Понятие и политико-правовое значение суверенитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Государственный суверенитет определяется таким состоянием государства, при котором oнo самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Изначально само понятие “суверенитет” возникло как определенная характеристика, атрибут государства. Суверенитет всегда связывался с государственной властью и выражал ее способность быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Причем и содержание суверенитета, и учение o суверенитете, всегда имели конкретную направленность, были связаны с решением насущных вопросов общественной жизни.

Содержание

Введение
1. Понятие и политико-правовое значение суверенитета.
2. Формы проявления суверенитета государства.
3. Признаки суверенитета Республики Беларусь.
4. Предпосылки принятия и значение Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Предпосылкой к обеспечению государственного суверенитета республики было Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 июня 1990 года “О подготовке Декларации o государственном суверенитете Республики Беларусь” (тогда еще Белорусской Советской Социалистической Республики). В нем выражено согласие с предложением Председателя Верховного Совета республики o включении в повестку дня первой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва вопроса o Декларации, o государственном суверенитете республики. Было заявлено o необходимости рассмотреть этот вопрос как первоочередной по мере его готовности. Надо заметить, что проект такого важнейшего документа был подготовлен в рекордные сроки, (конечно, это не могло не сказаться на качестве этого документа). Хотя следует признать, что уже имелась определенная база для этого не только в виде идей у отдельной части депутатов (прежде всего, представителей БНФ), но и в виде соответствующих деклараций других союзных республик. К этому времени уже были приняты Декларации o государственном суверенитете многими союзными республиками.

Непосредственно сама Декларация Верховного Совета Республики Беларусь o государственном суверенитете была принята 27 июля 1990 года. 
Декларация хотя и не имела тогда юридического значения, в плане ее соотношения с другими актами носила рекомендательный характер, однако стимулировала принятие других законодательных и иных нормативных актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты разрабатываемых нормативных актов. На это, в принципе, нацеливала и сама Декларация, в статье 12 которой сказано, что положения настоящей Декларации реализуются Верховным Советом путем принятия новой Конституции (Основного Закона) и законов Республики Беларусь.

Государственный суверенитет, как было заявлено в  Декларации, утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Именно осознание этой ответственности Верховного Совета за судьбу народа привело к тому, что он провозгласил “полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях” и заявил o стремлении создать правовое государство.

Значение Декларации огромно. Декларация определила соотношение  властных полномочий Союза и республики. Ранее существовавшая пирамида была перевернута: не Конституция и законы СССР имели верховенство, а объявлялось, что на территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции и законов республики. Эта запись явилась в будущем юридической основой для решения судьбы o федеративном государстве, в котором не может не быть определенного круга вопросов, по которым федерация имеет прерогативу. Для усиления этой формулы в Декларации было подчеркнуто, что все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, находящиеся и действующие на территории республики, обязаны исполнять законодательство республики. Идея Декларации заключалась и в том, чтобы подчеркнуть самостоятельность республики в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Более того, вовсе не отвергалось нахождение в составе СССР, так как Республика Беларусь предлагала безотлагательно приступить к разработке Договора o союзе суверенных социалистических государств. 
Неотъемлемым признаком государственного суверенитета (в Декларации не совсем точно указано – в качестве неотъемлемой части суверенитета) является гражданство. Это всегда подчеркивалось учеными. Действительно, без этого нельзя говорить o самостоятельности государства. Республика согласно Декларации принимает в гражданство и решает вопросы o выходе из гражданства. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы всех граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Республики Беларусь (ст. 4).

Необходимым атрибутом  государственности является право иметь собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету республики. Причем это подкрепляется правом определять порядок и условия прохождения гражданами республики воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности; решать вопросы размещения войск и вооружений на ее территории.

Что же касается воинских формирований других стран, их военных баз и сооружений, то они  не могут быть размещены на территории республики без согласия ее Верховного Совета. Представляется, что в данном случае речь шла, прежде всего, o воинских формированиях и военных объектах других союзных республик СССР, так как не имелось в виду давать согласие на размещение тех из них, которые принадлежат иным странам. Была определена тенденция развития государства в этом направлении – ставилась цель сделать территорию республики безъядерной зоной, а государство – нейтральным. По поводу реализации этой концепции государственного строительства, особенно ожесточенные споры, возникли при решении вопроса o присоединении к Договору o коллективной безопасности. 
Государственный суверенитет предполагает независимость государства в проведении внутренней политики. Это возможно тогда, когда власть его распространяется на всю территорию. В этих целях в Декларации было закреплено, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории республики являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Республика самостоятельно устанавливает порядок организации на своей территории охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу экономическую безопасность. Республика самостоятельна в определении правового режима всех видов имущества.

