Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие государства и его признаки……………………………………..4
2. Правотворчество, его виды и принципы………………………………….8
Список используемой литературы…………………………………………...…16
Для того чтобы принимаемый
акт в максимальной степени отвечал
потребностям жизни общества и был
эффективен, весьма важно заранее
разрешить круг проблем, касающихся
его характера, формы, внутренней структуры,
места и роли в системе других
нормативно-правовых актов. Весьма важно
также определить факторы, способствующие
или, наоборот, препятствующие подготовке
и принятию того или иного нормативно-
Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует выделить в первую очередь материальные (экономические), политические, социальные, идеологические и иные факторы. Уровень качества, а вместе с тем и эффективности нормативно-правовых актов в огромной степени зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются при их подготовке и издании все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность.
Каждый нормативно-правовой
акт, в особенности фундаментальный,
каковым является конституция, должен
в максимальной степени отражать
и учитывать наряду с материальными
условиями жизни всего
Для решения этих и им
подобных задач законодатель каждой
страны при подготовке любого сколько-нибудь
социально значимого
В стремлении систематизировать
правообразующие факторы в
Во-первых, в системе такого
рода факторов выделяют те из них, которые
относятся к «естественной
Подчеркивая важность естественных факторов для процесса правотворчества и правообразования вообще, авторы, занимающиеся данными проблемами, особо акцентируют внимание на том, что воздействие данных факторов на общественные отношений проявляется, как правило, двумя путями: а) путем «детерминации» объекта правового регулирования и б) путем влияния «на принимаемые в этих рамках нормативные решения». При этом верно подмечается, что процесс воздействия естественных факторов может быть понят «только постольку, поскольку они рассматриваются не как факторы «в себе», а как факторы, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости с факторами социальными».
Во-вторых, в научной литературе
особо рассматриваются
К этой группе факторов принадлежат
такие, как: а) основные экономические
структуры «определенной формы
социальной организации общества с
их объективными закономерностями»; б)
основные классы, слои и группы, возникающие
в том или ином обществе на присущей
ему экономической основе; в) существующие
между этими социальными
И, в-третьих, к особой группе факторов в научной литературе относят те, которые формируют в своей совокупности общий, «человеческий фактор». На процесс правообразования огромное влияние оказывают не только объективные факторы, порожденные окружающей социально-политической, экономической и иной средой, но и субъективные факторы.
Данное положение касается проявления индивидуальной воли во всех сферах жизни общества, а также в процессе правообразования.
Правотворческая деятельность государства осуществляется в различных формах. В каждой стране существуют свои особенности этой деятельности, ее виды и формы.
В идеальном государстве, вполне справедливо рассуждают английские авторы, законодательная власть «предположительно должна была бы оставаться исключительно привилегией парламента -законодателей, непосредственно подотчетных избирателям». Теоретически эта посылка справедлива и для государственного механизма современной Англии, но в реалиях, в жизни парламенту «приходится передавать часть своих законодательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим органам». Министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Совет Европейского Союза -«все они наделены парламентом полномочиями по изданию правовых актов». И все же, заключают авторы, суверенитет парламента в правовой сфере сохраняется, ибо ни один из нижестоящих органов не может законодательствовать иначе как на основе законов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламента.
В России, согласно Конституции, правотворческая деятельность осуществляется высшими (на уровне Федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом путем проведения референдума как высшего непосредственного выражения власти народа (ч. 3 ст. 3); субъектами Федерации -республиками, краями и областями, городами федерального значения-Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами -путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные веления.
Сравнивая различные виды
правотворческой деятельности, осуществляемой
в России, с правотворческой
Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего на общность организационно-технических и иных ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права, а также на сходство средств и основополагающих принципов осуществления правотворческой деятельности.
В научной и учебной литературе в связи с этим совершенно справедливо указывается на то, что правотворческая деятельность современных цивилизованных государств должна осуществляться на базе ряда общих основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.
Принципы: демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности; законность и конституционность, означающие строгое и неуклонное следование конституции и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей; профессионализм, проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса.
Особо выделим и принцип
постоянного технического совершенства
принимаемых актов, который имеет
большое значение для повышения
качества и эффективности
Список используемой литературы
1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2011г.