Особенности административной ответственности физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является, как можно более четкое освещение вопросов особенностей административной ответственности физических лиц.
В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
- Определить понятие административной ответственности;
- Выявить основные черты административной ответственности;
- Проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности;

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..........
1. Понятие административной ответственности ……………………...............
2. Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц …………..........................................................................................................
3. Особенности административной ответственности физических лиц ...........
4. Административное наказание физических лиц и его виды..........................
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы.…...………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

Некоторыми отличиями  от статуса гражданства Российской Федерации и статуса иностранных  граждан обладает статус двойного гражданства (бипатризм). Ряд особенностей статуса  двойного гражданства предусмотрен законодательными актами Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской Федерации" 113 гражданин не может быть принят на государственную гражданскую  службу, а государственный гражданский  служащий не может находиться на государственной  гражданской службе в случае наличия  у него гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации.

И последним административно-правовым статусом гражданства является статус безгражданства (апатризм). Хотя на лиц  без гражданства в целом распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации, существует ряд изъятий  и ограничений для лиц без  гражданства3. В частности, Кодекс торгового мореплавания РФ 114 запрещает лицам без гражданства замещать в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

3. Социальный статус включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из их профессии или рода занятий. Примеров социального статуса чрезвычайно много, среди них можно упомянуть статусы государственного служащего, индивидуального предпринимателя, пенсионера, студента. Особенностью данного административно-правового статуса является то, что он возникает на основании закона как комплекс административных прав и обязанностей, связываемых с той или иной профессией или родом занятий. Поскольку же любое физическое лицо в российском обществе занимает определенную социальную нишу, наличие одного или нескольких социальных статусов для физического лица является непременным.

4. Особый статус довольно резко отличается от социального статуса, поскольку в нем отсутствует признак социальной необходимости. Физические лица приобретают особый статус хотя и на основе законодательства, но исключительно своим добровольным волеизъявлением. Особый статус связан с индивидуальными предпочтениями граждан, и в качестве его примеров можно назвать статус охотника, водителя, коллекционера антиквариата и т.д.

Первичным элементом административно-правового  статуса физических лиц и необходимой  предпосылкой для их вступления в  административные правоотношения является административнаяправосубъектность. Административнаяправосубъектность  граждан складывается из трех составляющих: административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликтоспособности.

Административная правоспособность - это способность иметь административные права и нести административные обязанности. В отличие от гражданской  правоспособности административная правоспособность не имеет единых критериев определения  ее объема исходя из возраста гражданина. Объем административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определенных в законе событий.

Из-за отсутствия в законодательстве общих критериев административной правоспособности она определяется особо применительно к каждому  виду административных правоотношений и может зависеть от самых различных  обстоятельств.

Очевидно, что административно-правовой статус личности гражданин приобретает  в момент рождения и утрачивает только со своей смертью. Следовательно, и  административная правоспособность в  соответствующих административных правоотношениях возникает и  прекращается в те же самые моменты  времени. В частности, в отношениях по поводу подачи административной жалобы физическое лицо признается правоспособным с самого своего рождения и до момента  смерти. Другое дело, что лично вступить в правоотношения по поводу подачи административной жалобы гражданин  сможет после того, как научится объясняться устно и (или) письменно. При отсутствии данных способностей право гражданина на административную жалобу могут осуществлять его законные представители, которые в данном случае действуют от имени гражданина.

Таким образом, подведя итог вышесказанному, следует уточнить такой  момент, что физические лица вступают в административно-правовые отношения в определенном административно-правовом качестве, то есть обладая соответствующим административно-правовым статусом, а конкретно  совокупностью прав, обязанностей, гарантий и ответственности гражданина как правосубъектного участника общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления.

 

 

 

  1. Особенности административной ответственности физических лиц

Субъектами административного  правонарушения признаются физические и юридические лица, способные  нести ответственность за совершенные  деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью.

Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие, весьма разнообразные  категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового  положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

Для отдельных категорий  лиц эти факторы обусловливают  дополнительные основания для административной ответственности, для других - ограничение  применения ее мер.

К числу первой группы относятся  должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением  установленных правил, обеспечение  выполнения которых входит в их служебные  обязанности.

