МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
экономический университет»
Центр дистанционного образования
Практическая работа
по дисциплине: «Административное право»
по теме: «Общая характеристика административных правонарушений, предусмотренных
главой 5 Кодекса РФ об административных
правонарушения »
Исполнитель:
Студентка 1 курса
Направление: Юриспруденция
Профиль:
Гражданско-правовой
Группа: ЮР-14КТ
Бершауэр Яна Владимировна
Краснотурьинск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что административные правонарушения –
явление, затрагивающее практически каждого,
явление повседневности. И прояснение
вопросов, связанных с административными
правонарушениями и ответственностью
за их совершение представляется нам весьма
своевременным.
Место, которое занимают права человека
в культуре общества вообще и в политической
культуре в частности, во многом определяется
характером политического режима, уровнем социально-экономического
развития страны, законами и историческими
традициями, а также особенностями менталитета
граждан. Важность всестороннего и глубокого
исследования системы прав человека и
вместе с тем конституционных гарантий
ее реализации, механизма юридической
защиты прав, свобод и законных интересов
личности в достаточно сложных социально-экономических
и политических условиях реформирования
российского общества не вызывает никакого
сомнения.
Современная жизнь поставила перед юридической наукой и практикой ряд конкретных
задач, связанных с необходимостью исследования
порядка и возможностей реализации прав
и свобод человека, среди которых на первый
план выступает такая многоплановая и
сложная проблема, как механизм реализации
гарантий прав и свобод личности, без решения
которой сами права и свободы, как бы они
не расписывались в законодательных актах,
остаются бумажной фикцией.
Степень изученности. В разработке данной
темы были использованы работы таких авторов
как: Агапов А. Б., Алаев И.В., Алехин А.П., Глиненко
В. М., Кирюков С. И., Конин Н. М., Росинский
Б.В., Старилов Ю.Н. и др., а так же был использован
КОАП Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение общей характеристики административных
правонарушений, предусмотренных главой
5 Кодекса РФ об административных правонарушения,
исходя из поставленной цели, были определены
следующие задачи:
- Описать сущность и признаки административного
правонарушения;
- Проанализировать административные
правонарушения, посягающие на права граждан
(5 глава КОАП РФ).
Структура данной работы состоит из:
введения, 2 глав, заключения и списка используемой
литературы.
1. Сущность и признаки административного
правонарушения
Административным правонарушением признается
противоправное, виновное действие (бездействие) физического
лица или юридического лица, за которое
КоАП или законами субъектов РФ об административных
правонарушениях установлена административная
ответственность.
Существуют следующие признаки административного
правонарушения.
-Общественная опасность. В результате
совершения административного правонарушения
причиняется ущерб (урон) правам и законным
интересам граждан, общества и государства.
Это объективный признак административного
правонарушения.
-Противоправность - указывает, что в результате
совершенного деяния нарушаются правовые
запреты, установленные нормами административного,
финансового, трудового и других отраслей
российского права. Административно-правовые
санкции охраняют отношения в различных
областях человеческой деятельности,
что указывает на их универсальных характер.
Это субъективный признак правонарушения,
так как зависит от воли законодателя.
-Виновность. Деяние признается административным
правонарушением в том случае, если оно
совершено виновно, т. е. умышленно или
по неосторожности. Невиновные деяния,
за которые установлена юридическая ответственность,
допускаются в гражданском праве (объективное
вменение).
-Наказуемость. За совершение административного
правонарушения следует применение предусмотренных
законодательством мер административной
ответственности. Чаще всего речь идет
об административных наказаниях. Это не
распространяется на случаи исключения
административной ответственности, освобождения
от административной ответственности
и ограничения административной ответственности
по субъектным признакам1.
Состав административного правонарушения
совокупность объективных и субъективных
признаков, описанных в правовой норме,
необходимых и достаточных для признания
совершенного деяния в качестве конкретного
административного правонарушения.
Элементы состава административного
правонарушения:
-объект административного правонарушения;
-объективная сторона административного
правонарушения;
-субъект административного правонарушения;
-субъективная сторона административного
правонарушения2.
Значение состава административного
правонарушения состоит в том, что он является
основанием для административной ответственности.
При отсутствии в деянии состава административного
правонарушения дело об административном
правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит
прекращению.
Объектом административного правонарушения
являются общественные отношения в сфере
государственного управления, регулируемые
нормами права и охраняемые мерами административной
ответственности.
Предмет административного правонарушения –
элемент охраняемого законом общественного
отношения, блага, ценности материального
и иного характера, воздействуя на которые
правонарушитель причиняет вред этому
отношению.
