Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:57, контрольная работа
Целью данной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.
Объектом исследования в работе являются закрепленные в Конституции основы конституционного строя, образующие фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ
3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
3.1 Политические основы конституционного строя РФ
3.2 Экономическая и социальная основы конституционного строя РФ
3.3 Духовные основы конституционного строя РФ
4. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Так, например, не утихают споры вокруг численности занятого населения в бюджетной сфере в России. Занятость в бюджетной сфере в России по уровню занятости, доли занятости в общей численности занятых Россия отстает только от 3-х европейских стран, причем, одних из самых богатых типа скандинавских стран, стран Северной Европы. Все остальные страны Европы, даже самые социально ориентированные, имеют меньшую занятость в бюджетной сфере. Это говорит о том, что они способны оказывать социальные услуги своему населению, гораздо меньшей численностью людей, которые обладают гораздо большей производительностью труда, то есть работают гораздо эффективней, чем в нашей бюджетной сфере. Но платить зарплату этим неэффективным, непроизводительным работникам никто наше государство не освобождает — мы вынуждены платить зарплату. А это значит, что каждое повышение денег, выплат бюджетникам без повышения отдачи от деятельности бюджетной сферы означает неэффективное расходование средств. Потому что граждане как налогоплательщики эти деньги платят, бюджетники получают зарплату, но качество их работы, качество здравоохранения и образования улучшается несоразмерно или не улучшается вообще. Вот, собственно, это проблема, унаследованная от советской системы, которая и является главной бедой нашей социальной политики и камнем преткновения для большинства социальных реформ.23
Такими же острыми как и вопрос о размере зарплат бюджетников являются вопросы о расслоении общества, малочисленности среднего класса в России, разнице в уровне жизни москвичей и провинциалов, качестве бесплатной медицины и образования и многие другие.
Таким образом, реформирование социальной сферы очень животрепещущая тема в России. Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. Но в настоящее время она находится только в начале пути к достижению этой цели.
Идеологическое и политическое многообразие
Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа:
1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;
2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;
3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;
4) свобода общественных объединений. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;
5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности государства;
- создание вооруженных формирований;
- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.
Светское государство
Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.
Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих характеристиках данного принципа:
1) Отделение церкви от государства. Этот принцип означает:
во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;
во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;
в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии;
в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;
2) Отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;
3) Невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;
4) Равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит ряд моментов, вызывающих сомнения в равноправности религиозных объединений в Российской Федерации:
во-первых, в преамбуле закон перечисляет некоторые религии, уже этим подчеркивая их «особую ценность»: «Федеральное Собрание... признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России... принимает настоящий Федеральный закон»;
во-вторых, закон устанавливает преимущества для «традиционных» религий, которые существуют на территории России уже долгое время. Для создания новой религиозной организации (религиозного объединения с правами юридического лица) не менее десяти граждан Российской Федерации (а право на свободу вероисповедания, как известно, принадлежит каждому), объединенных в религиозную группу (религиозное объединение без прав юридического лица), должны представить в регистрирующий орган подтверждение о существовании данной религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.
По Конституции Российской Федерации — Россия демократическое, федеративное, правовое государство, где права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Основными формами реализации конституционных положений является федеральное и текущее законодательство. Однако оно не соответствуют требованиям норм Конституции. Необходимы изменения действующего законодательства и практики его правоприменения.
Основной закон Российского государства фактически утверждает западную либерально-демократическую модель государственности. Необходимо отметить, что большинство закрепленных в Конституции РФ положений, институтов, принципов взаимосвязаны и взаимокорреспондируют. Попытаемся соотнести положения действующей Конституции РФ с государственно-правовой деятельностью.
Итак, Россия наряду с другими характеристиками — правовое государство. Хотя норму статьи 1 Конституции РФ закрепляющее это положение можно рассматривать как норму-цель. По-видимому, после принятия действующей Конституции РФ предполагалось закрепление принципов правового государства: верховенство закона, признание и обеспечение прав и свобод человека, реальное осуществление народовластия, разделение властей и их эффективное взаимодействие через систему «сдержек и противовесов», режима законности, развитие институтов гражданского общества, правовая защищенность всех субъектов социального общения и др.
Сложившиеся реалии отнюдь не подтверждают тенденции к развитию правовой государственности. Коррупция государственного аппарата приняла угрожающие размеры. Права и свободы человека и гражданина не защищены. Тенденции к усилению исполнительной власти и ее фактическое преобладание над законодательной и судебной. Развитие институтов гражданского общества явно недостаточное. Все это вызывает озабоченность и критику со стороны не только политологов, юристов, но и в обществе.
Согласно докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год наша страна лидирует по количеству заявлений в Европейский суд по правам человека, а также по количеству решений удовлетворенных судом в пользу заявителя. Данный факт, может оцениваться только как подтверждение того, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации нарушаются и не защищены.
Конституционная норма о социальном государстве реализуется явно недостаточно. Реализация социальных программ (национальных проектов) явно «пробуксовывает», что обусловлено зачастую коррупцией, несогласованностью действий между ведомствами.
Опыт функционирования властей после принятия Конституции РФ 1993 года свидетельствует о том, что они далеко не всегда уравновешивают друг друга. Доминируют президентская, а также исполнительная власть. Что же касается судебной власти, то следует подчеркнуть, что Президент РФ наделен огромными конституционными полномочиями по формированию кадрового состава судебных органов.24
Конституционная модель либерально-демократической государственности у нас скорее носит формально-юридический характер. Это обусловлено отсутствием реальной рыночной конкуренции, неразвитостью институтов гражданского общества, коррумпированностью государственного аппарата, отсутствием реального разделения властей, бедностью значительной части населения и другими негативными явлениями.
Светский характер российской государственности закрепленный Конституцией РФ так же весьма относителен. Государственная власть в России оказывает реальное предпочтение Русской Православной церкви. Сложившийся государственный строй вряд ли сможет в полной мере обеспечить формирование демократического, правового и социального государства.
Необходимо вернуться к первоначальному смыслу конституционных положений и постепенно внести коррективы в действующее законодательство и практику его правоприменения.
конституционный строй россия
Итак, конституционное право – ведущая отрасль отечественного права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя. Эти основы чрезвычайно важны и потому находят свое отражение в основном законе РФ – Конституции РФ. При этом провозглашенные в Конституции в основополагающие принципы устройства государства и общества конкретизируются и развиваются в текущем законодательстве.
Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания.
Информация о работе Политические основы конституционного строя РФ