Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является формирование целостного представления о правах и обязанностях государственного служащего, его правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
- Определение сущности и признаков государственной службы;
- На основе понятия проследить классификацию госслужащих;
- Изучить и рассмотреть права и обязанности государственных служащих;
- Определить ответственность, а также ограничения и запреты госслужащих;
- Изучение нормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовые по дисциплине государственная служба 2011.docx

— 62.43 Кб (Скачать файл)

Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной  деятельности. С этой точки зрения к государственной относится служба в различных специализированных отраслях: военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, и др.

Согласно  п.4 ст.32 Конституции Российской Федерации  граждане Российской Федерации имеют  равный доступ к государственной  службе4. Исходя из данной нормы, Закон устанавливает, что государственная служба основана на принципе равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих.

В Законе ничего не говорится о физических и моральных качествах государственных  служащих. Однако совершенно ясно, что  государственным служащим может  быть лишь гражданин, способный по состоянию  здоровья и своим деловым качествам  профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий  государственный орган. Что касается условий доступа граждан к  государственной службе в соответствии с профессиональной подготовкой, то это означает следующее: претенденту  необходимо иметь образование и  подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется  посредством участия граждан  в конкурсе на вакантные государственные  должности государственной службы.

Обязательность  для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот принцип является одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия для исполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма. Государственным служащим следует строго руководствоваться объемом полномочий каждого государственного органа, очерченного законодательством, учитывая, когда это необходимо, порядок так называемого двойного подчинения.

Государственная служба основывается на принципе единства предъявляемых к ней основных требований. Основные требования являются едиными и для федеральной  государственной службы, и для  государственной службы субъектов  Российской Федерации, и, соответственно, для деятельности государственных  служащих.

Единство  государственной службы Российской Федерации обеспечивается установленной  в Федеральном законе системой органов государственной службы и определенными едиными задачами. Принцип единства основных требований осуществляется также посредством системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института государственной службы.

Принцип единства требований означает также, что  все государственные служащие подчинены  минимуму общих правил, независимо от того, служат ли они Российской Федерации  или ее субъекту. Принцип единства требований обеспечивает независимость  государственной службы от структурных  и иных перестроек в системе органов  власти.

 

 

 

 

ГЛАВА II. Правовой статус государственного служащего.

 

2.1 Права государственного служащего

 

В качестве основного элемента правового статуса  государственного служащего, раскрывающего  демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное  функционирование, выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового  статуса и его правовую защиту;

права, способствующие непосредственному выполнению служебных  обязанностей;

права, содействующие  усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих  ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

К первой группе прав государственного служащего  относятся:

а) ознакомление с документами, определяющими его  права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и  условия продвижения по службе, а  также организационно-технические  условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

б) ознакомление с должностным регламентом и  иными документами, определяющими  его права и обязанности по замеща емой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;


в) проведение по его требованию служебного расследования  для опровержения сведений, порочащих  его честь и достоинство;

г) право  на обращение государственного служащего  в соответствующие государственные  органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной  службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов  и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную  службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность  государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;

д) защита сведений о государственном служащем;

е) государственная  защита своей жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

Ко второй группе прав государственного служащего  относятся:

а) получение  в установленном порядке информации и материалов, необходимых для  исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

б) доступ в установленном порядке в  связи с исполнением должностных  обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном  порядке для исполнения должностных  обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

в) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

д) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

е) право  на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных  органах).

Третью  группу прав государственного служащего  составляют:

а) участие  по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;

б) продвижение  по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа  его работы, уровня квалификации;

в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной  службы;

г) объединение  в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических  и профессиональных интересов;

д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

е) право  на отдых, обеспечиваемое установлением  нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных  категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов  РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);

ж) право  на включение в стаж государственной  службы государственного служащего  иных периодов трудовой деятельности;

з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и  имуществу в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

к) обязательное государственное социальное страхование  на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения  им государственной службы.

Государственному  служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом  на государственную службу, переводом  на государственную должность в  другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются  связанные с этим транспортные расходы  и расходы на оплату жилья.

Государственному  служащему в зависимости от условий  прохождения им государственной  службы предоставляется в установленном  законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.5

Таким образом, государственный служащий обладает набором прав, которые в совокупности с обязанностями являют собой  один из важнейших элементов правового  статуса государственного служащего.

 

2.2 Обязанности государственного служащего

 

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

Гражданский служащий обязан:  
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;  
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;  
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;  
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;  
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;  
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;  
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;  
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;  
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);  
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;  
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;  
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.  
1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.  
(в ред. Федерального закона от 12.04.2007 N 48-ФЗ) 
2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.  
3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.  
4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.  
5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом6.

Информация о работе Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации