Парламентское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной из форм правления.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие парламентской республики как одной из форм правления;
2) Раскрыть сущность парламентской республики в Российской Федерации, её основные преимущества и недостатки.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТГИП.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 

             Парламентская республика – это разновидность  современной формы государственного правления, при которой верховная  роль в организации государственной  жизни принадлежит парламенту.

             Главной отличительной особенностью парламентской  республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

-верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

-президент является главой государства, но не главой правительства;

-правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

-правительство ответственно перед парламентом;

-президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

-наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

-правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

-президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами.   

            В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов. В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства это может быть премьер-министр, председатель совета министров, канцлер и он  назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

            Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, которое основанное на началах правовой законности. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.      Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами правительства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу. Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.       Парламентские республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

           Рассмотрим пример парламентской республики на Швейцарии. Несмотря на то, что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, 3 из которых делятся на полукантоны. В Швейцарии имеется многообразная система различных форм местного управления и самоуправления; каждый кантон самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство кантонов в административном отношении делятся на округа и общины. В мелких кантонах и полукантонах имеются только общины. В каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (ст.3). [1]

          Ныне  действующая Конституция принята  референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. Она не внесла радикальных изменений в государственное  устройство страны, а лишь объединила накопившиеся многочисленные поправки к прежней Конституции 1874 г. в  новый текст. Из последнего были удалены  анахронизмы и внесены некоторые  новые положения, как правило, пользующиеся широкой поддержкой среди населения. Так, в обновленный Основной закон  вошли статьи, закрепляющие права детей, молодежи, право на забастовку.

            По  форме правления Швейцария - парламентская  республика оригинального типа. Политический режим - демократический.

            Законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное  собрание, которое состоит из 2 палат - Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов и по 1 от полукантонов); часть их избирается местными парламентами, часть  назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются федеральным правительством. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.

          Помимо  законодательной деятельности "по всем вопросам, относящимся к ведению федерации", Федеральное собрание наделено рядом других функций, определенных Конституцией. Оно избирает правительство, Федеральный суд, канцлера и главнокомандующего армией. Федеральное собрание определяет бюджет, ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир. В его компетенцию входит одобрение конституций кантонов и принятие решений о мерах, обеспечивающих выполнение кантонами своих федеральных обязанностей. Федеральное собрание также правомочно решать вопросы о мерах по охране "внутреннего порядка" и по предотвращению "угрозы Федерации". Оно, кроме того, контролирует федеральную администрацию, вооруженные силы, обладает правом помилования. Контроль за деятельностью правительства выражается в основном в форме интерпелляций и рассмотрения ежегодных отчетов правительства о своей деятельности. Однако парламент не вправе потребовать отставки правительства или отдельных его членов.

            Высшую  исполнительную власть осуществляет Федеральный  совет - правительство Швейцарии. В  его состав входят 7 человек, избираемых Федеральным собранием. Правительство  формируется из представителей коалиционных партий, обладающих большинством в  парламенте. Во главе Федерального совета стоит Президент, ему помогает Вице-президент. И тот и другой ежегодно избираются Федеральным собранием  из числа членов правительства. Один и тот же человек не может быть избран Президентом или Вице-президентом 2 раза подряд. Президент председательствует в Федеральном совете и выступает  от имени федерации в отношениях с другими государствами. Иных прерогатив по сравнению с остальными членами  правительства он не имеет.

            Выборы  членов Федерального совета происходят каждые 4 года после избрания Национального  совета. Члены парламента, избранные  в Федеральный совет, уже не могут  осуществлять депутатские полномочия, а также состоять на службе федерации  или кантонов. Полномочия Федерального совета достаточно обширны: в его  ведении находятся экономические, финансовые и социальные вопросы  федерального уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит  внешней политикой, решает споры  между кантонами по поводу применения федерального законодательства. За ним  закреплено право принятия чрезвычайных мер.

           Определенные полномочия возложены на Федеральный совет в сфере законодательства. Он обладает правом законодательной инициативы, рассматривает законопроекты, внесенные палатами Федерального собрания или кантонами, и дает по ним заключения. Правительство может самостоятельно издавать различные нормативные  акты, а при осуществлении им чрезвычайных полномочий - общеобязательные постановления. Заседания правительства проводятся каждую неделю, решения принимаются  единогласно. Руководство различными сферами государственной жизни  распределено в правительстве между департаментами (внутренних дел, иностранных дел, финансов и таможен и др.).

           Из приведенных примеров нетрудно отметить, что форма правления государством - республика – является лишь «точкой отправления». Если же посмотреть объективно, то становится ясно, что каждое государство является особенным, с индивидуальными тонкостями всего государственного устройства. В основном эти особенности являются исторически-сложившимися. 

 

 

    1. Признаки парламентской республики

 

          В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

          Парламентарная республика распространена гораздо меньше, чем президентская. Примерами парламентарной республики являются Австрия, Германия, Индия, Италия, Кабо-Верде в Африке, Вануату в Океании. В последнее годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки.

         Парламентарная республика строится на противоположных принципах. Центральную роль в жизни парламентарной республики играет парламент. Президент зависит от парламента, представительных органов и утрачивает самостоятельность. Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

1. Президент избирается парламентом либо особой коллегией.

2. В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель[13, с. 149].

3. Президент не играет самостоятельной роли, не свободен в выборе премьер-министров и при формировании правительства, а выполняет волю парламента.

4. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента, иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющий большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинство (коалиционное правительство). Это означает, что правительство формируется партией или партиями победившей на парламентских, а не президентских выборах [3, с. 150].

5. Парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни.

В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению правительства. Президент в такой республике не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно. Например: в Италии президент назначает некоторых должностных лиц, а в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты [7, с. 234].

6. Парламент (партии, имеющие большинство депутатов в нем) формирует правительство.

7. Правительство ответственно только перед парламентом.

Информация о работе Парламентское право