Понятие и система правоотношений в сфере ТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:15, реферат

Краткое описание

Под воздействием норм трудового права общественные отношения, складывающиеся в процессе применения и организации труда, облекаются в правовую форму и становятся правовыми отношениями. При этом важно отметить, что общественные отношения в сфере труда не всегда функционируют в правовой форме, то есть в виде правоотношений, хотя она и является преобладающей. В ряде случаев эти отношения регламентируются обычаями, нормами корпоративных организаций, моральными нормам и т.п. Однако общественные отношения по использованию наемного труда требуют всегда правовой формы регулирования.
От неправовых форм общественных отношений правоотношения по труду отличаются тем, что они неразрывно связаны с государством, его правотворческой и правоприменительной деятельностью.

Вложенные файлы: 1 файл

20.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 Интересы развития и технического оснащения организаций требуют постоянной работы администрации о профессиональной подготовке кадров.

1.Правоотношения  по ученичеству возникают в  результате особого договора  между гражданином и работодателем,  по которому работодательобязуется организовать индивидуальное, бригадное или крсовое обучение гражданина новой для него специальности, а гражданин – освоить специальность в установленные сроки и в дальнейшем работать по ней в данной организации.

2.Правоотношения  по профессиональной подготовке кадров могут складываться и в связи с повышением их квалификации. Они также базируются на осуществлении гражданами права на профессиональное образование  и носят срочный характер. Но в отличие от предыдущих они не имеют относительной самостоятельности, а существуют постольку, поскольку есть трудовое правоотношение.

3.Правоотношения  по руководству обучением возникают  в связи с заключением особого  договора, по которому обучающиеся  лица берут на себя обязательство  подготовить учеников к самостоятельной работе по определенной специальности.

 Правоотношения  по надзору и контролю за  охраной труда, трудовым законодательством: 

 В  любой современной организации  эффективный надзор за охраной  труда – необходимый элемент  ее деятельности. Субъектами правомочий по надзору за охраной труда выступают специальные государственные и профсоюзные органы, а обязанными субъектами – организации, а также их структурные единицы и должностные лица, составляющие администрацию организации.

 По  целевой направленности эти правоотношения всегда выполняют гарантийную функцию, ибо их основное назначение – обеспечить нормальную трудовую деятельность работников с точки зрения создания безопасных для их жизни и здоровья условий труда.        

 Наряду  с правоотношениями по надзору за охраной труда в организациях складываются и правоотношения по надзору за соблюдением трудового законодательства. Указанные правоотношения – результат осуществления надзорных полномочий органов прокуратуры, других государственных органов (Рострудинспекция), а также защитной функции профсоюзов.

 Правоотношения  ответственности сторон трудового  договора :

 Эти  правоотношения складываются в  результате взаимодействия работника  и работодателя ( сторон трудового  договора ).

 Администрация  обязана обеспечивать  работником нормальные и безопасные условия труда , оплачивать их труд.

 Работники,  в свою очередь, обязаны соблюдать  условия трудового договора в  части, к ним относящейся. 

 Правоотношения  по разрешению трудовых споров :

 Юридическим  фактом, с которым связывается возникновение этих правоотношений, служит обращение заинтересованной стороны спора ( обычно работника – в Комиссию по трудовым спорам, суд; представителя трудового коллектива – в примирительную комиссию, к посреднику, в трудовой арбитраж) с заявлением о защите нарушенного права. Данное заявление побуждает орган по рассмотрению трудовых споров произвести процессуальные действия по предварительному выяснению обстоятельств спора и его разрешению.

 Содержание  и характер процессуального правоотношения по рассмотрению трудовых споров различаются в зависимости от того, какой рассматривается спор – индивидуальный  или коллективный, а также от вида органа, рассматривающего спор.

 Правоотношения  по рассмотрению трудовых споров  относятся к длящимся, их продолжительность определяется временем нахождения спора в производстве компетентных юрисдикционных органов, включая и исполнительное производство.

 Юридическим  фактом, с которым закон связывает  прекращение правоотношений по  рассмотрению трудовых споров, является обычно вступление в законную силу решения органа, разрешившего спор. 

24. Понятие, значение, субъекты социального партнерства

Социальное  партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий

Из многообразия отношений по социальному партнерству  ТК РФ выделяет отношения в сфере  труда и формулирует легальное  отделение понятия «социальное  партнерство».

загрузка...

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам ре­гулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

Если  формулировать юридическое понятие  социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее.

Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства — работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной  власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства.

Субъектами  социального партнерства в сфере  труда выступают:

1) работники;

2) работодатели;

3) представители  работников;

4) представители  работодателей;

5) органы  государственной власти;

6) органы местного самоуправления.

Правовое  положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального  партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

Работники и работодатели — стороны социального  партнерства, действующие через  своих полномочных представителей (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны.

Также участниками отношений по социальному  партнерству выступают органы государственной  власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные).

Органы  исполнительной власти представляют государство  в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют  определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Органы  местного самоуправления, будучи участниками  отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.

Органы  государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами  социального партнерства лишь в  тех случаях, когда они выступают  в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).

Однако, поскольку представитель действует  от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Статья 25 ТК РФ к сторонам социального партнерства относит только работников и работодателей.

Государство в лице правотворческих органов  определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т. е. регулирует нормами права эти отношения.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.

Правовые  нормы, регулирующие отношения социального партнерства, в своей совокупности составляют институт трудо­вого права, частью которого является субинститут коллективного договора и соглашений.

Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в ТК РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу социального партнерства в сфере труда.

Повышение роли и значения социального партнерства  как способа регулирования трудовых отношений потребовало укрепления и расширения его правовой основы. В результате в ТК РФ впервые включен развернутый раздел II «Социальное партнерство в сфере труда». Причем он предшествует другим разделам Кодекса, содержащим конкретные предписания относительно государственного регулирования трудовых отношений и их регулирования с помощью социального партнерства.

Этот  раздел содержит наиболее существенные положения о правовом регулировании  отношений социального партнерства, которые, как и ряд других общественных отношений, входят в предмет трудового права (см. ст. 1 ТК РФ).

Социальное  партнерство, являясь основой для  договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений, входит в  метод трудового права как  лона из его неотъемлемых черт.

Среди принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство (см. ст. 2 ТК).

Добавить  свое объявление

Усиление  роли социального партнерства, коллективных договоров и соглашений в регулировании  трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете и методе трудового права, принципах регулирования этих отношений, но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению феде­ральных органов государственной власти(см ст.6 ТК РФ).

Раздел II ТК РФ сформирован на базе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г.; Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах Р.

Приняты во внимание Конвенции МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию», № 98 (1949 г.) «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров», № 135 (1971 г.) «О представителях трудящихся», Декларация МОТ основополагающих принципов и прав в мире труда (1998 г.) и другие международные акты.

ТК РФ закрепляет положения о социальном партнерстве, распространяющиеся на всю территорию Российской Федерации, всех работников и всех работодателей. Вместе с тем, применение этих положений может иметь особенности в отношении государственных служащих, работников военных и военизированных органов и органов налоговой полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации. Эти особенности устанавливаются федеральными законами (см. ст. 28 ТК РФ).

После введения в действие ТК РФ (1 февраля 2002 г.) названные законы (как и все иные нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК РФ). К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК РФ. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК РФ применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК РФ). 

25. Основные принципы СП, их отличие от принципов ТП

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение  и учет интересов сторон;

заинтересованность  сторон в участии в договорных отношениях;

содействие  государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической  основе;

соблюдение  сторонами и их представителями  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

Информация о работе Понятие и система правоотношений в сфере ТП