Ко второй группе относятся  военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 14-летнего  возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест  и т.п. Кодекс РФ об административных правонарушениях в общей форме  определяет, что административной ответственности  подлежат вменяемые лица, достигшие  к моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды (лица без гражданства), достигшие на момент совершения административного правонарушения возраста, при достижении которого наступает административная ответственность, и совершившие административно - правовое нарушение, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Административной ответственности  подлежит физическое лицо, которое  совершило в день, следующий за днём достижения им возраста шестнадцати  лет административное правонарушение.

Особенности административной ответственности граждан Российской Федерации и иных физических лиц, относящихся к категории специальных  субъектов административной ответственности, устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность  иностранного гражданина, пользующегося  иммунитетом oт административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Во многие административные правоотношения физическое лицо может  вступить только по достижении определенного  возраста, который в таких случаях  и является критерием административной правоспособности. Например, государственным  гражданским служащим может быть только лицо в возрасте от 18 до 65 лет. За рамками данных возрастных пределов физическое лицо в отношениях на государственной  гражданской службе является неправоспособным.

Вступить в административные правоотношения по поводу регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя  может гражданин, достигший 18-летнего  возраста. До своего совершеннолетия  гражданин в данных правоотношениях  считается неправоспособным, за исключением  случая, когда он достиг возраста 16 лет и объявлен эмансипированным по решению органа опеки и попечительства или по решению суда либо получил  нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской  деятельности. Кстати, в последнем  случае дополнительно к возрасту критерием административной правоспособности является также определенное в законе действие: либо административный акт  органа опеки и попечительства, либо решение суда, либо согласие законных представителей.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" 116 высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший  возраста 30 лет. В данном случае наряду с возрастным критерием при определении  административной правоспособности физического  лица законом установлен также критерий гражданства.

Очевидный пример критерия пола при определении административной правоспособности предоставляют отношения  по поводу призыва граждан на военную  службу. Лица женского пола в отношениях воинского призыва участвовать  не могут и в данном случае являются неправоспособными.

Иногда законодательство ставит административную правоспособность в зависимость от уровня профессионального  образования4. Например, на государственной гражданской службе может состоять только гражданин, имеющий высшее или среднее профессиональное образование. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" 117 руководителем объединения частных детективных предприятий может быть только лицо с высшим юридическим образованием.

В отношениях по лицензированию отдельных видов деятельности обычным  критерием административной правоспособности физических лиц - лицензиатов являются стаж работы и квалификация. Например, лицензию нотариуса может получить гражданин, прошедший стажировку сроком не менее 1 года (в отдельных случаях - не менее 6 месяцев) в государственной  нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой  и сдавший квалификационный экзамен.

Административная дееспособность - это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным  видам административных правоотношений. Объем административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости  гражданина, но в любом случае не может быть больше объема административной правоспособности гражданина.

Например, право на обращение  в органы государственной власти (кроме суда) и органы местного самоуправления граждане могут самостоятельно реализовать  независимо от возраста. На практике дееспособность гражданина в данном случае ограничена только фактической способностью сформулировать свое обращение и довести его  до сведения должностных лиц, однако этот критерий не имеет юридического значения ввиду своей неопределенности. Лица, признанные решением суда недееспособными, не утрачивают административную дееспособность в отношениях по поводу подачи в  административном порядке жалоб, заявлений  и предложений. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления обязаны в общеустановленном  порядке рассмотреть такие обращения  и принять по ним решения.

Право гражданина на обращение  в суд может быть реализовано  гражданином самостоятельно по достижении возраста 18 лет, а по достижении возраста 14 лет - по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и публичных правоотношений. В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в  том числе при невыполнении или  при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при  злоупотреблении родительскими  правами, ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд с 14 лет.

Как правило, административная дееспособность возникает одновременно с административной правоспособностью. Это обусловлено значительным личным элементом в отношениях, регулируемых административным правом. В ряде случаев  представительство в административных правоотношениях не допускается: например, исполнение обязанностей государственной  службы не может быть перепоручено государственным служащим другому  лицу.

Административная деликтоспособность - это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание  от нарушения запрета, а претерпевание  негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

Информация о работе Особенности административной ответственности физических лиц