Понятие и особенности административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Понятие и особенности административной
ответственности…………………………………………………………5
Основания административной ответственности……………………...9
Административное правонарушение…………………………………11
Состав административного правонарушения………………………...14
Административное наказание………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованных источников…………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

АП курсовая.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

В кодексе РФ об административных правонарушениях сформулировано официальное  определение административного  правонарушения: административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие административного  правонарушения охватывает собой ряд  признаков. Во-первых, это деяние, т. е. действие или бездействие лица отдающего отчет своим поступкам, во-вторых, общественно опасное (ряд ученых высказывают противоречия по поводу факта существования общественной опасности в административном правонарушении, по их мнению, общественная опасность присуща лишь преступлениям), в-третьих, противоправная, в-четвертых, виновная, в-пятых, наказуемое деяние.

Иными словами административное правонарушение можно рассмотреть  как вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое  принимает форму действия, либо бездействия.

Сущность административного  правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя  в нормах права обязательные правила  поведения, предусматривает возможность  применения за их нарушения государственного принуждения. Именно общественная опасность  правонарушения обусловливает ответственность  за его нарушения.

Законодатель при определении  в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличии от понятия преступления.

Тем не менее, дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного  права продолжается. Так, в юридической  литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность  деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь «вредностью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

Признаки административного  правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный  юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности  правонарушителя.

В теории административного  права под составом административного  правонарушения понимается единство установленных  КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как  административное правонарушение.

К объективным элементам  состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – это внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

Общим объектом административного  правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области  государственного управления и регулируемые нормами административного, а в  ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового  и других отраслей права.

В качестве родового объекта  административного проступка в  КоАП РФ выступают: личность, права  и свободы граждан; здоровье граждан; общественная нравственность; общественная безопасность и порядок; окружающая среда; установленный порядок управления; собственность; отношения в сфере экономики.

Непосредственным объектом являются общественные отношения, охраняемые отдельной нормой административного  права.

Объективная сторона административного  правонарушения – это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность

О наличии объективной  стороны административного правонарушения можно говорить только в том случае, если в основе действия или бездействия  лежало сознательное поведение. Таким  образом, отсутствует деяние в том  случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического  или психического принуждения, так  что у правонарушителя не было выбора между неправомерным и  правомерным поведением.

Содержание объективной  стороны характеризуют и такие  квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, систематичность  противоправного посягательства, длящееся правонарушение.

Наличие объективной стороны административного  правонарушения во многих случаях ставится в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий.

Субъектами административного  правонарушения являются физические и  юридические лица. КоАП РФ выделяет общих, специальных и особых субъектов  такого рода. Общим субъектом административного  правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов РФ.

Наложение административного  взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Специальным субъектом  административного проступка выступают  должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей  страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и  лица без гражданства. Так, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчинённых работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Особым субъектом административного  правонарушения являются лица, в отношении  которых действует особый порядок  привлечения к административной ответственности или к которым  не применяются отдельные виды наказаний, например, военнослужащие и находящиеся  на военных сборах граждане, а также  лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. За нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, они несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общей нормы состоит в том, что к указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и приравненными к ним лицами, могут вместо наложения административного взыскания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Так же к особым субъектам  административного правонарушения относятся: иностранные граждане с  дипломатическим иммунитетом, беременные женщины, профессиональные охотники и  др.

Субъективная сторона  административного правонарушения – психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному  действию или бездействию и его  последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных  формах, при наличии других признаков  состава правонарушения, признаётся виновным в его совершении.

Действуя с умыслом, правонарушитель  сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит  возможность или неизбежность наступления  вредных последствий, противоправного  результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично – косвенный умысел.

Каждая форма вины имеет  большое значение для квалификации деяния, индивидуализации административных взысканий и т.д. Поэтому они  разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

Содержание умышленной вины определяется характером административного  правонарушения, состав которого может  быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления  в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Например, нарушение санитарно-гигиенических  правил и норм, нарушение правил водопользования.

Материальный состав административного  правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия, обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий, например мелкое хищение. В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления  вредных последствий его действия либо бездействия.

Административный проступок  может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в  двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в  том, что лицо предвидит возможность  наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать, и выехал на перекресток, на красный свет.

Небрежность состоит в  не предвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах  лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где  автоинспектор обнаружил серьезные  технические дефекты.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда  – случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло  предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, они в одних составах указаны, а в других нет. Если указаны, то они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признаётся административным правонарушением.

 

 

 

 

 

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

 

Административное наказание  – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав и др.).

В отношении юридических  лиц могут применяться предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие и конфискация.

Административные наказания, кроме предупреждения и административного штрафа, устанавливаются только КоАП РФ.

КоАП РФ подразделяет административные наказания на основные и дополнительные.

В качестве только основных административных взысканий устанавливаться  и применяться могут лишь предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация, а все другие могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания: возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Информация о работе Понятие и особенности административной ответственности