Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть механизм административно - правового регулирования.
Для достижения данной цели необходимо поставить перед собой следующие задачи:
– Дать понятие механизма административно-правового регулирования;
– Рассмотреть основные принципы административного права;
– Рассмотреть административно-правовые нормы, их особенности, виды и реализацию;
– Рассмотреть административно-правовые отношения, их особенности и виды;
– Рассмотреть источники административного права.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 67.78 Кб (Скачать файл)

В административном праве не существует единой точки зрения на объект административно-правовых отношений. Группа авторов, среди которых Ю.М. Козлов, Р.О. Халфина и другие, в качестве единственного объекта любого правового отношения признает действия, поведение людей.

Другая группа (Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров) выделяет два вида объектов правоотношения:

– объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи,

– объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей.

Обобщая данные точки зрения, можно выделить следующие объекты административно-правовых отношений:

  1. Предметы материального мира – финансово-денежные ресурсы, природные ресурсы, имущество.
  2. Предметы духовного творчества, в т.ч. произведения искусства, литературы, кино.
  3. Личные нематериальные блага – жизнь, здоровье, честь, достоинство.
  4. Поведение участников правоотношений, которое выражается в действиях или бездействиях.
  5. Результаты поведения участников правоотношений.

 

4.3.Содержание

Содержание административно-правовых отношений составляют «права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты», а также юридические факты, с которыми административно-правовая норма связывает возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве имеют ряд особенностей:

  1. юридические факты – это «единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.»
  2. юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;
  3. они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
  4. по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Выделяют следующие виды юридических фактов:

  1. По правовым последствиям:
    1. Правообразующие – влекущие возникновение административных правоотношений.
    2. Правоизменяющие – влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений.
    3. Правопрекращающие – влекущие прекращение административных правоотношений.
  2. По форме проявления:
    1. Положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности.
    2. Отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.
  3. По связи с волей субъекта:
    1. Деяния – действие или бездействие. Например, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств). Действия в свою очередь подразделяются на:
      1. правомерные основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.
      2. неправомерные – нарушают предписания норм административного права. Это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка.
    2. События – явления, независимые от воли людей. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

Виды административно-правовых отношений.

  1. По содержанию:
    1. Материальные – общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные материальными нормами административного права.
    2. Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-правовых процессуальных норм.
  2. По функциям права:
    1. Регулятивные
    2. Охранительные

Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. «Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.»

  1. По составу участников:
    1. отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица)
    2. отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями
    3. отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами.
    4. отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями
    5. отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.
  2. По характеру связей между участниками правоотношений:
    1. Вертикальные – характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. (полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения).
      1. Горизонтальные – отношения, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере. Эти субъекты вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса (например, заключение административного договора субъектами управления). В учебнике Попова говорится, что «вычленить горизонтальные отношения из общей массы управленческих связей довольно сложно, так как они, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные».
  3. По характеру юридических фактов:
    1. Порожденные правомерными действиями
    2. Порожденные неправомерными действиями
    3. Порожденные событиями
  4. В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений:
    1. Внутренние – связаны с формированием управленческих структур, определяя принципы взаимодействия между управляющими структурами, с определением отношений между работниками внутри управляющей структуры.
    2. Внешние – связаны с непосредственной реализацией внешних функций управления.
  5. В 80-е гг. ХХ века широкое распространение получило деление на:
    1. Субординационные – отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого. (Например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).
    2. Координационные – характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. (Например, отношения между органами федеральной исполнительной власти – министерствами)
    3. Реординационные – отношения, которые «образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции» (например, обращение граждан в органы публичного управления).
  6. По направлениям деятельности:
    1. административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;
    2. административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
    3. административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
    4. административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
  7. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:
    1. «отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект-объект»), в которой четко проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности;
    2. отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, органически связанные с его осуществлением»
  8. Н.М. Конина подразделяет административные правоотношения на следующие группы:
    1. «организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.
    2. внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности
    3. общегосударственные контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).
    4. административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления»

 

 

 

 

 

5.Источники административного права

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм.

Источники административного права имеют ряд особенностей, которые отличают их от источников других отраслей права:

  1. Самая главная особенность заключается в многочисленности и разрозненности нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы. Административное право имеет в системе своих источников около десятка кодексов. Кроме того, в системе источников административного права наблюдаются такие нормативно-правовые акты, которые содержат нормы нескольких отраслей права (например, гражданского и административного, как в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. №2300–1 «О защите прав потребителей»). Причиной такого видимого многообразия источников отрасли является многогранность его предмета и универсальный характер метода правового регулирования.
  2. Преобладание в числе источников подзаконных нормативно-правовых актов. Именно в связи с этой особенностью административное законодательство характеризуется чрезвычайно обширным кругом подзаконных источников, «часть из которых содержит общерегулятивные нормы административного права в той или иной сфере, утверждая правила, регламенты, положения и т.д., а часть – нормы права, предназначенные для регулирования какой-либо определенной «частной» ситуации на основе более общих норм, утвержденных актом более высокой юридической силы.»

