В административном
праве не существует единой точки зрения
на объект административно-правовых отношений.
Группа авторов, среди которых Ю.М. Козлов,
Р.О. Халфина и другие, в качестве единственного
объекта любого правового отношения признает
действия, поведение людей.
Другая группа
(Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров)
выделяет два вида объектов правоотношения:
– объект имущественных
отношений (предмет правоотношения), в
качестве которого выступают материальные
ценности и вещи,
– объект неимущественных
отношений, т.е. те самые действия, поведение
людей.
Обобщая данные
точки зрения, можно выделить следующие
объекты административно-правовых отношений:
- Предметы
материального мира – финансово-денежные
ресурсы, природные ресурсы, имущество.
- Предметы
духовного творчества, в т.ч. произведения
искусства, литературы, кино.
- Личные
нематериальные блага – жизнь, здоровье,
честь, достоинство.
- Поведение
участников правоотношений, которое выражается
в действиях или бездействиях.
- Результаты
поведения участников правоотношений.
4.3.Содержание
Содержание административно-правовых
отношений составляют «права, обязанности,
запреты, ограничения субъектов административного
права, а также процессуально-правовой
режим их осуществления, исполнения, соблюдения
или правовой защиты», а также юридические факты, с которыми
административно-правовая норма связывает
возникновение, изменение и прекращение
административно-правовых отношений.
Юридические
факты в административном праве имеют
ряд особенностей:
- юридические
факты – это «единичные (индивидуальные)
социальные обстоятельства, они имеются
в реальности как нечто определенное и
конкретное: социальная ситуация, поведение
лица и т.п.»
- юридические
факты выражены в объективной реальности
как наличие или отсутствие ситуации,
описываемой нормой административного
права;
- они всегда
предусмотрены административно-правовыми
нормами;
- по своему
назначению юридические факты влекут
правовые последствия, предусмотренные
административно-правовыми нормами: возникновение,
изменение или прекращение административно-правовых
отношений.
Выделяют следующие
виды юридических фактов:
- По правовым последствиям:
- Правообразующие
– влекущие возникновение административных
правоотношений.
- Правоизменяющие
– влекущие изменение уже существующих
административно-правовых отношений.
- Правопрекращающие
– влекущие прекращение административных
правоотношений.
- По форме проявления:
- Положительными
(позитивными), т.е. имеющимися в реальности.
- Отрицательными
(негативными), когда описанная нормами
права социальная ситуация отсутствует.
- По связи с волей субъекта:
- Деяния
– действие или бездействие. Например,
действием, обусловливающим административное
правоотношение, является издание ненормативного
акта управления (приказ о назначении,
распоряжение о выделении средств). Действия
в свою очередь подразделяются на:
- правомерные
основаны на положениях норм административного
права и соответствуют им. Например, подача
гражданином жалобы влечет за собой возникновение
конкретного административного правоотношения
между ним и исполнительным органом (должностным
лицом), которому жалоба адресуется.
- неправомерные
– нарушают предписания норм административного
права. Это правонарушения, которые могут
быть дисциплинарными проступками или
административными правонарушениями.
Например, непринятие службой внутренних
дел необходимых мер по обеспечению общественного
порядка.
- События
– явления, независимые от воли людей.
В частности, смерть гражданина влечет
за собой прекращение всех правоотношений,
субъектом которых он выступал.
Виды административно-правовых
отношений.
- По содержанию:
- Материальные
– общественные отношения в сфере государственного
управления, урегулированные материальными
нормами административного права.
- Процессуальные
– управленческие отношения, урегулированные
на основе административно-правовых процессуальных
норм.
- По функциям права:
- Регулятивные
- Охранительные
Данная классификация
подразумевает, что отдельные правоотношения
возникают, изменяются и прекращаются
в связи с регулированием определенных
процессов и явлений в рамках осуществления
государственного управления, в то время
как другие реализуются в рамках выполнения
охранительных функций государства. «Думается,
что регулятивными все-таки являются скорее
нормы, нежели возникающие на их основе
отношения.»
- По составу участников:
- отношения,
участники которых принадлежат к государственному
аппарату (государственные органы и их
должностные лица)
- отношения
между органами исполнительной власти
(местной администрацией) и государственными
предприятиями, учреждениями, организациями
- отношения
между органами исполнительной власти
(местной администрацией) и общественными
организациями, трудовыми коллективами.
