Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:29, курсовая работа
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки.
Введение………………………………………………………………..3
Понятие и особенности административной
ответственности…………………………………………………………5
Основания административной ответственности……………………...9
Административное правонарушение…………………………………11
Состав административного правонарушения………………………...14
Административное наказание………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованных источников…………………………………26
В кодексе РФ об административных правонарушениях сформулировано официальное определение административного правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков. Во-первых, это деяние, т. е. действие или бездействие лица отдающего отчет своим поступкам, во-вторых, общественно опасное (ряд ученых высказывают противоречия по поводу факта существования общественной опасности в административном правонарушении, по их мнению, общественная опасность присуща лишь преступлениям), в-третьих, противоправная, в-четвертых, виновная, в-пятых, наказуемое деяние.
Иными словами административное
правонарушение можно рассмотреть
как вариант юридической
Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушения государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его нарушения.
Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличии от понятия преступления.
Тем не менее, дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Так, в юридической литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь «вредностью».
СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.
В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – это внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.
В качестве родового объекта административного проступка в КоАП РФ выступают: личность, права и свободы граждан; здоровье граждан; общественная нравственность; общественная безопасность и порядок; окружающая среда; установленный порядок управления; собственность; отношения в сфере экономики.
Непосредственным объектом являются общественные отношения, охраняемые отдельной нормой административного права.
Объективная сторона административного правонарушения – это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность
О наличии объективной
стороны административного
Содержание объективной
стороны характеризуют и такие
квалифицирующие признаки, как повторность,
неоднократность, систематичность
противоправного
Наличие объективной стороны
Субъектами административного
правонарушения являются физические и
юридические лица. КоАП РФ выделяет
общих, специальных и особых субъектов
такого рода. Общим субъектом
Наложение административного
взыскания на юридическое лицо не
освобождает от административной ответственности
за данное правонарушение виновное физическое
лицо, равно как и привлечение
к административной или уголовной
ответственности физического
Специальным субъектом
административного проступка
Особым субъектом
Так же к особым субъектам
административного
Субъективная сторона
административного
Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично – косвенный умысел.
Каждая форма вины имеет большое значение для квалификации деяния, индивидуализации административных взысканий и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
Содержание умышленной вины
определяется характером административного
правонарушения, состав которого может
быть формальным или материальным.
Формальным признается такой состав
административного
Материальный состав административного
правонарушения включает в себя помимо
противоправного действия или бездействия,
обязательное наступление в результате
их совершения общественно опасных
(вредных) последствий, например мелкое
хищение. В этой связи умышленная
вина предполагает осознание (понимание)
нарушителем не только общественной
опасности и противоправности содеянного,
но и возможности наступления
вредных последствий его
Административный проступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.
Легкомыслие состоит в
том, что лицо предвидит возможность
наступления противоправного
Небрежность состоит в
не предвидении возможности
Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда – случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий.
Наряду с обязательными
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав и др.).
В отношении юридических лиц могут применяться предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие и конфискация.
Административные наказания, кроме предупреждения и административного штрафа, устанавливаются только КоАП РФ.
КоАП РФ подразделяет административные наказания на основные и дополнительные.
В качестве только основных административных взысканий устанавливаться и применяться могут лишь предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация, а все другие могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания: возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Информация о работе Понятие и особенности административной ответственности