Нормы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является определение сущности, особенностей и порядка применения административно-правовых норм. Раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

Содержание

Введение............................................................................................................
Глава1.Нормы административного права.
1.1.Понятие и особенности административно-правовых норм.

1.2 Виды административно-правовых норм...................................

1.3 Действие административно-правовой нормы во времени.......


Глава 2. Источники административного права..............................................

2.1 Понятие и виды источников административного права..........

2.2 Система административного права............................................
Глава 3.Реализация норм административного права ……………………….

Заключение........................................................................................................
Список использованных источников…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский национально  исследовательский  университет  информационных технологий, механики и оптики»

Институт международного бизнеса  и права

Курсовая работа

по дисциплине: «Институты административного и таможенного права регулирующие деятельность таможенных органов»

на тему: «Нормы административного права.»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения ИМБИП,

группы №2441

Иванова Анастасия Алексеевна

Проверил:

                                                                       Андреев Кирилл Александрович

 

 

 

 

Санкт-Петербург

                                                    2013 г.

 

                                          Содержание

Введение............................................................................................................

Глава1.Нормы административного  права. 
1.1.Понятие и особенности административно-правовых норм.

 

1.2 Виды административно-правовых  норм...................................

 

1.3 Действие административно-правовой  нормы во времени.......

 
   

Глава 2. Источники административного права..............................................

 

2.1 Понятие и виды источников  административного права..........

 

2.2 Система административного права............................................

Глава 3.Реализация норм административного права ……………………….

 

Заключение........................................................................................................

Список использованных источников…………………………………….

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение      

В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.     

Административно право – важнейшая отрасль  правовой системы России. Особенно учитывая такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой  объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.     

Создание  российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно – правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно – правового регулирования. Были закреплены демократические начала, организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании отношений с властью     

Административное  право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных  отраслей права, что обусловлено, в  свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение.     

Систематизация  норм административного права может быть проведена по различным основаниям. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, чтобы систематизация исходила из объективного наличия и объективной дифференциации норм, и, во-вторых, чтобы систематизация приносила определенную пользу науке и практике.     

Систематизация  норм административного права имеет  существенное теоретическое, практическое и познавательное значение. Нормы  Особенной и Специальной частей не должны противоречить нормам части  Общей, а в случае такого противоречия действуют нормы Общей части.     

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены  так, чтобы с ними могли познакомиться  люди, которым они адресованы. Нормы  права включаются как статьи, пункты, параграфы и т. д. в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.     

Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов  и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.     

Целью этой работы является определение сущности, особенностей и порядка применения административно-правовых норм. Раскрытие  понятия и видов источников административного  права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нормы административного права.

 

1.1 Понятие и особенности административно-правовых  норм.

 

 

Нормы права по своему юридическому содержанию представляют определенные правила поведения, устанавливаемые государством. Их соблюдение гарантируется различными средствами также государственного характера (организационные, стимулирующие, разъяснительные меры). При их несоблюдении могут использоваться меры государственного принуждения, в том числе и юридическая ответственность (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная). В подобном качестве правовые нормы фактически выражают регулирование соответствующих общественных отношений.             

Правовое регулирование  управленческих общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы, должного поведения их участников в сфере государственного управления. В них получает непосредственное выражение регулятивная роль административного права.

Административно-правовые нормы, таким образом, представляют собой устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления). Как уже отмечалось, такого рода отношения принято называть управленческими.

Регулирующее назначение административно-правовых норм выражается в том, что они устанавливают, когда и при соблюдении каких условий действия, совершаемые органами исполнительной власти, должностными лицами, государственными и негосударственными организациями, а также гражданами в сфере государственного управления, точно соответствуют требованиям законности. Вместе с тем в административно-правовых нормах указывается, какие действия можно совершать, от каких следует воздержаться и какие совершать необходимо.

Следовательно, в этих правовых нормах либо предписывается определенный вариант должного поведения, либо он дозволяется (разрешается) при соблюдении предусмотренных нормами условий, либо, наконец, совершение определенных действий запрещается. Тем самым создается правовой режим поведения сторон (участников) управленческих общественных отношений.

Конечно, в административно-правовых нормах проявляются качества, присущие любой правовой норме. Соответственно они определяют обязанности и  права участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей. При этом права и обязанности сторон этих отношений взаимны, т.е. они взаимодействуют как носители взаимных юридических прав и обязанностей. Данное общее правило, характерное для регулирования любых общественных отношений, действует, несмотря на то, что одна сторона управленческих отношений является представителем исполнительной власти, т.е. носителем юридически властных полномочий.

