Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:11, курсовая работа
Приведенный в работе материал отражает состояние правого положения столицы на данный момент, его схожесть с правовыми статусами других государств, а использованные теоретические и практические источники достоверно описывают положение города, его особые функции, роль в политической, экономической, общественной и культурной жизни страны.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС СТОЛИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СО СТОЛИЦЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) 5
1.1 ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СТОЛИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5
1.2. ФУНКЦИИ СТОЛИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ГОРОДА МИНСКА 6
1.3 ОСОБЕННОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ГОРОДЕ МИНСКЕ 8
1.4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОРОДА МИНСКА И ГОРОДА МОСКВЫ, В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ АКТАМИ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СТОЛИЦ 11
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МИНСКЕ 13
2.1 МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КАК ОРГАН МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ МИНСКЕ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ А 21
б) налоговые органы: Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в районах, областях, городах;
в) банковские органы - Национальный банк Республики Беларусь, банки, небанковские кредитно-финансовые организации.(Финансовое право Беларуси: Учебное пособие. - Мн.: “Завигар”,1997.)
Согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска»: «Ассигнования на финансирование расходов, связанных с обеспечением осуществления городом Минском функций столицы Республики Беларусь, предусматриваются при формировании показателей республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год. При этом расходы на непроизводственную сферу определяются на уровне среднереспубликанской бюджетной обеспеченности на одного жителя с учетом повышающего коэффициента, утвержденного законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год».
Финансирование города Минска может осуществляться за счет финансирования структурного подразделения местным органом. Например, решением Минского городского исполнительного комитета от 21 апреля 2005 года №641 утверждено «Положение о финансовом управлении Мингорисполкома» согласно которому: «Финансовое управление Минского городского исполнительного комитета является самостоятельным структурным подразделением Минского городского исполнительного комитета. В своей деятельности финансовое управление подчиняется Мингорисполкому и Министерству финансов Республики Беларусь» (решение Минского городского исполнительного комитета от 21 апреля 2005 года №641 утверждено «Положение о финансовом управлении Мингорисполкома»). Данное положение включает перечень административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусматривает финансовую дисциплину, типичные ошибки при расходовании бюджетных средств, нормативны документы по контрольной деятельности, содержит программу о бюджете города Минска, предусматривающую годовой бюджет, доходы и расходы (на социально-культурную сферу, зарплату с начислением, оплату лекарственных средств, продукты питания, коммунальные услуги, трансферты населению, платежи по обслуживанию и погашению долгаи др.).
Действует решение Минского городского исполнительного комитета от 28 января 2010 г. «Об инновационном фонде Минского городского исполнительного комитета» (Решение Минского городского исполнительного комитета от 28 января 2010 г. № 155 "Об инновационном фонде Минского городского исполнительного комитета»). В соответствии с данным решением в 2010 г. образован инновационный фонд Минского городского исполнительного комитета. Отчисления в данный инновационный фонд могут быть произведены:
организации, находящиеся в коммунальной собственности, зарегистрированные на территории г. Минска, а также хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности г. Минска, пропорционально доле коммунальной собственности, в размере 0,25 процента от себестоимости продукции (работ, услуг):
Действуют и другие решения Мингорисполкома, как то: решение 17-й сессии совета 24-го созыва № 223 от 23 марта 2006 года "Об утверждении отчета об исполнении бюджета города минска за 2005 год"; решение № 384 от 12 марта 2005 года "Об утверждении инструкции о порядке предоставления физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, льгот по уплате налогов, сборов (пошлин), полностью зачисляемых в бюджет города Минска"; решение 16-й сессии минского городского совета депутатов 24-го созыва №208 от 31.12.2005 "Об утверждении инструкций о местных налогах и сборах"; решение № 805 от 24.03.2011 «О предоставлении в аренду открытых площадок с покрытием, расположенных на землях общего пользования г.Минска, для размещения объектов мелкорозничной торговли и общественного питания, функционирующих в весенне-осенний период» и др., - которые регулируют финансовую деятельность города Минска.
1.4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОРОДА
Правовые статусы
г. Минска и г. Москвы имеют как
схожие, так и различные
Однако, статьи 4 Законов, касающиеся выполнению функций столиц города Минска и города Москвы, имеют и некоторые различия. Ст. 4. Закона «О статусе столицы Республики Беларусь - города Минска» говорит о предоставлении субсидий и субвенций, о выделении некоторых денежных средств из бюджета страны на осуществление городом Минском своих функций, в то время как ст. 4 Закона «О статусе столицы Российской Федерации» говорит о совместном участии в разработке целевых федеральных программ и обеспечении необходимых условий для осуществления функций столицы. Кроме этого отдельной статьей (ст.5) в Законе «О статусе столицы Российской Федерации» описываются необходимые действия органов государственной власти Московской области в осуществлении городом Москвой функций столицы Российской Федерации. Особое внимание в Законе РФ уделяется собственности на здания, строения, сооружения, помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации, и на земельные участки, на которых расположены эти здания, строения и сооружения, а также на Особенности предоставления федеральным органам государственной власти Российской Федерации земельных участков, находящихся в собственности города Москвы. Закон РБ, в свою очередь, указывает на символы столицы РБ (ст.5); отдельной главой (гл.2) описывает особенности государственного, местного управления и самоуправления, материальное и финансовое обеспечение (гл.3). Во 2 главу входят определение основных задач, полномочий Минского городского исполнительного комитета и Минского городского Совета депутатов, особенности статуса председателя Минского городского исполнительного комитета, взаимодействие Совета Министров Республики Беларусь с Минским городским Советом депутатов и Минским городским исполнительным комитетом.
Исходя их всего
вышеизложенного, можно утверждать,
что в Законах о правом статусе
столиц Республики Беларусь и Российской
Федерации имеются как
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И
2.1 МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КАК ОРГАН МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Особенностью формирования органов
местного управления и самоуправления
в Республике Беларусь является сочетание
выборности и назначаемости. Важно
отметить, что местные Советы депутатов,
исполнительные и распорядительные
органы призваны решать вопросы местного
значения исключительно исходя из сочетания
общегосударственных интересов
и интересов населения, проживающих
на соответствующей территории. Они
отвечают за исполнение решений, принятых
вышестоящими государственными органами,
и в то же время принимают решения
по актуальным проблемам социально-
Известный ученый-правовоед Г.А. Василевич справедливо отметил, что органы местного самоуправления сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государственного принуждения. (с.801 Василевич Г.А. Констит. Право РБ:учебник – Минск, 2003)
Минский городской исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом на территории города Минска.
В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители, управляющий делами и члены исполнительного комитета.
Исполнительный комитет
Минский городской исполнительный комитет подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь. Исполнительный комитет ответствен перед Минским городским Советом депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Согласно Конституции
1) разрабатывает и вносит для
утверждения в Совет схему
управления местным хозяйством
и коммунальной собственностью,
предложения по организации
2) разрабатывает и вносит для
утверждения в Совет проекты
программ экономического и
В процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюджета.
Минский городской исполнительный комитет представляет в республиканский орган государственного управления в области финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные этим органом;
3) обеспечивает на
4) организует получение доходов
местного бюджета и их
5) распоряжается коммунальной
6) принимает решения о создании,
реорганизации и ликвидации