 32.10 КоАП РФ. Административное
выдворение может исполняться добровольно
и в принудительном порядке. Добровольное
исполнение административного выдворения
состоит в том, что иностранный гражданин
или лицо без гражданства самостоятельно
определяют способ и транспортное средство
для выезда из Российской Федерации и
в установленный срок покидают ее пределы.
В принудительном порядке административное
выдворение осуществляется в том случае,
когда иностранный гражданин или лицо
без гражданства уклоняются от выезда
из Российской Федерации либо имеются
достаточные основания полагать, что они
могут скрыться на территории Российской
Федерации от органов, исполняющих данное
административное наказание.
При
исполнении административного выдворения
в принудительном порядке иностранный
гражданин или лицо без гражданства, будучи
задержанными, в сопровождении (под конвоем)
сотрудников пограничных органов, органов
ФМС России доставляются в согласованный
с ФСБ России пункт пропуска через Государственную
границу РФ, где обеспечивается их посадка
на тот или иной вид транспорта и отбытие
за пределы Российской Федерации. Административное
выдворение оформляется соответствующим
актом, который приобщается к делу об административном
правонарушении.
Административное
выдворение иностранных граждан или лиц
без гражданства в соответствии с законодательством
Российской Федерации осуществляется
в таких формах, как: в официальном порядке
производится передача нарушителей властям
государства, с территории которого они
пересекли Государственную границу РФ;
выдворение нарушителей пограничными
органами за пределы Российской Федерации
в определенных ФСБ России местах в случаях,
если их передача властям иностранного
государства не предусмотрена договором
Российской Федерации с этим государством;
отправка иностранных граждан и лиц без
гражданства, незаконно ввезенных тем
или иным перевозчиком в Российскую Федерацию
без установленных для въезда документов,
в пункт, где эти лица начали свою поездку,
или в любое другое место, куда въезд им
разрешен. Соответственно каждой форме
административного выдворения присуще
и свое окончание. Например, официальная
передача нарушителей властям сопредельного
иностранного государства завершается
подписанием двустороннего акта.
Выдворение
нарушителей режима государственной границы,
режима в пунктах пропуска через Государственную
границу РФ, правил пребывания в Российской
Федерации, привлечения и использования
в Российской Федерации иностранной рабочей
силы и иммиграционных правил в те иностранные
государства, с которыми передача нарушителей
международным договором Российской Федерации
не предусмотрена, оканчивается посадкой
таких лиц в транспортное средство и убытием
их за пределы Российской Федерации. По
этому факту соответствующим должностным
лицом составляется акт, приобщаемый к
имеющимся материалам, послужившим основанием
для принятия данного решения.
Отправка
иностранных граждан и лиц без гражданства,
незаконно ввезенных в Российскую Федерацию,
завершается самим фактом убытия таких
лиц и составлением компетентным должностным
лицом соответствующего документа. Окончанием
производства является возмещение лицами,
виновными в незаконном доставлении иностранных
граждан и лиц без гражданства на территорию
Российской Федерации, фактических расходов
на их отправку, содержание в период задержания
и выдворения за пределы территории Российской
Федерации.
По
истечении срока обжалования постановление
об административном выдворении вступает
в силу (ст. 31.1 Кодекса).
В случае если судья, рассматривающий
жалобу или протест на постановление об
административном выдворении, оставляет
его без изменения, а жалобу или протест
без удовлетворения, данное административное
наказание компетентными должностными
лицами может быть фактически исполнено
и производство по делу завершится подписанием
акта о выезде выдворяемого иностранного
гражданина или лица без гражданства за
пределы Российской Федерации. Судья,
рассматривающий в пределах своей компетенции
жалобу или протест, может отменить постановление
об административном выдворении и прекратить
производство по делу об административном
правонарушении, что влечет за собой отмену
всех ограничений в отношении иностранных
граждан и лиц без гражданства, связанных
с ранее принятым постановлением об административном
выдворении. С этого момента производство
по исполнению постановления об административном
выдворении можно считать оконченным.
Орган
ФМС России или пограничный орган, осуществившие
административное выдворение иностранного
гражданина, направляют информацию об
этом в МИД России, которое в свою очередь
уведомляет об этом дипломатическое представительство
или консульское учреждение иностранного
государства в Российской Федерации, гражданином
которого является выдворяемый.