Понятие административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 05:56, контрольная работа

Краткое описание

Термин «администрировать», «администрация» имеют латинское происхождение. В переводе на русский язык они обозначают «управление», «руководство». Администратор - это управляющий, хотя в современном деловом лексиконе все чаще используется его синоним – «менеджер».
Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права.

Содержание

Введение 3
Понятие административного права 3
Предмет административного права 4
Метод административного права 5
Функции административного права 6
Источники административного права 6
Система административного права 8
Административное право в системе Российского права 9
Понятие административного правонарушения 12
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР Административное право1.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ1 Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Это достаточно действенный источник, что обусловлено как юридической силой (уступают только законам), так и возможностью их оперативного принятия, изменения и отмены.

4. Нормативные  постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом.

 

Система административного права

Традиционно система  административного права рассматривается  как состоящая из двух подсистем: Общей и Особенной частей. Этот подход в настоящее время поддерживают такие ученые-административисты, как Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев,Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов и др.

Некоторые ученые, к числу которых относятся  А.П. Коренев, В.М. Манохин и другие, идут дальше и предлагают группировать нормы административного права по трем частям: Общей, Особенной и Специальной. Такой подход видится возможным, но не бесспорным, так как в этом случае существенно обедняется теория административного права.

Управленческие отношения, которые  являются предметом административного права, достаточно разнообразны, что лишает смысловой нагрузки деление отрасли права на части независимо от их количества. Однако наиболее целесообразно нормы административного права объединить в следующие правовые институты:

- принципы государственного управления, управленческой деятельности;

- административно-правовой статус  граждан (физических лиц);

- административно-правовой статус  органов исполнительной власти;

-административно-правовой статус общественных объединений и иных организаций;

- государственная служба (служебное  право);

- формы государственного управления  и административно-правовые акты;

- административно-правовые режимы;

- методы государственного управления (в том числе — административное принуждение);

 

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

 

- административный процесс;

- административно-правовые основы  управления в сфере экономики  (хозяйственной деятельности);

- административно-правовые основы  управления в административно-политической  сфере;

- административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;

- обеспечение законности в управлении.

Предложенная система административного  права отвечает состоянию действующего административно-правового законодательства. Вместе с тем, система административного права производна от предмета его регулирования и может изменяться. Существуют предпосылки трансформирования административного процесса в самостоятельную процессуальную отрасль российского права. Совершенно очевидно, что уже сегодня административно-процессуальным нормам «тесно» в отрасли административного права.

Институт государственной службы, носящий комплексный характер, с  учетом его количественного и  качественного наполнения, в большей  мере тяготеет к тому, чтобы получить статус подотрасли. Институт методов государственного управления претерпевает коренные преобразования. Это связано с изменением концепции государственного управления, механизма властного воздействия, применяемого при этом инструментария. Нормы административной ответственности в своей совокупности образуют сложную систему, которая в ближайшей перспективе также может оформиться в правовой институт. Примером этого может служить проведенная в середине 80-х годов систематизация административно-правовых норм в части установления ответственности за административные правонарушения (Кодекс РФ об административных правонарушениях1).

 

Административное право в системе российского права

 

Административное право, обладая  собственным предметом правового  регулирования, индивидуальным инструментарием (методом регулирования), обособленной нормативной базой, является самостоятельной отраслью российского права. Значимость регулируемых отношений, их объем позволяют отнести ее (отрасль) к одной из фундаментальных отраслей российского права. Сохраняя присущую «самобытность», административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права, что предопределено необходимостью комплексного регулирования общественной жизни.

1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ  (ред. от 02.10.2012)


 

Реформирование системы государственного управления привело к изменению предмета правового регулирования административного права: некоторые отношения теперь входят в сферы интересов муниципального, таможенного, экологического, земельного и других отраслей российского права. Методы административно-правового регулирования также претерпевают существенную коррекцию: все чаще при регулировании управленческих отношений используются диспозитивные начала.