- отношения
между органами исполнительной власти
(местной администрацией) и негосударственными
коммерческими организациями
- отношения
между органами исполнительной власти
(местной администрацией) и гражданами.
- По характеру связей между участниками
правоотношений:
- Вертикальные
– характеризуются наличием одного из
субъектов правоотношения, имеющего властные
полномочия по отношению к другому участнику
правоотношения. (полномочия по изданию
административного акта, обязательного
для другого субъекта, по применению мер
дисциплинарного воздействия или административного
принуждения).
- Горизонтальные
– отношения, субъекты которых находятся
на одинаковом организационно-правовом
уровне и обладают одинаковым масштабом
компетенции и полномочий в той или иной
сфере. Эти субъекты вступают в отношения
относительного равенства в целях решения
управленческого вопроса (например, заключение
административного договора субъектами
управления). В учебнике Попова говорится,
что «вычленить горизонтальные отношения
из общей массы управленческих связей
довольно сложно, так как они, не являясь
типичными для сферы государственного
управления, выражаются не столь отчетливо,
как вертикальные».
- По характеру юридических фактов:
- Порожденные
правомерными действиями
- Порожденные
неправомерными действиями
- Порожденные
событиями
- В зависимости от конкретных целей возникновения
управленческих отношений:
- Внутренние
– связаны с формированием управленческих
структур, определяя принципы взаимодействия
между управляющими структурами, с определением
отношений между работниками внутри управляющей
структуры.
- Внешние
– связаны с непосредственной реализацией
внешних функций управления.
- В 80-е гг. ХХ века широкое распространение
получило деление на:
- Субординационные
– отношения, базирующиеся на властных
правомочиях одного из субъектов в отношении
другого. (Например, отношения в системе
государственной службы, складывающиеся
между должностными лицами).
- Координационные
– характеризуются использованием властных
полномочий для обеспечения эффективной
совместной деятельности нескольких управляющих
субъектов. (Например, отношения между органами
федеральной исполнительной власти –
министерствами)
- Реординационные
– отношения, которые «образуются в целях
обеспечения обратного воздействия управляемого
субъекта на управляющий субъект, т.е.
воздействие снизу на верхние инстанции»
(например, обращение граждан в органы
публичного управления).
- По направлениям деятельности:
- административно-правовые
отношения органов исполнительной власти
(местной администрации) общей компетенции,
т.е. по всем вопросам жизнедеятельности
на соответствующей территории;
- административно-правовые
отношения исполнительной власти отраслевой
компетенции в отношении субъектов управления,
находящихся в их ведении;
- административно-правовые
отношения органов межотраслевой компетенции
надведомственного характера по решению
специальных вопросов, осуществлению
контрольно-надзорных и координационных
полномочий;
- административно-правовые
внутриорганизационные отношения, затрагивающие
деятельность аппарата данного органа
и учреждений, предприятий, находящихся
в его непосредственном подчинении.
- Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых
отношений:
- «отношения,
непосредственно выражающие основную
формулу управляющего воздействия («субъект-объект»),
в которой четко проявляется властная
природа государственно-управленческой
деятельности;
- отношения,
складывающиеся за рамками непосредственного
управляющего воздействия на тот или иной
объект, органически связанные с его осуществлением»
- Н.М. Конина подразделяет административные
правоотношения на следующие группы:
- «организационные
управленческие отношения в сфере реализации
исполнительной власти (государственного
управления), возникающие в процессе и
в результате реализации исполнительной
власти и осуществления субъектом в пределах
предоставленных полномочий регулирующих
управленческих функций в отношении руководимых
подведомственных ему сфер и подчиненных
объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие
(в отличие от внутриаппаратных) и организационные
отношения.
- внутриорганизационные
отношения во всех сферах государственной
деятельности, опосредующие внутриаппаратную
деятельность по внутренней организации
работы любых органов системы публичного
управления во всех сферах государственной
деятельности
- общегосударственные
контрольно-организационные отношения,
возникающие в процессе и в результате
осуществления контрольной общегосударственной
деятельности, т.е. общегосударственного
контроля, который в отличие от обычного
функционального контроля наделен рядом
особенностей (осуществляется в масштабах
всего государства, от имени верховных
государственных органов и держит в поле
зрения деятельность исполнительной власти
и других властей по определенным вопросам).
