Направления осуществления социальной политики государства муниципальными органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Предметом социальной политики государства являются трудовые отношения, а так же отношения в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения и спорта. Названные отношения оказывают прямое воздействие на воспроизводство социальных ресурсов общества, уровень жизни населения и общественное поведение. Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива. Нестабильность в экономике, остро ощущается нехватка средств федерального бюджета, не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается расслаивание населения по доходам. Кроме этого, повышается напряженность на рынке труда, не уменьшается задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Общие понятия и сведения о социальной политике. 4
1.1 Сущность и направление социальной политики. 4
1.2 Формирование новой социальной стратегии и ее реализация в современных условиях. 7
1.3 Функции и модели социальной политики государства. 8
Глава 2. Особенности социальной политики в России. 10
2.1 Связь социальной политики и социальной работы. 10
2.2 Социальная политика в России. 12
2.3 Основные направления социальной политики России. 15
Заключение. 21
Приложение. 22
Список используемой литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Воронова.docx

— 135.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Особенности социальной политики в России.

2.1 Связь социальной политики и социальной работы.

Уникальность  нашей страны в том, что это  обширная территория с многонациональным  населением. И на данный момент существует огромное количество социальных проблем  и противоречий и недовольств  в обществе.

И вот  здесь, государство призвано решать эти проблемы и стараться не допускать  их возникновения. Все действия государства  по осуществлению этой задачи принято  называть социальной политикой.

Крупнейшей  задачей социальной политики государственного сектора является достижение, так  называемого, уровня равновесия в общественной жизни. Этого можно достигнуть посредством:

  • предоставления государственных гарантий по предотвращению максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней и других глобальных процессов;
  • перераспределения материальных ресурсов, согласования организационных моментов, направленных на обеспечение и повышение в стране уровня жизни через налоги, развития благотворительности, предпринимательства в сочетании с применением репрессивных мер.

Социальная  политика всегда реализуется через  различные формы социальной работы, разовые государственные решения  и действия, а также через социальные программы. Разумеется, здесь есть свои исключения.

На выполнение целей и задач социальной политики брошен весь сложный механизм ее реализации, который выглядит так:

  • политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
  • субъект социальной политики – государство, представлено совокупностью всех своих органов, которые ориентированы на урегулирование социальных отношений;
  • объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержании и разнообразии форм проявления;
  • система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
  • политическая деятельность по решению задач социальной политики на всех стадиях, включая оценку эффективности выполнения социальных программ.

Любые действия в области социальной работы представляют собой целостность усилий отдельных  личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными  качествами5. Как и социальная практика, социальная работа не может быть просто суммой действий единиц общества. Это взаимосвязанное цельное системное образование, которая проявляется на другом уровне, чем практика социального работника. Из-за ограниченного сочетания системы и индивидуума социальная работа дополняет социальную политику государства, давая обществу гуманистические, духовно-нравственные ценности.

Успех социальной работы, в большей степени зависит  от социальной ориентированности кадров – обобщающего показателя, который  характеризует целостность социально-политического  мышления с навыками прямого, практического  управления социальными процессами на всех уровнях. Это предполагает высокое  чувство ответственности работников органов государственного управления за исполнение социальной политики государства  и утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни6.

       

2.2 Социальная политика в России.

Социальная  политика Российской Федерации воплощается  на трех уровнях - это федеральный, региональный и местный. С помощью различных  механизмов, наиболее известными и  эффективными из них являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических  проблем общественного развития, а также специальной законодательной  базы в данной сфере.

Перестройка общественного устройства России в 90-е годы поставила на повестку дня  задачу выбора новой социальной модели государства и формирования новых  социальных институтов. Социальная политика гораздо больше стала отходить от принципов патерналистского государства  и предоставления социальных гарантий на уравнительных подходах. В финансировании программ социальной поддержки утверждаются их адресные формы. Что же государство  сделало в этот очень большой  период? В последние годы были приняты  Трудовой кодекс Российской Федерации, новое пенсионное законодательство, законодательство по упорядочению социальных льгот.

