Нормативный правовой акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – всестороннее исследование понятия правовой акт государственного управления.
Для достижения сформулированной цели на основе изучения имеющегося теоретического материала, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и общую характеристику правового акта как формы государственного управления;
2. Выявить характерные черты правового акта государственного управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………...3-4
1. Правовой акт как форма государственного управления
1.1. Понятие и общая характеристика правового акта государственного управления………………………………………………………………………5-7
1.2.Характерные черты правовых актов государственного управления………………………………………………………………………8-9
1.2. Виды правовых актов государственного управления………........10-12
1.3. Требования к правовым актам государственного управления…..13-14
2. Сравнительный анализ актов государственного управления с другими юридическими актами………………………………………….15-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.docx

— 42.67 Кб (Скачать файл)

IX. В зависимости от даты начала действия различают акты, вступающие в силу:

1) немедленно;

2) с даты, указанной в самом акте

3) в срок, указанный в другом акте

4) после регистрации и официального опубликования.

 

1.4. Требования к правовым актам государственного управления

 

Важнейшим условием действия правовых актов управления является их соответствие установленным требованиям, предъявляемым к их юридическому содержанию и к порядку их издания. В основе всех таких требований – строгая подзаконность этого вида правовых актов.

Конкретно данные требования заключаются в следующем.

Правовой акт государственного управления:

1) не должен противоречить Конституции РФ, законодательству РФ, нормативным указам Президента РФ. Аналогичное требование адресуется правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ с добавлением того, что они не должны противоречить конституциям и уставам этих субъектов, а также их законодательству;

2) должен учитывать разграничение предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов;

3) должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти;

4) должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в рамках закрепленной за ним компетенции;

5) должен быть юридически обоснован, в нем должны быть четко определены цели его издания, основания и желаемые юридические последствия;

6) не должен ограничивать или нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

7) не должен ограничивать или нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления;

8) должен быть издан с соблюдением установленных для этого правил (процедур).

Таким образом, ввиду исключительной роли административных актов в управленческой деятельности к ним предъявляются особые требования. К их числу можно отнести: эффективность, целесообразность и законность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сравнительный анализ актов государственного управления с другими юридическими актами

 

Во всей совокупности актов государственной власти акты государственного управления выделяются специфическими особенностями, которые ранее рассмотрены в первой главе данной работы, которые позволяют отграничить их от других юридических актов, в том числе  подчеркнуть отличие от актов законодательной власти, актов правосудия, гражданско-правовых актов и актов прокурорского надзора.

Отличие актов управления от других правовых и государственных актов:

1) от законов акты управления отличаются тем, что закон может изменить, отменить или приостановить другой закон или любой иной акт, в то время как акт управления подзаконен;

2) от судебных актов (приговоров, решений, определений) акты управления отличаются тем, что судебные акты являются правоприменительными правозащитными, юрисдикционными. Они не устанавливают новых правил поведения, а принимаются в связи с конкретными нарушениями правовых норм; акты же управления могут устанавливать новые правила поведения, решают задачи повседневного руководства, но могут быть и административно-юрисдикционными, хотя это направление для них не является приоритетным;

3) от гражданско-правовых договоров (сделок) акты управления отличаются тем, что договоры являются соглашением сторон, а акты управления – это государственно-властное одностороннее волеизъявление государственного органа (должностного лица), выступающее от имени государства. Государственные органы тоже вправе вступать в гражданско-правовые отношения, при этом за незаконную сделку юридическую ответственность несут обе стороны договора, а за незаконный акт управления - только госорган (должностное лицо), его издавший. За нарушение гражданско-правового договора сторона отвечает как перед другой стороной, так и перед государством (если это предусмотрено), а за нарушение акта управления - нарушитель отвечает перед государством;

4) от надзорных актов прокуратуры (протест, представление и т.д.), которые принимаются по фактам нарушения законности (в том числе объектом надзора служат акты управления), правовые акты исполнительной власти отличаются тем, что по своему содержанию они преимущественно позитивны, т.е. играют организующую роль по исполнению закона (хотя в ряде случаев акты управления  являются юрисдикционными  и содержат правовые санкции к нарушителям);

5) понятно, что акты государственного  управления отличаются от актов общественных организаций, которые являются актами негосударственными, обязательными, как правило, внутри самих общественных формирований, в то время как акты государственного управления общеобязательны, в том числе и для общественных организаций по соответствующим вопросам;

6) следует также иметь  в виду, что акты управления  отличаются от служебных документов, в том числе выдаваемых органами управления (удостоверения, аттестата, диплома, паспорта, трудовой книжки и т.д.), и от таких документов, как акт ревизии, протокол, докладная записка, которые имеют юридическое значение. Но эти документы не содержат правовых норм, они лишь юридически удостоверяют какие-либо факты.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что административно-правовые акты управления, являясь видом юридических актов, опосредствуют взаимоотношения между сторонами управленческих отношений. В данных актах решаются многие вопросы детализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных органов государственной власти.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итог всему вышесказанному:

1) административно-правовой акт управления – это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих одностороннее властное волеизъявление и влекущее правовые последствия.

2) Акты государственного управления, как было показано выше, могут содержать как нормы права, так и конкретные предписания, не имеющие нормативных свойств. Отсутствие в акте управления норм административного права не делает его неправовым, но подразумевает определенное отличие такого рода актов от актов нормативного характера.

3) Издание правовых актов всегда направлено на получение управленческого эффекта, юридического результата. А потому многочисленные виды актов тесно связаны с органами и должностными лицами, их издающими, целями издания акта (задачами управления), особенностями управляемого объекта и другими факторами. Отсюда вытекает сложная и многогранная классификация.

4) Ввиду исключительной роли административных актов в управленческой деятельности к ним предъявляются особые требования. К их числу можно отнести: эффективность, целесообразность и законность.

5) Правовые акты исполнительно-распорядительной деятельности имеют широкое распространение, они оказывают существенное влияние на жизнь общества, государства, граждан. Эффективность функционирования исполнительной власти зависит от различных форм деятельности, но центральным звеном в этой деятельности является издание и реализация правовых актов управления. Именно правовые акты определяют режим законности в управлении и демократический характер методов управления.

 

 Список использованной литературы:

  1. Конституция РФ. М., 1993 - Информационные справочнаые системы «Гарант», «КонсультантПлюс».
  2. Бахрах Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.:   Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2008.
  3. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д., Демин А.В.: Административное право России: Учебник. – М.: Норма – Инфра-М, 2002.
  4. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В.: Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008.
  5. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М.: Административное право: Учебно-методический комплекс – М.: ЕАОИ, 2008.
  6. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В.: Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - Проспект, 2010.

 

1 Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.:   Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2008, С.376.

 

2 Там же, С. 376.

3 Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.:   Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2008, С.  378.

4 Там же, С. 379.

 

5 Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д., Демин А.В.: Административное право России: Учебник. – М.: Норма – Инфра-М, 2002, С. 268.

 

 

6 Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008, С. 188.

 


Информация о работе Нормативный правовой акт