Действительно, та сторона  этих отношений, которой адресуется властное предписание, обязана его исполнить. Но было бы неверным полагать, что в сфере государственного управления у субъектов исполнительной власти имеются только права, а у второй стороны регулируемого отношения – только обязанности. Конечно, в каждом управленческом отношении, урегулированном административно-правовой нормой, правам носителя властных полномочий соответствуют обязанности другой стороны. Однако и другая сторона наделяется при этом определенными правами по отношению к исполнительному органу (должностному лицу). И этим правам соответствуют определенные обязанности такого органа. Например, праву гражданина на подачу заявления или жалобы соответствует обязанность органа (должностного лица) принять, рассмотреть и разрешить их. Практически это означает такое соотношение прав и обязанностей сторон, в рамках которого обе они юридически обязаны действовать строго в соответствии с предписаниями административно-правовой нормы.

Разумеется, наличие в  управленческих отношениях исполнительных органов государственной власти (или их представителей) предполагает наделение их соответствующим объемом юридически властных полномочий, которых нет в таком объеме или же нет вообще у второй стороны. Это оказывает влияние на характер взаимодействия участников управленческих отношений, что, однако, не превращает вторую сторону отношения в «слепого» исполнителя повелительных (императивных) волеизъявлений субъекта исполнительной власти.

Административно-правовые нормы закрепляют не только права  граждан, государственных и негосударственных формирований в сфере регулируемых управленческих отношений, но и их юридические гарантии, включающие как запреты на совершение исполнительными органами (должностными лицами) определенных действий, так и их ответственность за игнорирование прав второй стороны отношения. Так, исполнительным органам запрещено вмешательство в оперативную деятельность предприятий, кроме случаев осуществления контроля за соблюдением ими действующего законодательства; не допускается вмешательство этих органов также в деятельность общественных объединений; должностные лица несут административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.

В своем большинстве административно-правовые нормы имеют своим непосредственным адресатом органы исполнительной власти. И это понятно, так как именно они осуществляют государственно-управленческую деятельность, в связи с которой и возникают управленческие отношения. Следовательно, административно-правовые нормы в значительной степени рассчитаны на регулирование организации и функционирования субъектов исполнительной власти. Ими определяются система и структура этих субъектов; объем предоставляемых им юридически властных полномочий; устанавливаются их обязанности как перед государством, от имени которого они выступают, так и перед другими участниками управленческих отношений, а также их ответственность за свою деятельность; определяется порядок совершения ими соответствующих действий (например, порядок издания правовых актов, применения мер государственного принуждения, разрешения жалоб и заявлений и т.п.).

Однако роль административно-правовых норм не может быть сведена к чисто  аппаратным. Они также содержат правила поведения, адресуемые всем иным возможным участникам регулируемых управленческих отношений.

Говоря об особенностях административно-правовых норм, нельзя не учитывать ряд иных важных обстоятельств. Так, достаточно часто они устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и, что особенно важно, самими ее субъектами. Почти все исполнительные органы либо их руководители правомочны издаватьнормативные правовые акты различной юридической силы. Содержащиеся в них административно-правовые нормы распространяются либо лишь на подведомственные данному исполнительному органу объекты (например, акты отраслевых министерств), либо на определенный круг объектов (например, акты, направленные на обеспечение государственной монополии на алкогольную продукцию), либо, наконец, на все объекты, действующие в сфере государственного управления (например, акты, устанавливающие общеобязательные правила безопасности дорожного движения, охраны природной среды).

Вся совокупность административно-правовых норм не сводится к тем, которые устанавливаются непосредственно субъектами исполнительной власти. Ряд таких норм содержится в Конституции РФ, во многих законодательных актах. Конечно, их юридическая сила различна.

Нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по отношению к нормам, установленным в законах, т.е. нормы, содержащиеся в актах органов исполнительной, власти, носят подзаконный характер.

Почему исполнительным органам  предоставлена возможность самостоятельного нормотворчества? Объясняется это тем, что законодательно установленные нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия, так как закон является наиболее общим правилом поведения, не учитывающим конкретные особенности и условия их практического применения (исполнения). Но потребность в таком учете несомненна. Именно поэтому на долю исполнительной власти падает основная нагрузка по приданию общим правилам поведения, установленным законом, прямого действия. Эта цель достигается путем создания подзаконных административно-правовых норм, детализирующих либо конкретизирующих, т.е. опосредующих, соответствующие нормы закона. Во многих случаях в самом тексте закона прямо оговариваются нормотворческие полномочия именно субъектов исполнительной власти.

Далее следует назвать уже упоминаемые  ранее особенности, которые проявляются в административно-правовых нормах как в правовой форме реализации исполнительной власти. В этом смысле примечательно, например, то, что в отличие от многих других правовых норм они оснащены собственными юридическими средствами защиты от посягательств на них (невыполнение или недобросовестное выполнение их требований). Имеется в виду административная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном порядке.

Информация о работе Нормы административного права