Отличие предмета от объекта административного
правонарушения:
-объект есть в любом правонарушении,
а предмета может не быть;
-предмет является факультативным элементом
объекта;
-объект всегда терпит ущерб от правонарушения,
предмет зачастую не страдает (например,
при хищении)3.
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее
общественно опасное деяние и способное
нести административную ответственность
(обладающее административной деликто-способностью).
Особые условия привлечения к административной
ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные
функции (депутатов, судей, прокуроров
и иных лиц), устанавливаются Конституцией
и федеральными законами.
2. Административные правонарушения,
посягающие на права граждан (5 глава КОАП
РФ)
Глава 5 КоАП включает в себя административные проступки4:
-посягающие на пассивные и активные
избирательные права граждан (ст. 5.1-5.25,
5.45-5.52, 5.56, 5.58);
-нарушающие законодательство о свободе
совести, свободе вероисповедания и о
религиозных объединениях (ст. 5.26);
- посягающие на трудовые права граждан
(ст. 5.27-5.34);
- посягающие на права несовершеннолетних
(ст. 5.35) или нарушающие обязанности публичных
и негосударственных лиц по соблюдению
таких прав (ст. 5.36- 5.37);
- нарушающие информационные права граждан
(ст. 5.39), а также административные правонарушения,
обусловленные неисполнением субъектом
предпринимательства публичных информационных
обязанностей (ст. 5.53- 5.55);
- нарушающие порядок рассмотрения обращений
граждан (ст. 5.59);
- посягающие на общественно-политические
или социальные права граждан (соответственно
ст. 5.40,5.59 и 5.41- 5.43, 5.57);
- умаляющие честь и достоинство лица
либо причиняющие ему репутационный вред
(ст. 5.61);
- ограничивающие права граждан на основе
социальных, общественно-политических
и гуманитарных критериев (ст. 5.62);
- нарушающие законодательство о предоставлении
публичных услуг (ст. 5.63).
Таким образом, основным объектом посягательств
являются избирательные права граждан,
ответственность за проступки в этой сфере
установлена более чем три четверти составов
административных правонарушений, установленных
гл. 5 КоАП5.
Самым распространенным административным
наказанием, предусмотренным гл. 5, является
административный штраф, исчисляемый
в фиксированной сумме, выраженной в рублевом
эквиваленте6. Наибольший размер административного
штрафа для граждан - в сумме от 10 тыс. до
20 тыс. руб. предусмотрен при нарушениях
законодательства о собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетировании
(ст. 5.38 КоАП). Применение административного
штрафа в суммах, многократно превышающих
предельные значения, установленные ч.
1 ст. 3.5 КоАП, предусмотрено только в вышеуказанном
случае, а также при совершении отдельных
нарушений общественного порядка (параграф
11.16 настоящего издания). Наиболее обременительные
санкции для организаций-нарушителей
установлены ч. 1 ст. 5.5, ст. 5.8, 5.10, ч. 1 ст.
5.12, ст. 5.18, ч. 1 ст. 5.57 КоАП7, применительно к этим статьям максимальный
размер административного штрафа составляет
200 тыс. руб. (административный штраф до
200 тыс. руб. установлен только ч. 1 ст. 5.57
КоАП). Исчисление штрафа в минимальном
размере, применительно к рассматриваемым
проступкам, предусмотрено ст. 5.38 КоАП.
В редких случаях могут быть применены
и иные имущественные санкции - конфискация,
применяемая наряду с административным
штрафом в качестве дополнительного административного
наказания (ст. 5.19, 5.20) или предупреждение,
выносимое в случаях, установленных ст.
5.35 КоАП в качестве санкции, альтернативной
административному штрафу.
К субъектам предпринимательства, нарушающим
законодательство о труде и об охране
труда, а также в случаях нарушений законодательства
об образовании применяется наказание
в виде административного приостановления
деятельности, а к должностным лицам -
дисквалификация (ч. 1 и 2 ст. 5.27, ч. 3 ст. 5.57
КоАП). Таким образом, при совершении рассматриваемых
административных правонарушений применяются
исключительно санкции, влекущие за собой
обременение имущественных правомочий
лица (административное приостановление
деятельности), либо прекращающие такие
правомочия в полном объеме (применительно
к конфискации предмета административного
правонарушения)8.
К субъектам административных правонарушений,
установленных гл. 5 КоАП, относятся негосударственные
организации, должностные лица публичных органов или
негосударственных юридических лиц, а
также граждане - физические лица, не наделенные
правомочиями должностного лица. В исключительных
случаях к административной ответственности
могут быть привлечены публичные субъекты,
а именно публичные организации, например
государственные или муниципальные СМИ,
в том числе телерадиовещательные организации
(ч. 2 ст. 5.5), публичные организации, нарушающие
законодательство о труде и охране труда
(ч. 1 ст. 5.27), а также должностные лица муниципальных
органов или федеральных органов исполнительной
власти (соответственно ст. 5.59 и ч. 1, 2 ст.
5.63 КоАП9).
Следует учитывать некоторые особенности
квалификации рассматриваемых правонарушений.
Индивидуальные предприниматели являются
самостоятельными субъектами правонарушений,
установленных ч. 1 ст. 5.27 КоАП ("Нарушение
законодательства о труде и об охране труда"). При квалификации
таких правонарушений не применяется
общая дефиниция должностного лица, отождествляющая
юрисдикционный статус индивидуального
предпринимателя и должностного лица
(прим. к ст. 2.4).
В остальных случаях индивидуальные предприниматели несут ответственность,
установленную для должностных лиц, если
проступок обусловлен их профессиональной
деятельностью, в иных случаях индивидуальные
предприниматели несут ответственность,
установленную санкцией соответствующей
статьи для граждан.
Дела об административных правонарушениях,
посягающих на активные или пассивные
избирательные права, производство по
которым осуществляется в форме административного
расследования, рассматриваются судьями
районных судов, а в случаях, не требующих
проведения административного расследования,
- мировыми судьями. Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав рассматривают
дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 5.35, 5.36 КоАП10.
Отдельными административно-юрисдикционными
полномочиями наделены должностные лица
ОВД, избирательных комиссий, комиссий
референдума, органов социальной защиты
(п. 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП), а также должностные
лица специальных публичных органов -
федеральной инспекции труда и подведомственных
ей органов, Счетной палаты РФ, государственных
внебюджетных фондов (п. 16 ч. 2, п. 3, 4 ч. 5
ст. 28.3). Указанные должностные лица вправе
составлять протоколы об административных
правонарушениях, применять некоторые
меры административного пресечения (ч.
1 ст. 27.8, ч. 1 ст. 27.10), а также осуществлять
иные процессуальные действия, например
должностные лица избирательных комиссий,
комиссий референдума вправе назначать
административное расследование (ч. 1,
2 ст. 28.7 КоАП). Обширными юрисдикционными
полномочиями в рассматриваемой сфере
наделена прокуратура, к ведению которой
отнесено возбуждение дел об административных
правонарушениях, предусмотренных ст.
5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 (ч. 1 ст. 28.4
КоАП). Мера пресечения в виде временного
запрета деятельности применяется в случаях
нарушения субъектом предпринимательства
законодательства о труде и охране труда
(ч. 1 ст. 5.27 КоАП).
В зависимости от общественно опасных
последствий рассматриваемые правонарушения
могут квалифицироваться как преступления11. Так, административное правонарушение,
установленное ст. 5.39 КоАП, считается законченным
в момент принятия должностным лицом решения
об отказе в предоставлении гражданину
или организации документов, материалов,
при нарушении сроков представления документированной
информации, либо в случае представления
неполной или заведомо недостоверной
информации. Таким образом, ст. 5.39 устанавливает
административную ответственность за
нарушение порядка представления гражданам
и организациям документированной информации,
открытый доступ к которой определен федеральным
законом. К такой информации относятся
не только нормативные правовые акты,
устанавливающие обязанности граждан
(т.е. ограничивающие их права) и подлежащие
официальному обнародованию в соответствии
с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Граждане или
организации вправе требовать представления
сведений о состоянии окружающей среды
(экологической информации), сведений,
характеризующих санитарно-эпидемиологическую
обстановку, информации о возникновении
чрезвычайных обстоятельств (стихийных
бедствий, аварий, катастроф)12. Право на представление такой информации
установлено ч. 3 ст. 41, ст. 42 Конституции
РФ, а также федеральными законами, которыми
определены способы обеспечения информационных
прав (например, представление не только
письменных, но и устных сведений). Отказ
в представлении гражданину или организации
такой информации квалифицируется по
ст. 5.39 КоАП, при этом состав правонарушения
устанавливается при наличии формально-юридических
критериев, определенных диспозицией
этой статьи. Рассматриваемое правонарушение
квалифицируется в момент вынесения должностным
лицом неправомерного решения, не зависимого
от формы его вынесения, которая может
быть как письменной, так и вербальной.
При этом индивидуальные правовые акты
могут быть вынесены в вербальной форме
только в случаях, установленных федеральным
законом. К таким актам относятся, например,
устные разрешения, принимаемые должностным
лицом таможенного органа.