Понятие государства и его признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие государства и его признаки……………………………………..4
2. Правотворчество, его виды и принципы………………………………….8
Список используемой литературы…………………………………………...…16

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.21 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы принимаемый  акт в максимальной степени отвечал  потребностям жизни общества и был  эффективен, весьма важно заранее  разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Весьма важно  также определить факторы, способствующие или, наоборот, препятствующие подготовке и принятию того или иного нормативно-правового  акта. Необходимо четко спрогнозировать  позитивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований, содержащихся в различных  нор­мативно-правовых актах.

Среди факторов, оказывающих  решающее воздействие на процесс  подготовки и формирования права (правообразующие  факторы), следует выделить в первую очередь материальные (экономические), политические, социальные, идеологические и иные факторы. Уровень качества, а вместе с тем и эффективности нормативно-правовых актов в огромной степени зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются при их подготовке и издании все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность.

Каждый нормативно-правовой акт, в особенности фундаментальный, каковым является конституция, должен в максимальной степени отражать и учитывать наряду с материальными  условиями жизни всего общества, уровнем развития экономики, различных  форм собственности и уровнем  жизни людей соотношение различных  социальных и политических сил, степень  политической активности политических партий и движений, состояние отношений  между нациями и народностями, взаимоотношений с другими странами и народами, место и роль государства в окружающей, его международно-правовой среде.

Для решения этих и им подобных задач законодатель каждой страны при подготовке любого сколько-нибудь социально значимого нормативного акта стоит перед необходимостью исследовать различные социальные факторы, обусловливающие потребность  в нормативно-правовом регулировании  существующих общественных отношений; вы­явить и тщательно учесть при  формировании правовых норм многообразные  интересы социальных и национальных образований, классов и общества в целом; провести сравнительный анализ подготавливаемой правовой нормы не только с аналогичными установлениями прошлых лет и ныне действующих систем других государств, но и с иными ре­гуляторами общественных отношений; поставить и провести в случае необходимости социальные эксперименты для определения наиболее оптимального варианта регулирования рассматриваемых общественных отношений; определить характер взаимосвязи и взаимодействия проектируемой нормы с другими нормами данной системы права; провести иные подготовительные действия».

В стремлении систематизировать  правообразующие факторы в отечественной  и зарубежной юридической литературе их издавна группируют следующим  образом.

Во-первых, в системе такого рода факторов выделяют те из них, которые  относятся к «естественной среде». Среди них -биологические, климатические, демографические, географические и многие другие им подобные факторы.

Подчеркивая важность естественных факторов для процесса правотворчества  и правообразования вообще, авторы, занимающиеся данными проблемами, особо акцентируют внимание на том, что воздействие данных факторов на общественные отношений проявляется, как правило, двумя путями: а) путем «детерминации» объекта правового регулирования и б) путем влияния «на принимаемые в этих рамках нормативные решения». При этом верно подмечается, что процесс воздействия естественных факторов может быть понят «только постольку, поскольку они рассматриваются не как факторы «в себе», а как факторы, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости с факторами социальными».

Во-вторых, в научной литературе особо рассматриваются правообразующие  факторы, относящиеся к социально-экономической, политической и идеологической среде.

К этой группе факторов принадлежат  такие, как: а) основные экономические  структуры «определенной формы  социальной организации общества с  их объективными закономерностями»; б) основные классы, слои и группы, возникающие  в том или ином обществе на присущей ему экономической основе; в) существующие между этими социальными общностями отношения -их характер и уровень, оказывающие влияние на процесс правообразования и реализации права и господ­ствующая в том или ином обществе идеология и др.

И, в-третьих, к особой группе факторов в научной литературе относят  те, которые формируют в своей  совокупности общий, «человеческий  фактор». На процесс правообразования огромное влияние оказывают не только объективные факторы, порожденные окружающей социально-политической, экономической и иной средой, но и субъективные факторы.

Данное положение касается проявления индивидуальной воли во всех сферах жизни общества, а также  в процессе правообразования.

Правотворческая деятельность государства осуществляется в различных  формах. В каждой стране существуют свои особенности этой деятельности, ее виды и формы.

В идеальном государстве, вполне справедливо рассуждают английские авторы, законодательная власть «предположительно  должна была бы оставаться исключительно  привилегией парламента -законодателей, непосредственно подотчетных избирателям». Теоретически эта посылка справедлива и для государственного механизма современной Англии, но в реалиях, в жизни парламенту «приходится передавать часть своих законодательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим органам». Министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Совет Европейского Союза -«все они наделены парламентом полномочиями по изданию правовых актов». И все же, заключают авторы, суверенитет парламента в правовой сфере сохраняется, ибо ни один из нижестоящих органов не может законодательствовать иначе как на основе законов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламента.

В России, согласно Конституции, правотворческая деятельность осуществляется высшими (на уровне Федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом путем проведения референдума как высшего непосредственного выражения власти народа (ч. 3 ст. 3); субъектами Федерации -рес­публиками, краями и областями, городами федерального значения-Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами -путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные веления.

Сравнивая различные виды правотворческой деятельности, осуществляемой в России, с правотворческой деятельностью  государственных органов Великобритании и других стран, нетрудно заметить, что между ними есть как общее, так и особенное. Специфика проявляется, в частности, в наличии у той  и другой страны своих видов правотворческой  деятельности (скажем, в Великобритании -судебная правотворческая деятельность, в России -правотворчество с помощью референдума и путем заключения правовых договоров), в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов, в установлении особого порядка законодательного закрепления правотворческой деятельности государственных органов.

Говоря об общности правотворческой  деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего на общность организационно-технических и иных ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права, а также на сходство средств и основополагающих принципов осуществления правотворческой деятельности.

В научной и учебной  литературе в связи с этим совершенно справедливо указывается на то, что  правотворческая деятельность современных  цивилизованных государств должна осуществляться на базе ряда общих основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общее  направление этой деятельности.

Принципы: демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности; законность и конституционность, означающие строгое и неуклонное следование конституции и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей; профессионализм, проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса.

Особо выделим и принцип  постоянного технического совершенства принимаемых актов, который имеет  большое значение для повышения  качества и эффективности правотворческого процесса. Суть данного принципа заключается  в том, чтобы в процессе подготовки и принятия и нормативно-правовых актов в максимальной степени  использовать предложенные юридической  наукой и апробированные правотворческой  практикой наиболее эффективные  методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего  общепринятым в мире стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2011г.

  1. Марченко М.Н. «Теория государства и права» Москва 2011г.
  2. Комаров С.А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2011г. - 340 с.
  3. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. - М.: Юрист, 2011г. - 422 с.
  4. Теория государства и права. Курс лекций. / под ред.Н.И. Матузова 2010г.
  5. А.В. Малько - М. Юрист – 2010г. - 211 с.

 

 

 


Информация о работе Понятие государства и его признаки