Направления осуществления социальной политики государства муниципальными органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Предметом социальной политики государства являются трудовые отношения, а так же отношения в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения и спорта. Названные отношения оказывают прямое воздействие на воспроизводство социальных ресурсов общества, уровень жизни населения и общественное поведение. Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива. Нестабильность в экономике, остро ощущается нехватка средств федерального бюджета, не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается расслаивание населения по доходам. Кроме этого, повышается напряженность на рынке труда, не уменьшается задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Общие понятия и сведения о социальной политике. 4
1.1 Сущность и направление социальной политики. 4
1.2 Формирование новой социальной стратегии и ее реализация в современных условиях. 7
1.3 Функции и модели социальной политики государства. 8
Глава 2. Особенности социальной политики в России. 10
2.1 Связь социальной политики и социальной работы. 10
2.2 Социальная политика в России. 12
2.3 Основные направления социальной политики России. 15
Заключение. 21
Приложение. 22
Список используемой литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Воронова.docx

— 135.40 Кб (Скачать файл)

IV.      В 2008г. сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 4,7%), в то же время увеличилось число гимназий и лицеев. Число учреждений высшего профессионального образования возросло в целом на 26 единиц (на 2,3%). В 2008г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн. юношей и девушек (90,8% к уровню 2007г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,0 млн. человек (86,8%)10.

Платных образовательных услуг населению  в 2008г. было оказано по предварительным  данным на 281,0 млрд. рублей, или на 1,3% больше, чем в 2007 году. 28% семей платят за учебу детей, внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе.

Существующая  на данный момент система образования  постепенно теряет свою эффективность. Увеличивается разрыв между различными уровнями системы, происходит отрыв  теории от практики, растет количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских вузов в международных рейтингах постепенно падают11.

 

        V.      Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). В феврале 2009г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения (Рис. 1).

Среднее время поиска работы безработными в  феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У  женщин оно составило 7,3 месяца, у  мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность  безработицы уменьшилась по сравнению  с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди  сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.

Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие  опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных  формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта  трудовой деятельности, сократилась  на 3,7 процентного пункта. В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и  ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе (Таблица 1)12.

VI.   Реальные располагаемые денежные доходы населения упали в январе 2009 года на 6, 7% по сравнению с январем 2008 года. Гораздо большее падение продемонстрировала реальная величина заработной платы, скорректированная на инфляцию – на 9,1% за этот же период.

19 февраля  Росстат сообщил, что в январе 2008 года реальные доходы населения  выросли на 10,1% по сравнению с  январем 2007 года. В номинальном  сравнении доходы за этот же  срок повысились на 7,3% и составили  11 тысяч 430 рублей. Номинальная начисленная  заработная плата одного работника  в январе 2009 года составила в  среднем по России 15 тысяч 200 рублей, что на 3,0% выше уровня января 2008 года и на 25% меньше, чем в декабре  2008 года. Реальная величина заработной  платы (скорректированная на инфляцию) упала в январе на 9,1% по сравнению  с январем 2008 года и снизилась  на 26,7% к минувшему декабрю. Однако, несмотря на падение доходов  населения, оборот торговли в  январе год к году вырос  на 2,4% – до 1,07 трлн. рублей. В первые 11 месяцев 2008 года этот показатель колебался в пределах 10-18% в месяц, а в декабре темпы его прироста показали снижение до +4,8%.

В статистику реальных располагаемых денежных доходов  Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые государством (Таблица 2). А при учете реальной величины заработной платы закладывается средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи тоже увеличиваются, при этом рост номинальных зарплат заморожен, скорее даже наблюдается их снижение. В долларовом выражении доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля, их снижение произошло примерно на 35%13.

Заключение.

В сложных  экономических условиях начального этапа реформ (1992-1995 годы) принимались  меры, направленные на смягчение отрицательных  последствий инфляции и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. В частности, были созданы механизмы защиты доходов пенсионеров и работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

Наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность программ социальной поддержки была крайне низкой.

Поэтому назрела необходимость внесения коренных изменений в стратегию социальной политики. Прежде всего, должна быть повышена ее эффективность, выработаны новые механизмы социальной политики, обеспечивающие более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Крупнейшим  событием в сфере законодательного обеспечения социальной политики –  это переход на трёхлетнее бюджетное  планирование федерального бюджета  и государственных внебюджетных фондов. Принятие закона о федеральном  бюджете на трёхлетний период позволяет  выстроить среднесрочную стратегию  повышения качества и уровня жизни  россиян, полнее обеспечить реализацию конституционных социальных прав и  свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Но из-за противоречивости социальной политики, из-за огромного  расслаивания доходов населения, из-за игнорирования государством проблем  основной массы населения, доверия  к государству нет.