5.1.Виды

Выделяют несколько видов источников административного права:

  1. Административно-правовой договор
  2. Административный (судебный) прецендент
  3. Административная практика
  4. Правовой обычай
  5. Административно-правовая доктрина
  6. Нормативно-правовой акт.

Среди нормативно-правовых актов выделяются:

  1. Конституция РФ 1993 – многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти3, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации4.
  2. Законодательные акты – наибольшее значение имеют федеральные конституционные законы и федеральные законы. Например Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации
  3. Нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения (Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное 6 марта 1996.; указ Президента РФ: «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г.)
  4. Нормативные постановления Правительства РФ – постановление «О ведении государственного учета лесного фонда» от 20 мая 1997 г. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб и др.
  5. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законы, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.
  6. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат уставы, законы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативные правовые акты.
  7. Источниками административного права являются также нормативные акты органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми правообразующими полномочиями.
  8. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.
  9. Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, иных организаций. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Ученые приводят и некоторые другие классификации источников административного права.

Бахрах в зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы административного права, делит все источники административного права на несколько групп:

1. «акты, принятые  на основе референдумов и акты  законодательных органов (куда, помимо  прочего отнесены декларации, положения, акты об амнистии и другие  акты палат Федерального собрания  РФ);

2. акты Президента  Российской Федерации (в том числе  и распоряжения, как известно, не  носящие нормативного характера);

3. акты государственной  администрации (включая акты руководителей  аппаратов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда  РФ, а также ненормативные акты  Правительства РФ – распоряжения);

4. акты муниципальных  органов;

5. публичные  договоры (международные договоры, федеративные договоры, административные  договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России либо администрациями субъектов Федерации);

6. акты правосудия (а именно: акты судов, которые  могут признать не соответствующими  закону или решениям вышестоящих  органов подзаконные акты вплоть  до постановлений Правительства  России, а также постановления  Конституционного Суда РФ и  конституционных (уставных) судов субъектов  Федерации);

7. административные  обыкновения (под которыми понимаются, прежде всего, правила деятельности  в отдельных государственных  организациях, т.е. локальные нормы)».

Ю.А. Тихомиров, выделяя две подгруппы источников административного права, причисляет к первой из них так называемые «собственные источники административного права»:

– административно-правовые идеи и концепции;

– правовые акты органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, включая акты правительств, администраций и ведомственные акты;

– правовые акты государственных акционерных обществ, корпораций, финансово-промышленных групп и иных хозяйственно-управленческих объединений;

– акты государственных унитарных предприятий, учреждений и организаций;

– управленческие соглашения.

Вторую подсистему источников, по мнению Ю.А. Тихомирова, составляют:

– нормы Конституции РФ, конституции республик, уставы областей и иных субъектов РФ;

– законы РФ и ее субъектов;

– указы Президента РФ и акты президентов, глав республик;

– решения судебных органов (Конституционного Суда применительно к спорам о компетенции, Высшего Арбитражного Суда – к спорам административного характера, в будущем – решения органов административной юстиции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели механизм административно-правового регулирования, после чего можно сделать вывод, что механизм административно-правового регулирования – совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Что касается элементов механизма административно-правового регулирования, то в отношении этого вопроса у ученых нет единого мнения. Но наиболее главными среди всех приводимых элементов являются административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, общие принципы административного права и источники административного права.

Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения имеют ряд особенностей, которые отличают их от норм и отношений других отраслей права. Прежде всего это касается того, что общественные отношения, которые являются объектом административно-правовых норм, имеют всегда управленческий характер, а административно-правовые отношения всегда являются властеотношениями, т.е. они обусловлены неравенством их участников, один из которых является властвующим субъектом, а другой – нет.

Что касается источников административного права, то их главная особенность заключается в многочисленности и разрозненности нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы. К тому же среди источников преобладают нормативно-правовые акты.

Можно сделать вывод, что система российского административного права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни. Поэтому на современном этапе необходимо реформирование административно-правовой системы, приведение ее в соответствие с требованиями жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления.  
    – М.: Омега-Л, 2010. 525 с.
  2. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право. Учебник. – М.: Эксмо, 2005, 1008 с.
  3. Административное право. Первая часть. Учебник. // Алехин  
    А.П., Кармолицкий А.А. – М.: Зерцало, 2012. 528 с.
  4. Административное право России: учебник. / Л.Л. Попов,  
    Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Юрайт, серия: Бакалавр. Базовый курс., 2013. 448 с.
  5. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов, 2-е изд. перер. и доп. / Под ред. д.ю.н., профессора Н.Ю. Хаманевой.  
    – М.: Юристъ, 2006, 553 с.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования