Предприниматель как собственник
организации (предприятия) в соответствии
с трудовым правом устанавливает материальную
ответственность работников за причиненный
предпринимателю ущерб по их вине.
Материальная ответственность
может быть установлена лишь за ущерб,
который возник в результате противоправного
и виновного поведения работников. Материальная
ответственность бывает двух видов: ограниченная
(в пределах 1/3 среднего месячного заработка)
и полная, устанавливаемая для работника,
с которыми заключен договор об индивидуальной
или коллективной материальной ответственности.
Полная материальная ответственность
должна быть установлена при получении
работником материальных ценностей (денег)
под отчет по разовым документам, а также,
если в действиях работника, нанесшего
ущерб, содержатся признаки уголовного
преступления.
В учредительных документах
предпринимательских организаций необходимо
в соответствии с трудовым правом устанавливать
дисциплинарную ответственность работников
как форму воздействия (взыскания) на нарушителей
трудовой дисциплины. Применяют следующие
дисциплинарные взыскания: замечание,
выговор, увольнение с работы.
2.2 Административная ответственность
предпринимателей
Административная ответственность
наступает за правонарушения, предусмотренные
Административным кодексом, а также отдельными
федеральными законами, если эти нарушения
по своему характеру не несут за собой
в соответствии с действующим законодательством
уголовной ответственности. За совершение
административных правонарушений могут
применяться следующие административные
взыскания: предупреждение; штраф; исправительные
работы; административный арест и др.
Не рассматривая все виды административных
правонарушений, за которые предприниматели
и организации могут подвергнуться административной
ответственности, перечислим те, которые
непосредственно связаны с предпринимательской
деятельностью.
Основные юридические признаки
административного правонарушения:
- Прежде всего, это – деяние,
то есть акт волевого поведения.
Он заключает в себе два аспекта
поведения: действие или бездействие.
Не может быть правонарушениями мысли,
чувства и желания человека, если они не
воплотились в определенный поступок
и не регулируются правом. Деяние обусловлено
сознанием и волей человека. Именно благодаря
сознанию действие обретает характер
человеческого поведения.
Действие – активное невыполнение
обязанности, законного требования, а
также нарушения запрета, а бездействие
– пассивное невыполнение обязанности.
То есть человек должен был совершить
определенные действия, которые предусмотрены
нормой прав, но не совершил.
Так, изготовление или распространение
анонимных агитационных материалов (статья
5.12. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях) – действие, а не предоставление
сведений об итогах голосования или о
результатах выборов (статья 5.25. Кодексе
Российской Федерации об административных
правонарушениях) – бездействие.
2. Противоправность – важный
признак административного правонарушения.
Противоправность представляет собой
осознанное нарушение требований права.
Деяние противоправно, представляет
собой неисполнение юридической обязанности
или злоупотреблением права, то есть если
оно правом запрещено и влечет за собой
применение санкции правовых норм в
случае его совершения. Правонарушением
не является то, что правом не запрещено.
Противоправность означает, что действиями
(бездействием) нарушаются установленными
нормами права специальные правила, нормы,
стандарты, которые защищаются нормами
административного права.
3.Виновность – это сознательное,
ответственное отношение человека к своим
поступкам и окружающей деятельности.
Только виновное (умышленное или неосторожное)
нарушение субъектов установленных правил
влечет административную ответственность.
То есть привлечение к административной
ответственности без учета наличия вины
не возможно.
4. Общественная опасность. Прямо
в понятии этот признак законодатель не
указал. Хотя в понятии предыдущего кодекса
он был. Административное правонарушение,
являясь противоправны деянием, уже содержит
в себе признаки общественной опасности.
Кроме того, представляется, что этот признак
присущ не только преступлениям, как утверждает
некоторые ученые - административисты,
но и административным правонарушениям,
так как объект посягательства у них
часто совпадает, но степень общественной
опасности во многих случаях является
критерием разграничения правонарушений
от преступлений.
Суть общественной опасности
заключается в том, что она наносит вред
либо создает угрозу причинения вреда
интересам личности, общества, государства.
Вред может иметь материальный или моральный
характер, быть измеримым или нет, более
или менее значительным, ощущаем отдельным
человеком или обществом в целом. Правонарушения
различаются по степени вредности и поэтому
различны по степени общественной опасности.
Эта степень является основным критерием
отличия административного правонарушения
от преступления, но не единственным.
5.Наказуемость. Это применение
юрисдикционными органами
административного наказания.
Она назначается в пределах, установленных
законом, который предусматривает
ответственность за данное административное
правонарушения.
Для понимания сущности административного
правонарушения недостаточно одних юридических
признаков. Необходимо определение юридического
состава административного правонарушения.
Юридический состав административного
правонарушения – это совокупность
четырех элементов:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
Каждый из них представляет
собой особенности, которые дополняют
друг друга. Рассмотрим несколько статей
административного правонарушения в области
предпринимательской деятельности:
Статья 14.6 Нарушение ценообразования
1. Завышение регулируемых государством
цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)
на продукцию, товары либо услуги, предельных
цен (тарифов, расценок, ставок, платы и
тому подобного), завышение установленных
надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам,
ставкам и тому подобному), по табачным
изделиям завышение максимальной розничной
цены, указанной производителем на каждой
потребительской упаковке (пачке),
-влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере пяти тысяч
рублей; на должностных лиц - пятидесяти
тысяч рублей или дисквалификацию на срок
до трех лет; на юридических лиц - в двукратном
размере излишне полученной выручки от
реализации товара (работы, услуги) вследствие
неправомерного завышения регулируемых
государством цен (тарифов, расценок, ставок
и тому подобного) за весь период, в течение
которого совершалось правонарушение,
но не более одного года.
2. Занижение регулируемых государством
цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)
на продукцию, товары либо услуги, предельных
цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного),
занижение установленных надбавок (наценок)
к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и
тому подобному), нарушение установленного
порядка регулирования цен (тарифов, расценок,
ставок и тому подобного), а равно иное
нарушение установленного порядка ценообразования
-влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере пяти тысяч
рублей; на должностных лиц - пятидесяти
тысяч рублей или дисквалификацию на срок
до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч
рублей.
3.Ответственность за нарушение
настоящей статьи предприятиями розничной
торговли или индивидуальными предпринимателями
не может быть возложена на производителя
или поставщика табачных изделий.
Статья 14.1 Осуществление предпринимательской
деятельности без государственной регистрации
или без специального разрешения(лицензии):
1. Осуществление предпринимательской
деятельности без государственной регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя
или без государственной регистрации
в качестве юридического лица -
- влечет наложение административного
штрафа в размере от пятисот до двух тысяч
рублей (абзац в редакции, введенной в
действие с 8 июля 2007 года Федеральным
законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию).
2. Осуществление предпринимательской
деятельности без специального
разрешения (лицензии), если такое
разрешение (такая лицензия) обязательно.
- влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от двух тысяч
до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией
изготовленной продукции, орудий производства
и сырья или без таковой; на должностных
лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей
с конфискацией изготовленной продукции,
орудий производства и сырья или без таковой;
на юридических лиц - от сорока тысяч до
пятидесяти тысяч рублей с конфискацией
изготовленной продукции, орудий производства
и сырья или без таковой (абзац в редакции,
введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным
законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию).
3. Осуществление предпринимательской
деятельности с нарушением условий, предусмотренных
специальным разрешением (лицензией),
-
- влечет предупреждение или наложение
административного штрафа на граждан
в размере от одной тысячи пятисот до двух
тысяч рублей; на должностных лиц - от трех
тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических
лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч
рублей (абзац в редакции, введенной в
действие с 8 июля 2007 года Федеральным
законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен
с 13 августа 2010 года Федеральным законом
от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ - см. предыдущую
редакцию).
4. Осуществление предпринимательской
деятельности с грубым нарушением условий,
предусмотренных специальным разрешением
(лицензией), -
-влечет наложение административного
штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, в размере от четырех тысяч до пяти
тысяч рублей или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток;
на должностных лиц - от четырех тысяч
до пяти тысяч рублей; на юридических лиц
- от сорока тысяч до пятидесяти тысяч
рублей или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток
(абзац в редакции, введенной в действие
с 8 июля 2007 года Федеральным законом от
22 июня 2007 года N 116-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
(Часть дополнительно включена с 17 июля
2005 года Федеральным законом от 2 июля
2005 года N 80-ФЗ)
Статья
14.7 Обман потребителей:
Обмеривание,
обвешивание, обсчет, введение в заблуждение
относительно потребительских свойств,
качества товара (работы, услуги) или иной
обман потребителей, за исключением случаев,
предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего
Кодекса, в организациях, осуществляющих
реализацию товаров, выполняющих работы
либо оказывающих услуги населению, а
равно гражданами, зарегистрированными
в качестве индивидуальных предпринимателей
в сфере торговли (услуг), а также гражданами,
работающими у индивидуальных предпринимателей
(абзац дополнен с 11 декабря 2003 года Федеральным
законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; дополнен
с 13 мая 2007 года Федеральным законом от
9 апреля 2007 года N 45-ФЗ - см. предыдущую
редакцию), -
-влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от одной тысячи
до двух тысяч рублей; на должностных лиц
- от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на юридических лиц - от десяти тысяч до
двадцати тысяч рублей (абзац в редакции,
введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным
законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ) и т.д
2.3 Ответственность предпринимателей
за нарушение антимонопольного законодательства
В соответствии с действующим
законодательством организации или их
руководители, а также индивидуальные
предприниматели, виновные за противоправные
деяния, нарушающие антимонопольное законодательство,
несут гражданско-правовую, административную
либо уголовную ответственность. Так,
в случае нарушения антимонопольного
законодательства предприятия (организации)
в соответствии с предписанием антимонопольного
органа обязаны прекратить нарушение,
восстановить первоначальное положение,
расторгнуть договор или внести в него
изменения, заключить договор с другим
хозяйствующим субъектом, перечислить
прибыль, полученную в результате нарушения,
в федеральный бюджет, осуществить реорганизацию
в форме разделения или выделения с соблюдением
условий и сроков, выполнить иные действия,
предусмотренные предписанием.
Ответственность в виде штрафа
несут организации за следующие нарушения
антимонопольного законодательства:
- неисполнение в срок предписаний
федерального антимонопольного органа
(территориального органа) - до 100 МРОТ
за каждый день просрочки исполнения предписания,
но не более 25 тыс. МРОТ;
совершение действий (бездействие)
в нарушение порядка, предусмотренного
ст. 17 и 18 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" от 22 марта 1991г.
№ 948-1 (в редакции Федерального закона
от 07 марта 2005г. № 13-ФЗ), - до 5 тыс. МРОТ;
- непредставление в срок по
требованию федерального антимонопольного
органа (территориального органа) документов
либо иной информации, подлежащей представлению
в соответствии со ст. 17 и 18 указанного
Закона, -до 50 МРОТ за каждый день нарушения
установленного срока, но не более 5 тыс.
МРОТ;
- нарушение установленного
порядка представления сведений о своих
аффилированных лицах при представлении
информации на основании ходатайств и
уведомлений, предусмотренных ст. 17 и 18
указанного Закона, -до 5 тыс. МРОТ;
- представление федеральному
антимонопольному органу (территориальному
органу) недостоверных сведений - до 1 тыс.
МРОТ;
- неисполнение законных требований
федерального антимонопольного органа
(территориального органа) в соответствии
п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона РФ "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" - в размере до 8
тыс. МРОТ. В соответствии с Законом при
определении размера штрафа должно учитываться
экономическое состояние организаций.
- Индивидуальные предприниматели,
виновные:
- в непредставлении в срок по
требованию федерального антимонопольного
органа (территориального органа) документов
либо иной информации, необходимой для
осуществления его деятельности, в случаях,
предусмотренных Законом РФ "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках", несут административную
ответственность в виде предупреждений
или штрафа до 80 минимальных размеров
оплаты труда;