- административно-юстиционные
организационно-охранительные отношения,
возникающие в процессе и в результате
осуществления судебного контроля за
законностью решений и действий государственной
и местной администрации, связанного с
оценкой правомерности или неправомерности
ее действий судами и судьями, а также
применением последними различного рода
административно-принудительных мер к
физическим и юридическим лицам в целях
защиты и восстановления правопорядка
в сфере управления»
5.Источники административного
права
Источники административного
права – это внешние формы выражения административно-правовых
норм.
Источники административного
права имеют ряд особенностей, которые
отличают их от источников других отраслей
права:
- Самая главная
особенность заключается в многочисленности
и разрозненности нормативно-правового
материала, содержащего административно-правовые
нормы. Административное право имеет в
системе своих источников около десятка
кодексов. Кроме того, в системе источников
административного права наблюдаются
такие нормативно-правовые акты, которые
содержат нормы нескольких отраслей права
(например, гражданского и административного,
как в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. №2300–1
«О защите прав потребителей»). Причиной
такого видимого многообразия источников
отрасли является многогранность его
предмета и универсальный характер метода
правового регулирования.
- Преобладание
в числе источников подзаконных нормативно-правовых
актов. Именно в связи с этой особенностью
административное законодательство характеризуется
чрезвычайно обширным кругом подзаконных
источников, «часть из которых содержит
общерегулятивные нормы административного
права в той или иной сфере, утверждая
правила, регламенты, положения и т.д.,
а часть – нормы права, предназначенные
для регулирования какой-либо определенной
«частной» ситуации на основе более общих
норм, утвержденных актом более высокой
юридической силы.»
5.1.Виды
Выделяют несколько
видов источников административного права:
- Административно-правовой
договор
- Административный
(судебный) прецендент
- Административная
практика
- Правовой
обычай
- Административно-правовая
доктрина
- Нормативно-правовой
акт.
Среди нормативно-правовых
актов выделяются:
- Конституция
РФ 1993 – многие из содержащихся в ней общих
норм имеют прямую административно-правовую
направленность. Это, например, конституционные
нормы, определяющие основы формирования
и деятельности органов исполнительной
власти3,
разграничение предметов ведения и полномочий
между федеральными органами и органами
субъектов Федерации4.
- Законодательные
акты – наибольшее значение имеют федеральные
конституционные законы и федеральные
законы. Например Федеральный конституционный
закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве
Российской Федерации
- Нормативные
указы Президента РФ, а также утверждаемые
его указами положения (Положение о проведении
аттестации федерального государственного
служащего, утвержденное 6 марта 1996.; указ
Президента РФ: «О структуре федеральных
органов исполнительной власти» от 17 мая
2000 г.)
- Нормативные
постановления Правительства РФ – постановление
«О ведении государственного учета лесного
фонда» от 20 мая 1997 г. В межотраслевом и отраслевом масштабе
в качестве источников административного
права служат нормативные акты министерств,
государственных комитетов, федеральных
комиссий, федеральных служб и др.
- На республиканском
уровне роль источников административного
права выполняют Конституции республик,
их законы, президентские (там, где таковые
избраны) и правительственные нормативные
акты, такого же рода акты министерств
и ведомств.
- В краях,
областях, городах федерального значения,
автономных областях и округах источниками
административного права служат уставы,
законы субъектов Федерации, а также издаваемые
органами государственной власти этих
образований иные нормативные правовые
акты.
- Источниками
административного права являются также
нормативные акты органов местного самоуправления
в случае наделения этих органов законом
необходимыми правообразующими полномочиями.
- Административно-правовые
нормы могут найти свое выражение в межгосударственных
соглашениях, которые в таких случаях
следует рассматривать в качестве источников
административного права.
- Источниками
административного права внутриорганизационного
характера можно назвать нормативные
акты руководителей государственных предприятий,
учреждений, иных организаций. Действие
содержащихся в них норм ограничено рамками
данного формирования.
Ученые приводят
и некоторые другие классификации источников
административного права.