Роль административного права в системе российского права обусловлена не только необходимостью осуществления правоохраны, где широкое применение получили меры административного принуждения, но и значимостью позитивного регулирования общественных отношений.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Являясь основополагающей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основы государственного (конституционного) строя, федерального устройства, компетенцию, порядок образования и формы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, основные права и свободы человека и гражданина. Многие положения Конституции РФ находят свою детализацию в административно-правовых нормах, которые содержатся как в законах, так и подзаконных нормативных актах. При этом следует помнить, что приоритет остается за конституционно-правовыми нормами.

Глубокая связь существует между  нормами административного и  гражданского права. Регулируя имущественные и личные неимущественные отношения, нормы гражданского права часто требуют их опосредования административно-правовыми нормами. Так, в п. 2ч. 1. ст. 8 ГК РФ1 указывается, что гражданские права и обязанности могут возникать из правовых актов органов исполнительной власти. Правительство РФ, министерства, ведомства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать правовые акты, содержащие нормы гражданского права (п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ)2. Государство устанавливает общие правовые основы управления экономикой, т.е. осуществляет «мягкое» регулирование деятельности субъектов частной и общественной собственности. В то же время государство выступает в качестве наиболее крупного собственника, что предполагает прямое администрирование по отношению к собственным субъектам экономических отношений, но с учетом объективных экономических законов.

Вместе с тем, отличие между  этими отраслями заключается  в предмете и методе правового  регулирования, что обусловило их отнесение  соответственно к частному и публичному праву.

1,2.  "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ  (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)


 

Тесная связь существует между  нормами административного права  и трудового права. Трудовые отношения широко урегулированы подзаконными нормативными актами (Президента РФ, Правительства РФ). Большую роль в обеспечении законности и дисциплины в сфере трудовых отношений играют различные инспекции и контрольные органы, чья деятельность регламентируется нормами административного права.

Особенно плодотворно нормы  рассматриваемых отраслей права  взаимодействуют при регулировании вопросов государственной службы. Прием на службу, аттестация государственных служащих, перемещение государственных служащих и т.д.регулируются нормами административного права. В то же время вопросы оформления служебных отношений регламентируются нормами трудового права.

Глубинная связь существует между  нормами административного и  финансового права. Правовое положение органов управления кредитно-финансовой сферы (Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Центрального Банка РФ и др.) урегулировано нормами административного права; за нарушение норм финансового права устанавливается административная ответственность.

Взаимодействие административного  и уголовного права обусловлено  наличием института юридической ответственности. Предмет их регулирования во многом схож, а различие определяется степенью общественной опасности деяний, которые являются основанием административной и уголовной ответственности.

Существуют глубокие органические связи административного права  с таможенным. Организация управления таможенным делом, статус и система  таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов — эти и другие аспекты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами административного права.

Административное право, а точнее его институт — административно-процессуальное право — тесно взаимодействует с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Так, вопросы обжалования действий (решений) государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан, регулируются как законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от27 апреля 1993 г.1, так и Гражданско-процессуальным кодексом РФ2.

Приведенный краткий анализ взаимодействия административного права с другими  отраслями российского права  указывает на то, что консолидация, стирание границ между ними отражают объективно существующую тенденцию, которая будет постоянно усиливаться.

1. Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1  (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"

2. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ  

(ред. от 14.06.2012)  (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)


 

Понятие административного правонарушения

 

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

Признаки административного  правонарушения

    • противоправность - заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
    • виновность - противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
    • наказуемость деяния - т.е. за содеянное наступает административная ответственность.

Отличия от иных видов  правонарушений

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что  их совершение не наносит существенного  вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Состав административного  правонарушения

Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

    • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
    • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
    • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста и юридическое лицо.
    • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Ответственность за административное правонарушение

Совершение административного  правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

Информация о работе Понятие административного права