Медицинское право как комплексная отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы несомненна. Обеспечение здоровья нации в целом и каждого человека в отдельности является неотъемлемой составной частью общей задачи создания достойных условий и качества жизни, возможности реализации гражданами своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. При этом особая роль отводится государственному регулированию медицинского обслуживания населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1. Медицинское право как комплексная отрасль права……………………
4
2. Международное медицинское право…………………………………….
8
3. Понятие и принципы охраны здоровья граждан………………………...
11
4. Организация и финансирование здравоохранения……………………...
14
5. Управление здравоохранением…………………………………………..
18
6. Обеспечение доступности медицинской помощи для населения……...
19
Задача 1……………………………………………………………………….
22
Задача 2……………………………………………………………………….
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

медицин вар 1.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

В число задач обеспечения права на здоровье входит также охрана здоровья лиц, проживающих в непосредственной близости от атомных электростанций; меры по предотвращению распространения СПИДа; создание системы просвещения в области охраны здоровья; предоставление консультативных и просветительских услуг в целях укрепления здоровья и развития у людей чувства личной ответственности за свое здоровье; предотвращение, насколько это возможно, распространения эпидемических, эндемических и другие заболеваний; а также наличие медицинских служб широкого профиля во всех начальных и средних школах. Объектами контроля являются также стандарты качества оказываемой медицинской помощи, в т.ч. качества продуктов питания и др.

В целом анализ зарубежных источников показывает, что перед ЕС в области здравоохранения ставится задача способствовать «обеспечению высокого уровня защиты здоровья людей, поощрению сотрудничества между государствами-членами и, если необходимо, оказание поддержки их действиям»16.

Изучение зарубежного медицинского права и законодательства о здравоохранении позволяет утверждать, что в экономически развитых странах мира сложилась устойчивая тенденция правового регулирования охраны здоровья которая базируется не на ведомственном правотворчестве, а на «законах о защите здоровья людей, изданных высшими органами государственной власти различных стран мира или их субъектами, а также на правовых актах международных медицинских организаций и научных рекомендациях в этой области»17.

Итак, международное медицинское право - это часть международного права, которая регулирует межгосударственные отношения по вопросам здравоохранения и медицины.

 

 

 

 

 

3. Понятие и принципы  охраны здоровья граждан

 

Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи18.

Основные принципы охраны здоровья закреплены в ст. 4 Закона об охране здоровья:

1) соблюдение прав граждан  в сфере охраны здоровья и  обеспечение связанных с этими  правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья  детей;

4) социальная защищенность  граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, должностных  лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество  медицинской помощи;

7) недопустимость отказа  в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики  в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной  тайны.

Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических  и моральных норм, а также уважительного  и гуманного отношения со стороны  медицинских работников и иных  работников медицинской организации;

2) оказания медицинской  помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при  оказании медицинской помощи;

4) организации оказания  медицинской помощи пациенту  с учетом рационального использования его времени и т.д.19

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

  Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных случаях.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания  медицинской помощи по принципу  приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора  медицинской организации и врача;

4) применением порядков  оказания медицинской помощи  и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской  организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением требований  к размещению медицинских организаций  государственной системы здравоохранения  и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью  медицинских организаций для  всех групп населения, в том  числе инвалидов и других групп  населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного  и бесплатного использования  медицинским работником средств  связи или транспортных средств  для перевозки пациента в ближайшую  медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. «Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну»20.

 

4. Организация и финансирование  здравоохранения

 

Согласно ст. 29 Закона об охране здоровья, организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования  в сфере охраны здоровья, в  том числе нормативного правового  регулирования;

2) разработки и осуществления  мероприятий по профилактике  возникновения и распространения  заболеваний, в том числе социально  значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения21;

3) организации оказания  первой помощи, всех видов медицинской  помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми  заболеваниями, заболеваниями, представляющими  опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных  категорий граждан лекарственными  препаратами, медицинскими изделиями  и специализированными продуктами  лечебного питания в соответствии  с законодательством РФ;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования22.

Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы  исполнительной власти в сфере  охраны здоровья и их территориальные  органы;

2) исполнительные органы  государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти;

3) подведомственные федеральным  органам исполнительной власти, государственным академиям наук  и исполнительным органам государственной  власти субъектов РФ медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления  муниципальных районов и городских  округов, осуществляющие полномочия  в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам  местного самоуправления медицинские  организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Согласно ст. 81 Закона об охране здоровья, источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники.

Финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований  федерального бюджета, бюджетов  субъектов РФ, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования);

3) иных источников23.

Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного  медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований  бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);

4) иных источников.

Финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного  медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований  бюджетов субъектов РФ, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований  федерального бюджета, выделяемых  медицинским организациям, подведомственным  федеральным органам исполнительной  власти, государственным академиям наук, и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовую программу обязательного медицинского страхования).

Информация о работе Медицинское право как комплексная отрасль права