Бахрах в зависимости
от того, кем приняты акты, содержащие
нормы административного права, делит
все источники административного права
на несколько групп:
1. «акты, принятые
на основе референдумов и акты
законодательных органов (куда, помимо
прочего отнесены декларации, положения,
акты об амнистии и другие
акты палат Федерального собрания
РФ);
2. акты Президента
Российской Федерации (в том числе
и распоряжения, как известно, не
носящие нормативного характера);
3. акты государственной
администрации (включая акты руководителей
аппаратов Государственной Думы,
Правительства РФ, Верховного Суда
РФ, а также ненормативные акты
Правительства РФ – распоряжения);
4. акты муниципальных
органов;
5. публичные
договоры (международные договоры,
федеративные договоры, административные
договоры, соглашения между общефедеральными
объединениями профсоюзов, работодателей
и Правительством России либо администрациями
субъектов Федерации);
6. акты правосудия
(а именно: акты судов, которые
могут признать не соответствующими
закону или решениям вышестоящих
органов подзаконные акты вплоть
до постановлений Правительства
России, а также постановления
Конституционного Суда РФ и
конституционных (уставных) судов субъектов
Федерации);
7. административные
обыкновения (под которыми понимаются,
прежде всего, правила деятельности
в отдельных государственных
организациях, т.е. локальные нормы)».
Ю.А. Тихомиров,
выделяя две подгруппы источников административного
права, причисляет к первой из них так
называемые «собственные источники административного
права»:
– административно-правовые
идеи и концепции;
– правовые акты
органов исполнительной власти РФ и ее
субъектов, включая акты правительств,
администраций и ведомственные акты;
– правовые акты
государственных акционерных обществ,
корпораций, финансово-промышленных групп
и иных хозяйственно-управленческих объединений;
– акты государственных
унитарных предприятий, учреждений и организаций;
– управленческие
соглашения.
Вторую подсистему
источников, по мнению Ю.А. Тихомирова,
составляют:
– нормы Конституции
РФ, конституции республик, уставы областей
и иных субъектов РФ;
– законы РФ и
ее субъектов;
– указы Президента
РФ и акты президентов, глав республик;
– решения судебных
органов (Конституционного Суда применительно
к спорам о компетенции, Высшего Арбитражного
Суда – к спорам административного характера,
в будущем – решения органов административной
юстиции).
Заключение
В данной работе
мы рассмотрели механизм административно-правового
регулирования, после чего можно сделать
вывод, что механизм административно-правового
регулирования – совокупность административно-правовых
средств, которые, воздействуя на управленческие
отношения, организуют их в соответствии
с задачами общества и государства.
Что касается
элементов механизма административно-правового
регулирования, то в отношении этого вопроса
у ученых нет единого мнения. Но наиболее
главными среди всех приводимых элементов
являются административно-правовые нормы,
административно-правовые отношения,
общие принципы административного права
и источники административного права.
Административно-правовые
нормы и административно-правовые отношения
имеют ряд особенностей, которые отличают
их от норм и отношений других отраслей
права. Прежде всего это касается того,
что общественные отношения, которые являются
объектом административно-правовых норм,
имеют всегда управленческий характер,
а административно-правовые отношения
всегда являются властеотношениями, т.е.
они обусловлены неравенством их участников,
один из которых является властвующим
субъектом, а другой – нет.
Что касается
источников административного права,
то их главная особенность заключается
в многочисленности и разрозненности
нормативно-правового материала, содержащего
административно-правовые нормы. К тому
же среди источников преобладают нормативно-правовые
акты.
Можно сделать
вывод, что система российского административного
права еще далека от совершенства: многие
аспекты деятельности исполнительной
власти еще не имеют четкой научной основы
и правовой регламентации, изданные нормативные
акты и созданные государственные институты
еще не обладают необходимой стабильностью
и долговечностью в условиях быстро меняющихся
реалий нашей жизни. Поэтому на современном
этапе необходимо реформирование административно-правовой
системы, приведение ее в соответствие
с требованиями жизни.
Список литературы
- Атаманчук Г.В. Теория государственного
управления.
– М.: Омега-Л, 2010. 525 с.
- Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М.
Административное право. Учебник. – М.:
Эксмо, 2005, 1008 с.
- Административное право. Первая часть.
Учебник. // Алехин
А.П., Кармолицкий А.А. – М.: Зерцало, 2012.
528 с.
- Административное право России: учебник.
/ Л.Л. Попов,
Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л.
Попов. – М.: Юрайт, серия: Бакалавр. Базовый
курс., 2013. 448 с.
- Административное право Российской Федерации:
Учебник для вузов, 2-е изд. перер. и доп.
/ Под ред. д.ю.н., профессора Н.Ю. Хаманевой.
– М.: Юристъ, 2006, 553 с.