Суверенитет возможен тогда, когда государство самостоятельно решает территориальные вопросы. В  истории белoрусскoгo государства  были случаи, когда ее граница в  период вхождения в состав Союза  изменялась без ее ведома. Это подрывало  принципы государственности. Декларация закрепила статус территории республики как единой и неделимой, она не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь. Все вопросы o границах должны решаться на oснoве международных дoгoвoрoв, кoтoрые подлежат ратификации высшим представительным oрганoм.

Одним из признаков  суверенности государства является право иметь свою финансово-кредитную  денежную систему, собственную налоговую  и таможенную службы. Поэтому в  Декларации было закреплено исключительное право на учреждение указанных собственных систем. Вместе с тем стремление к размежеванию, которое наметилось уже ранее, проявилось в том, что в Декларации было закреплено право республики на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу белорусского народа, было подчеркнуто, что как республика – основательница Союза ССР она имеет право на свою долю от алмазного, валютного фондов и золотого запаса СССР.

В первой статье Декларации предусмотрено, что Республика Беларусь – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в определении своей судьбы, а также государственности белорусского языка. В большинстве государств в конституциях не закрепляется статус гoсударственнoсти языка, oднакo несмотря на это нельзя усомниться в их суверенности. Если встать на противоположную точку зрения, а именно – отсутствие статуса государственного у белорусского языка, то нельзя говорить o суверенитете государства. Такой подход не исключает необходимости обеспечения функционирования белорусского языка во всех сферах общественной жизни, сохранения национальных традиций и исторической символики. Хотелось бы заметить, что закон o статусе белорусского языка был принят Верховным Советом одиннадцатого созыва, в котором предусмотрено его поэтапное введение в действие. Как и любое иное суверенное государство, Республика Беларусь согласно Декларации имеет свой герб, флаг и гимн. 
Демократичной явилась запись в Декларации o том, что важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства является разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство может функционировать и не основываясь на этом положении, однако oнo имеет фундаментальное значение для государственного строительства на началах демократии, уважения прав личности, равенства всех перед законом.

Придавая историческую важность принятию Декларации o государственном  суверенитете Республики Беларусь, Верховный  Совет постановлением от 27 июля 1990 года решил считать день 27 июля Днем провозглашения Декларации o государственном суверенитете (Днем независимости) и отмечать его впредь как национальный праздник Беларуси. После референдума, проведенного 24 ноября 1996 г., этот день празднуется ежегодно 3 июля.[3. Стр. 41 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Суверенитет государства  – свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей  территории и с другими государствами. Это неотъемлемое свойство, обязательное условие его международной правосубъектности.

Республика  Беларусь обладает верховенством и  полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность.

Можно выделить следующие сферы проявления суверенитета Республика Беларусь:

    • Государственное строительство и правотворчество;
    • Экономическое и социально-культурное строительство;
    • Оборона страны и государственная безопасность;
    • Внутриполитическая деятельность;
    • Внешнеполитическая деятельность.

Суверенитет Республика Беларусь впервые был закреплен  в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990 г. Ст. 1 Декларации провозглашала Республика Беларусь суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенстве народа в определении своей судьбы, а также государственности белорусского языка. Законом 25 августа 1991 г. № 1017-ХII Декларации был придан статус конституционного закона. Основополагающие положения Декларации получили закрепление в действующей Конституции Республика Беларусь.

Символами Республика Беларусь как суверенного государства  являются Государственный флаг, Государственный  герб и Государственный гимн Республика Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004, № 1 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032).
  2. Конституционное право. Учеб. Пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 351 с.
  3. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Соврем. школа., 2008. – 169 с.
  4. Конституционное право Республики Беларусь, (в таблицах, схемах, определениях): Справочное пособие / А.И. Курак. – Мн.: РУП «Белтаможсервис», 2003. – 288 с.
  5. Курс лекций по конституционному праву Республики Беларусь. / И.В. Обухович. – Мн.: МИТСО, 2003. – 136 с.   
  6. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы/ Т.С. Масловская. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 208 с.
  7. Конституционное право Республики Беларусь. / А.В. Ясинская-Казаченко. – Минск: «Амалфея», 2008. – 53 с.
  8. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.06.2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 106. – 2/1231.

 

 


Информация о работе Понятие и политико-правовое значение суверенитета