Основы конституционного права Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Франция – государство в Западной Европе. Девиз Республики - «Свобода, Равенство, Братство», её принцип - правление народа, народом и для народа. Столица – город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение.

Содержание

Введение 3
1. Конституция и основы конституционного строя 5
2. Основные права и свободы граждан во Франции 8
3. Система государственных органов Франции 11
4. Конституционные основы местного самоуправления во Франции 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

кр АИГУ зс.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Главным назначением  местного самоуправления является обеспечение экономического, социального, культурного и научного развития.

Самой крупной единицей в административном делении страны является регион. В каждом регионе  учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет  по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе. Регионы обладают собственным бюджетом, разрабатывают собственные планы экономического и социального развития, обустройства территории и развития инфраструктуры региона. Всю деятельность региона надлежит осуществлять в рамках соответствующего национального законодательства. Она не должна противоречить в целом политике Правительства, наносить ущерб ни государственному единству, ни территориальной целостности.

Главным представительным органом региона является региональный совет, а возглавляется он префектом. Его члены избираются путем всеобщих и прямых выборов.

Функции органа исполнительной власти осуществляет председатель регионального совета. Региональный совет получает заключения от экономического и социального комитета региона.

Департамент является основной единицей административно-территориального деления Франции, включает около 400 коммун, или 35 кантонов .Департаменты делятся на внутренние и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета. В компетенцию его органов входят такие вопросы, как дорожное строительство и организация транспорта (за исключением городского), ряд вопросов социального обеспечения, организация здравоохранения. Также департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун, распределять финансовые субсидии между коммунами.

Представительный орган  департамента именуется генеральным  советом, он вправе принимать решения  по всем вопросам, отнесенным к ведению  департамента. Члены генерального совета, именуемые генеральными советниками, избираются путем всеобщего прямого и тайного голосования. Исполнительным органом в департаменте является председатель генерального совета. В департаменте также имеется представитель Правительства в лице префекта. Он руководит работой всех местных должностных лиц, отделений, управлений и агентств, которые представляют центральное Правительство. В ведение префекта департамента контроль за законностью решений и действий выборных органов и должностных лиц.

Базовая административно-территориальная  единица Франции - коммуна. Коммуна насчитывает около 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы. Объединение нескольких коммун - это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц - судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Представительный орган  коммуны, избирающий мэра, - муниципальный совет. Муниципальные советники также избираются путем всеобщего прямого голосования. 

Коммуна обладает сравнительно широкими полномочиями в решении  местных дел, однако центральное  Правительство в лице своих представителей (префекта и супрефекта) контролирует ее деятельность.

Четыре заморских департамента Франции (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) имеют одновременно статус регионов и департаментов при наличии соответствующих полномочий и органов, т.е. их статус аналогичен статусу французских регионов и департаментов.

Помимо перечисленных  территориальных единиц в составе  территории Франции есть еще одна, имеющая совершенно особый статус. Это Корсика - остров в Средиземном море, обладающий политической автономией. Здесь имеется собственный парламент с ограниченной компетенцией, избирающий председателя, единолично осуществляющего исполнительную власть.

 

 

Заключение

 

Франция принадлежит к числу  государств, внесших особенно весомый  вклад в развитие конституционно-правовой теории, и практики. За годы, прошедшие  после Великой французской революции, т.е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий. За этот период принято около двух десятков различных конституций, конституционных партий и конституционных законов. По образному выражению известного французского государствоведа профессора Марселя Прело, Франция представляет собой настоящую лабораторию по изготовлению конституций, их можно здесь найти буквально на любой вкус. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. .на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики. В юридическом смысле действующая Конституция включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г. Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г.

Франция наряду с Великобританией  является родиной современных политических партий и имеет вековые традиции плюрализма и свободомыслия.

Форма правления Франции - президентско - парламентарная (смешанная) республика. Центральное положение в государственном механизме Франции занимает Президент, избираемый прямыми выборами на 5 лет. Он имеет обширные полномочия в сфере формирования и осуществления исполнительной власти, возглавляя Совет министров. Традиционны полномочия главы государства в отношении Парламента, включая роспуск Национального собрания. Президент, возглавляя Высший совет магистратуры, осуществляет назначения судей.

Исполнительная власть принадлежит  правительству, имеющему широкие полномочия не только в сфере государственного управления, но и в отношениях с Парламентом, включая право законодательной инициативы, возможность созыва согласительной комиссии. Правительство состоит из премьер-министра и министров. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (Нижняя палата) и Сената (Верхняя палата). Органы конституционного контроля: Конституционный совет и Государственный совет. Судебная система Франции является многоэлементной. Она включает систему судов общей юрисдикции, административных и специальных судов.

Территориальное деление Франции  включает в себя: территориальные  коллективы (коммуны, департаменты и регионы) и иные территориальные образования (кантоны и округа). Для организации публичной власти в территориальных коллективах характерно сочетание местного управления и самоуправления.

Франция является ядерной державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. С 1950-х годов  Франция является одним из государств, участвующих в создании Европейского союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.Учебник. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005.
  2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.
  3. Ардан Филипп. Франция: государственная система: Пер. с франц. - М.: Юрид. лит., 1994.
  4. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия. — М.: Логос, 2001.
  5. Дегтярёва О.В. Избирательное право Французской Республики // Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. – Изд-во НОРМА, 2003. С.102. 
  6. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран. Спарк. М. 2001.
  7. Загрязкина Т. Ю. Франция сегодня. — М.: КДУ, 2008.
  8. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2 ч. / Под ред. О.А. Жидкова.- М.: Издательство НОРМА, 2001.- Ч.1.- 609с.
  9. Керимов А.Д. О своеобразии государственной системы современной Франции / А.Д. Керимов // Государство и право. - 2001. - № 1. - С.71-74.
  10. Ковачев Д.А. Национальное собрание и Сенат Парламента Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2002.
  11. Павлова М.А. Региональная политика Франции. М., 1996г.
  12. Пилипенко А.Н. Парламентский контроль во Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2002.
  13. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2002.



Информация о работе Основы конституционного права Франции