 

 

Приложение.

Рис.1



Таблица 1. Оценка возможного размера пособия по безработице для отдельных регионов РФ.

Регионы*

Рост зарегистрированной

безработицы в период с 1 октября 2008 г. по 25 февраля 2009 г. (%)

Прожиточный минимум

трудоспособного

человека в 4 кв.

2008 г. (руб.)

Среднемесячная

номинальная

начисленная

заработная плата

в 2008 г. (руб.)

Среднемесячный размер пособия по безработице в

Отсутствие ограничения на его

Максимальный размер**, в условиях 2008 г. (руб.)

Отношение   возможного

размера пособия по безработице  к установленному максимуму в 4900 руб. (раз)

1

2

3

4

5

6

Челябинская обл.

188,1%

4712

14828,2

8526,2

1,7

Нижегородская обл.

178,6%

5088

13083,8

7523,2

1,5

Вологодская обл.

175,7%

5301

15891,9

9137,8

1,9

Тверская обл.

166,2%

4868

13319,5

7658,7

1,6

Свердловская обл.

142,8%

5099

17308,0

9952,1

2,0

Владимирская обл.

137,4%

4913

11770,3

6767,9

1,4


* Регионы, в которых отмечался  максимальный рост численности  зарегистрированных безработных  в период с 1 октября 2008 г.  по 25 февраля 2009 г. (по данным Минздравсоцразвития)

** Рассчитано исходя из действующей  в настоящее время схемы расчета  пособия по безработице, когда  в первые 3 месяца и безработный  получает пособие в размере  75% от среднемесячной номинальной  начисленной заработной платы,  в следующие 4 месяца – в  размере 60%, в оставшиеся 5 месяцев  – в размере 45%.

 

Таблица 2. Показатели доходов населения.

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Реальные располагаемые доходы населения (% к пред. периоду)

88.1

113.4

110

110.9

114.9

109.9

109.3

 

110

110.7

102.7

Среднедушевой денежный доход (рублей в  месяц)

1663

2288

3075

3972

5115

6296

7848

9911

12499

15106

Численность населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного уровня (млн. человек на конец периода)

41.20

42.30

40.00

35.60

29.30

25.20

25.20

 

 

21.50

18.70

18.60

Численность населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного уровня (в % к общей численности населения)

28.3

29

27.5

24.6

20.3

17.60

17.7

 

 

113.4

13.3

13.2




 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Лебедев Н.Б. Система образования в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и тенденции развития // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 2(26). – www.m-economy.ru
  2. Смирнов C.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. –М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с
  3. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
  4. Сочнева Е.Н. Анализ современной модели социальной политики России // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 3(27). – www.m-economy.ru
  5. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 2008г. - №8. – с.54-56.
  6. Логвинов В.Н. Потребности общества и государственная политика в области архитектуры и градостроительства // Архитектурный Вестник. – 2006. – №3. – www.archi.ru
  7. Независимая газета от 22-04-1998. Статья «СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ НЕ ДЛЯ ВСЕХ».
  8. Официальный сайт агентства медицинской информации//

www.ami-tass.ru

  1. Официальный сайт Госкомстата РФ // www.gks.ru
  2. Официальный сайт еженедельника Business & Financial Markets // www.bfm.ru
  3. Официальный сайт пенсионного фонда РФ // www.pfrf.ru

1 Независимая газета от 22-04-1998. Статья «СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ НЕ ДЛЯ ВСЕХ».

2 Смирнов C.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. –М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с

3 Данный подход был продекларирован в Государственной программе экономического и социального прогресса Республики Татарстан.

4 Сочнева Е.Н. Анализ современной модели социальной политики России // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 3(27). – www.m-economy.ru

5 Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.

6 Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 2008г. - №8. – с.54-56.

7 Логвинов В.Н. Потребности общества и государственная политика в области архитектуры и градостроительства // Архитектурный Вестник. – 2006. – №3. – www.archi.ru

8 Официальный сайт пенсионного фонда РФ // www.pfrf.ru

9 Официальный сайт агентства медицинской информации// www.ami-tass.ru

10 Официальный сайт Госкомстата РФ // www.gks.ru

11 Лебедев Н.Б. Система образования в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и тенденции развития // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 2(26). –

www.m-economy.ru

12 Официальный сайт Госкомстата РФ // www.gks.ru

13 Официальный сайт еженедельника Business & Financial Markets // www.bfm.ru


Информация о работе Направления осуществления социальной политики государства муниципальными органами