Понятие и система правоотношений в сфере ТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:15, реферат

Краткое описание

Под воздействием норм трудового права общественные отношения, складывающиеся в процессе применения и организации труда, облекаются в правовую форму и становятся правовыми отношениями. При этом важно отметить, что общественные отношения в сфере труда не всегда функционируют в правовой форме, то есть в виде правоотношений, хотя она и является преобладающей. В ряде случаев эти отношения регламентируются обычаями, нормами корпоративных организаций, моральными нормам и т.п. Однако общественные отношения по использованию наемного труда требуют всегда правовой формы регулирования.
От неправовых форм общественных отношений правоотношения по труду отличаются тем, что они неразрывно связаны с государством, его правотворческой и правоприменительной деятельностью.

Вложенные файлы: 1 файл

20.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность  обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность  выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль  за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Основные  принципы правового регулирования  трудовых и связанных с ними отношений 

1. Принципы  трудового права - это установленные  с помощью законодательства положения,  основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2. К  основным принципам правового  регулирования трудовых от­ношений  относятся, в частности:

 •  свобода труда, право распоряжаться  своими способностями к труду,  выбирать профессию и род деятельности;

 •  запрещение принудительного труда  и дискриминации в сфере труда;

защита  от безработицы и содействие в  трудоустройстве;

 обеспечение  права каждого работника на справедливые условия труда, права на отдых;

равенство прав и возможностей работников;

 обеспечение  права каждого работника на  выплату справедливой заработной  платы не ниже установленного  законом минимального размера  оплаты труда; 

 обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

 обеспечение  права работников на участие  в управлении организацией;

• социальное партнерство',

обязательность  возмещения вреда, причиненного работнику  в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

 обеспечение  права каждого на защиту государством  его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

 обеспечение  права на разрешение индивидуальных  и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;

 обеспечение  права представителей профессиональных  союзов осуществлять профсоюзный  контроль за соблюдением трудового  законодательства;

• обеспечение  права на обязательное социальное страхование ра­ботников.  

26. Уровни СП, их различия.

Уровни  социального партнерства

   Система социального партнерства  в соответствии с трудовым  законодательством (ст.26 ТК РФ) включает  пять уровней:

федеральный уровень, на котором устанавливаются  основы регулирования отношений в сфере труда;

региональный  уровень, на котором субъекты Федерации  определяют порядок регулирования  в соответствии со своими полномочиями;

отраслевой  уровень, на котором осуществляется отраслевое регулирование;

территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район и т.п.);

локальный уровень, на котором происходит регулирование  взаимоотношений между работниками  и работодателями в рамках конкретной организации.

  Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей работников как социальных партнеров определяет профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29).

  Представителями  работодателей в социальном партнерстве  согласно ст. 33 ТК являются: руководитель  организации или уполномоченные  им лица в соответствии с  трудовым законодательством, учредительными  документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей.

   Представителями работодателей  – государства и муниципального образования – являются их исполнительные органы. 

27. Органы СП

Органами  социального партнерства являются комиссии, создаваемые социальными  партнерами, по урегулированию социально-трудовых отношений на всех пяти уровнях системы  партнерства. На федеральном уровне образуется трехсторонняя комиссия, правовой статус которой определен законодательно. Аналогичные комиссии могут образовываться в субъектах Федерации и на территориальном местном уровне. Отраслевые комиссии могут быть созданы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

   Основное предназначение социального  партнерства состоит в том,  чтобы путем переговоров достичь  согласованности противоположных  интересов работников и работодателей,  снять острые проблемы. Этим вопросам  посвящена гл.6 ТК РФ. Решение принимается при единогласном голосовании сторон комиссии. Если в ходе работы трехсторонней комиссии (на любом уровне) возникают споры по каким-либо вопросам, по таким вопросам составляется протокол разногласий и они разрешаются в соответствии с порядком разрешения споров.

   Достижение целей социального  партнерства происходит благодаря  использованию различных форм (ст.27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия  работников или их представителей  при разрешении трудовых споров в судебном порядке. Одной из форм социального партнерства является также участие работников, их представителей в управлении организацией. Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства. 

28. Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений.

РОССИЙСКАЯ  ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ  СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ —  занимающий ведущее место в системе  социального партнерства постоянно  действующий на федеральном уровне орган, созданный в соответствии с ФР от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (далее — Комиссия).

Стороны Комиссии:

работники в лице общероссийских объединений  профессиональных союзов;

работодатели  в лице общероссийских объединений работодателей;

государство в лице Правительства РФ.

Члены Комиссии:

представители общероссийских объединений профессиональных союзов;

представители общероссийских объединений работодателей;

представители Правительства РФ.

Принципы формирования Комиссии:

добровольность  участия;

паритет сторон;

самостоятельность и независимость сторон.

Представительство общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений  работодателей, Правительства РФ в  Комиссии определяется (сторонами) самостоятельно в соответствии с законодательством РФ. Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, направляет своего представителя в состав Комиссии. По согласованию с др. членами своей стороны общероссийские объединения работодателей могут увеличить число своих представителей в Комиссии. Общероссийские объединения профессиональных союзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству членов профсоюзов.

Утверждение и замена представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей  в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений; утверждение и замена представителей Правительства РФ — в соответствии с постановлением (распоряжением) Правительства РФ.

Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек. Спорные вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии, разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или в суде.

Основные  цели Комиссии:

регулирование социально-трудовых отношений (СТО);

согласование  социально-экономических интересов  сторон.

Основные  задачи Комиссии:

ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения (ГС) между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

содействие  договорному регулированию СТО  на федеральном уровне;

проведение  консультаций по вопросам, связанным  с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области СТО, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

согласование  позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

рассмотрение (по инициативе сторон) вопросов, возникающих  в ходе выполнения ГС;

распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию  СТО о деятельности Комиссии;

изучение  международного опыта, участие в  мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в  области СТО и социального  партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным  с ратификацией и применением  международных трудовых норм.

Комиссия  имеет право:

проводить с федеральными органами государственной  власти (в согласованном с ними порядке) консультации по вопросам, связанным  с разработкой и реализацией  социально-экономической политики;

разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти (в согласованном с ними порядке) предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных актов РФ в области СТО;

согласовывать интересы общероссийских объединений  профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта ГС, реализации ГС, выполнении решений Комиссии;

осуществлять  взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию СТО в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта ГС и иных соглашений, регулирующих СТО, реализации указанных соглашений;

запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых  и заключенных соглашениях, регулирующих СТО, и о коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования СТО, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию СТО;

осуществлять  контроль выполнения своих решений;

получать  от федеральных органов исполнительной власти (в установленном Правительством РФ порядке) информацию о социально-экономическом  положении в РФ (в субъектах  РФ), необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта  ГС и проектов нормативных правовых актов РФ в области СТО, организации контроля за выполнением ГС;

участвовать (по согласованию с Правительством РФ) в подготовке разрабатываемых  им проектов федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  РФ в области СТО и (по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального собрания РФ) — в предварительном рассмотрении законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной думой Федерального собрания РФ;

участвовать (по согласованию с общероссийскими  объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти) в их заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием СТО;

приглашать  для участия в своей деятельности представителей общероссийских профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей др. организаций;

Информация о работе Понятие и система правоотношений в сфере ТП