Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:50, контрольная работа
Поэтому целью данной работы является подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, способов их регулирования. Достижение поставленной цели возможно путем постановки задач и последующего их разрешения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
.1 Понятие административно-правовой нормы
.2 Виды норм административного права
.3 Система административного права
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
.1 Понятие и особенности административного правоотношения
.2 Виды административно-правовых отношений
.3 Структура административного правоотношения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Прежде всего, это проявляется в том, что в административном праве соседствуют нормы материальные и процессуальные, что нехарактерно для подобных ему крупных отраслей права, таких как конституционное, гражданское и уголовное право. Нормы материального административного права закрепляют систему органов государственного управления, их компетенцию, структуру каждого из них, а также права и обязанности граждан и юридических лиц; процессуальные же определяют порядок реализации многих норм первой группы, устанавливают процедуру их осуществления в сфере управленческой деятельности.
Большинство отраслей права
со временем выделили из своей системы
отдельные процессуальные отрасли
(например, гражданское процессуальное
право и уголовно-
Помимо процессуальных
норм, усложняющих своим наличием
систему административного
Принципы систематизации норм административного права и, в частности, объединения норм в общую и особенную части у современных специалистов значительно различаются. Но целесообразнее согласиться, что систематизация норм административного права осуществляется в основном по двум основным критериям: по масштабу применения и по признаку единства предмета правового регулирования.
По первому из указанных критериев административно-правовые нормы подразделяются на две части: общую и особенную. Всякое выделение специальных и других дополнительных частей в структуре отрасли является нарушением классификационного критерия, поскольку все нормы административного права действуют либо в масштабе всей отрасли, либо в одной из сфер регулируемых административным правом общественных отношений.
Второй критерий подразумевает
объединение административно-
Административное право может содержать как нормы только одной из частей отрасли, так и нормы обеих частей административного права. Так, институт государственной службы содержит как нормы, характеризующие правовой статус одного из видов субъектов административного права, так и нормы, определяющие режимную организацию управления в области взаимоотношений государства и его служащих.
Отдельные нормы и
целые институты
Говоря о системе административного права, не следует смешивать ее с системой административного законодательства, еще более разрозненной и обширной. Объединяет эти системы многое, однако, автоматического "наложения" одной системы на другую не происходит. Это связано с тем, что нормы права, системно объединяемые в институты и подотрасли либо части, закрепляются в самых разных источниках права.
Административное
Среди основных институтов административного права можно выделить следующие:
институт государственной службы;
институт органов государственного управления;
институт муниципального управления и муниципальной службы;
институт административной ответственности;
институт охраны собственности
административно-правовыми
множество предметных институтов особенной части (институт охраны государственной границы, институт адвокатуры и нотариата, институт исполнительного производства, институт приватизации, институт разрешительной системы и др.).
В структуре отрасли в настоящее время по-прежнему остаются такие крупные подотрасли, как: информационное право, таможенное право, лицензионное право и т.д.
Необходимо отметить, что значение систематизации норм отрасли права, и особенно административного права, огромно, поскольку позволяет не только методологически выстроить стройную систему взаимосвязанных норм отрасли, но и определить их иерархию, установить пропорции в становлении тех или иных сегментов системы, обеспечить гармоничность развития отрасли за счет введения новых и упразднения старых структурных элементов.
Административно-правовые отношения - это один из наиболее сложных институтов общей части административного права. В работах таких ученых, как Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, Г.И. Петров отражены основные наработки административно-правовой теории по данному вопросу.
Определение административно-правовых отношений не вызывает сомнений у специалистов: административно-правовые отношения - это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права. Так, виднейший специалист в области административного права вообще и проблематики административных правоотношений в частности Ю.М. Козлов определял административно-правовое отношение как "урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой".[5, С.172]
Основные трудности, несмотря на свою кажущуюся очевидность, у ученых вызывает вопрос об отличительных признаках или характеристиках административно-правовых отношений. В теории административного права существуют две основные концепции о ключевых характеристиках административно-правовых отношений, расходящиеся в вопросе о спектре административно-правовых отношений.
Ряд ученых выделяют в качестве особенностей административно-правовых отношений следующие их черты: эти отношения возникают в процессе государственного управления; их обязательным субъектом выступает орган государственного управления; они характеризуются неравенством сторон правоотношения, т.е. являются властеотношениями. Сторонниками данной позиции являются, Ю.М. Козлов, В. Соболевский, С.С. Студеникин и многие другие. [3]
В то же время существует и другая позиция, сторонниками которой являются некоторые современные ученые и которая расширяет круг административных правоотношений, утверждая, что их характерными чертами являются:
· возникновение в сфере государственного управления;
· возможность участия в административных правоотношениях всех субъектов административного права в любом сочетании;
· присутствие в составе административных правоотношений двух основных типов отношений: отношений власти-подчинения и отношений равенства сторон.
Думается, что последняя
концепция выглядит соответствующей
реалиям административного
Итак, подведем итог, выделяя наиболее существенные особенности административных правоотношений:
. Прежде всего, административно-
. Административные
Существуют вертикальные и горизонтальные административно - правовые отношения. Административно-правовые отношения называются вертикальными или властеотношениями, если отношения, основаны на принципе "власти-подчинения". Горизонтальные административно-правовые отношения - это те, которые также носят властный характер по причинам, изложенным выше, но не предполагают властного воздействия одной стороны на другую (например, отношения, возникающие в процессе совместной работы двух министерств в согласительной комиссии). Административно-правовые отношения являются властеоношениями в том смысле, что представляют собой отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти государства, урегулированные нормами административного права.
. Особенностью административных
правоотношений является и
. Административные