Начиная с 1999 года, наблюдались устойчивые темпы  экономического роста, что позволило  бы выделять значительно больше ресурсов на решение социальных задач. Но, разумеется, ресурсы выделялись не должном объёме и не в социальную отрасль. Наряду с этим, остается ряд крупных социально-экономических проблем, которые не позволяют решать первоочередные задачи в области демографии, здравоохранения, образования, доходов населения и социального обеспечения. Так, сложившаяся демографическая ситуация остается сложной и характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, несмотря на попытку государства стимулировать прирост населения с помощью программы материнского капитала. Причина, почему темп рождаемости очень медленно растёт в том, что материнский капитал не удовлетворяет стоимости уровня жизни в целом и в каждом отдельном случае. Так, что не обеспечивается должного воспроизводства населения, при высоком уровни смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, а так же не способствует популярности государства и спокойствия населения увеличившийся стаж работы. В XX в. одной из важнейших тенденций развития современного общества стало постепенное возрастание роли социальной политики государства как фактора, обеспечивающего стабильное его развитие.

Социальная  политика, которая осуществляется современным  российским государством, по многим своим  параметрам является неэффективной. Например, выбор 1992 г. курса реформ, в основе которого лежала “шоковая терапия”, предполагал  отказ от социальной политики социалистического  типа а это значит отказ от того, что в Европе является основой социальной политики. Это, например:

- всеобщая  занятость населения; 

- бесплатное  здравоохранение и образование  и пр.

Результативность  социальной политики принеслась в жертву эффективности экономических реформ, которые предполагалось осуществить  в сжатые сроки, что позволило  бы минимизировать социальные издержки преобразований.

Вначале прошлых преобразований предполагалось, что разумное использование имеющихся  ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе преобразований, например доходы от приватизации, позволят организовать адресную помощь наименее защищенным группам населения. Но видимо это  желание было лишь на бумаге и не в сердцах и душах перестроичного правительства, раз бросали всю страну, все категории граждан в т.ч. и тех, кто нуждался в соцобеспечении, на произвол судьбы. Весь народ должен был рассчитывать только на свою предприимчивость, при абсолютно незнакомой им рыночной экономикой в период перестройки. Постепенно осуществляя реформы, предполагалось усиливать их социальную направленность, выводя социальную политику на те параметры, которые свойственны социальной политике, реализуемой в США. При этом не учитывались анализы аналитиков о развитии рыночных отношений, которые уже тогда увидели, что развитые страны идут в верном направлении социализма. В качестве одной из наиболее важных задач рассматривалось формирование в России “среднего класса”, который бы являлся основной социальной базой устойчивого развития, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Но абсолютная экономическая безграмотность того правительства, привела к очевидному результату, который заранее предвидели экономисты, аналитики, политологи и др. представители образованного населения – те реформы постсоветского общества, которые стали проводить, лишь продемонстрировали утопизм и необоснованность этих планов. Реальная социальная политика, осуществляющаяся в современной России, характеризуется, к сожалению, лишь фрагментарностью; отсутствие целей, реализация которых поддерживалась бы материальными средствами, усиливание неопределенности в выборе приоритетов, способов их воплощения в реальную практику. До сих пор отсутствует координация подходов к экономической и социальной политике. Государство пока не способно задействовать весь потенциал социальной политики как одного из средств экономического подъёма страны. Государственная власть в основном рассматривает систему социальной защиты населения как некий “балласт”, который ограничивает использование ресурсного потенциала в целях, недоступных пониманию простого народа. Власть всегда стремится минимизировать свои обязательства перед обществом в социальной сфере, переложить всю ответственность и основные расходы в социальной сфере на регионы и самих граждан.

 

2.3    Основные направления социальной политики России.

Основными направлениями социальной политики России являются:

I. Политика  в области улучшения жилищных  условий.

II. Политика  в области регулирования пенсионного  обеспечения.

III. Политика  в области здравоохранения.

IV. Политика  в области образования.

V. Политика  в области регулирования уровня  безработицы и занятости.

VI. Политика в области регулирования  доходов населения.

 

       

I. В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем – достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных  – по отечественным меркам –  жилищных условиях, то есть в отдельном  доме или квартире со всеми коммунальными  удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.

Национальный  проект «Доступное и комфортное жилье  – гражданам России» во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты  и приобретать квартиры. Увы, в  нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять  ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия  договоров, поскольку наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности7.

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При  этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии  самостоятельно с использованием кредита  либо с частичной помощью государства  приобрести жилье. Социологические  опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу  за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый  дом или квартиру, и вынуждены  многие годы откладывать такую покупку.

 

        II.   Доходы Пенсионного Фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей8.

В настоящее  время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит  от результатов труда конкретного  человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и  моложе).

III.      Тем не менее, социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного влияние на общее материальное положение пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства9. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Информация о работе Направления осуществления социальной политики государства муниципальными органами